Перспективы детского телевещания Казахстана
Еще 10 лет назад на казахстанском телевидении отсутствовало необходимое количество детских телевизионных каналов. Потом появился детский телеканал отечественного производства — это канал «Балапан».
Немного истории
В советскую эпоху для миллионов советских детей телевизор заменил няню, а многим родителям позволил получить какое-то свободное время. Передачи для детей советского производства имели направленность на выполнение образовательной и социальной функций, и лишь в последнюю очередь принималась во внимание функция развлекательная. Коммерческая составляющая при этом отсутствовала в принципе. Поскольку все детские передачи создавались исключительно при поддержке государства, то от конечного продукта требовалось максимальное качество. Чем, увы, сегодня может похвастать далеко не каждая детская передача, сегодня качество становится скорее исключением из правил, поскольку приоритетом стала возможность получения прибыли.
Во времена существования Советского Союза США считались основным конкурентом Страны Советов, и потому телевизионная продукция американского производства была не доступна простым гражданам. Между тем уже в то время детские передачи в США были более чем разнообразны. Однако основная их функция заключалась в развлечении детей и привлечении зрителей в соответствии с их интересами, возможности воспитания и интеллектуального развития посредством телевидения практически не использовались. В то же время довольно активно применялись коммерческие возможности телевидения – в интервалах между передачами или даже внутри передач монтировались рекламные ролики, некоторые из которых стали настоящей классикой рекламы. После распада СССР заграничная продукция буквально хлынула на рынок постсоветского пространства. Американские детские телепередачи заняли лидирующие позиции в рейтингах всех телеканалов СНГ.
К концу XX века произошло изменение ситуации, как в странах СНГ, так и в США. Существенное влияние эти изменения оказали и на Казахстан, работники телевидения всерьез задумались о качестве детских телепередач и необходимостью использования их для воспитания и развития детей, поскольку большинство имеющих детских передач относились скорее к жанру развлекательному, тогда как воспитательные и образовательные функции практически не учитывались.
Из поколения в поколение
Современные казахстанские дети обделены вниманием со стороны взрослых, как в масштабах государства, так и в пределах одной семьи. Зачастую для детей не находится времени, и они остаются на попечении телевизора. При этом «взрослая» направленность телевидения не то, чтобы не воспитывает, а даже разрушает детскую психику, показывая подчас такие вещи, которые даже многим взрослым могут показаться неприемлемыми.
У детей младшего школьного возраста существует устойчивая потребность в получении знаний, а усваивается информация ими лучше всего в игровой форме. Самыми привлекательными жанрами для этой категории зрителей считаются мультфильмы, цирковые и кукольные представления, и передачи, обучающие «совместному творчеству» - рисованию, изготовлению поделок, вышиванию, лепке и прочему.
Младшие подростки нуждаются в познании и действии. Жанровые предпочтения этой категории детской аудитории складываются из передач, в основе которых лежит приключенческий сюжет либо занимательная история, проекты игрового характера с элементами состязаний, передачи о природе, мультфильмы с развернутым сюжетом и яркими фантастическими героями, анимационные сериалы, детские художественные фильмы, комедии и приключенческие фильмы.
Подростки более старшего возраста предпочитают смотреть телевизионные сериалы и кинофильмы, спортивные и музыкальные передачи, публицистические молодежные передачи, ток-шоу, телевизионные игры. Для этой группы телезрителей на первый план выходят человеческие взаимоотношения, в первую очередь между мужчиной и женщиной, а также отношения «отцов и детей».
Психологами было установлено, что существует несколько возрастных устойчивых особенностей в поведении детей, обуславливающих их телевизионные пристрастия. При этом главный тезис этой теории гласит, что приоритеты в предпочтении передач изменяются по мере взросления, в среднем такие изменения происходят каждые три года.
Юные зрители до трех лет предпочитают смотреть передачи развлекающего характера, предназначенные именно для этой возрастной категории, но такие
передачи попросту отсутствуют. Заменой детских передач для малышей становится реклама, играющая роль «воспитателя» и прививающая детям потребительское отношение к жизни. Чрезвычайно мало передач на отечественном ТВ и для дошкольников от трех до шести лет, и для младших школьников от шести до восьми лет. Дети этого возраста с удовольствием смотрят программы кукольной формы, к примеру, цирк или мультфильмы. Любят мультики и школьники от девяти до одиннадцати лет, особенно те, где персонажами являются животные, полулюди-полуживотные или фантастические герои.
Двенадцатилетние подростки любят мультфильмы с людьми в главной роли, но в этом возрасте потребление становится более обширным, подростков привлекают сериалы, художественные фильмы, развлекательные передачи, ток-шоу, ориентированные на разный возраст зрителей. После двенадцати лет происходит резкая, кардинальная смена телевизионных пристрастий, поскольку приходит осознание собственной причастности к обществу и к своему поколению. Телевизионные предпочтения сменяются и в пятнадцать-шестнадцать лет.
В целом настоящее положение дел таково, что юные телезрители смотрят все подряд передачи, как детские, так и взрослые. В итоге нивелируются преимущества специфического детского телевидения и происходит его тесное сближение со взрослым. Вместе с взрослой аудиторией дети смотрят фильмы с элементами насилия, эротики и убийств. Как результат, дети начинают имитировать образцы и модели поведения, которые представлены на телеэкране и активно подражают поведению взрослых. Вследствие этого жизненно необходимы передачи с образами героев, достойных подражанию – спокойными, сильными и доброжелательными. Нужно чтобы дети могли видеть на экране взрослых людей, добившихся успехов в науке, искусстве, образовании, а также положительные образы своих сверстников. На данное время общая тенденция такова, что продукция детской культуры замещается продукцией «взрослой» массовой культуры.
Низкопробность этой продукции представляет серьезную угрозу для нравственного и психического здоровья детей, что в будущем обязательно отразится на здоровье нации в целом. Можно выделить определяющие для программирования показатели – график и объем детского телесмотрени.
По статистике, дети проводят у телевизионных экранов в среднем 2,5-3,5 часа в день. Младшие школьники чаще всего смотрят телевизор в выходные дни, а подростки и старшеклассники – по будням, при этом объем телесмотрения увеличивается в зимний период и уменьшается летом. Такие колебания наиболее характерны для дошкольников, школьников младшего возраста и младших подростков. Уделять внимание нужно и тому, как изменяется интерес к телепросмотрам от времени суток. Организация детского телевещания должна происходить при учете детского распорядка дня.
Перспективы
Проанализировав детские передачи казахстанского телевидения на предмет их влияния на формирование личности, можно сделать следующий вывод: детские передачи Казахстана могут похвастаться наличием персонажа, который мог бы стать для ребенка образцом для подражания и повлиять на его положительное развитие. У детей формируются система ценностей и ранняя зрительская культура.
Однако имеющиеся сейчас детские передачи ограничены кругом зрителей за счет какой-либо специфичной тематики. Так, например, детские телеканалы как «Детский», «Теленяня», «Бибигон», «Детский мир», «Карусель», «Мультимания», но все они принадлежат к спутниковым каналам, которые доступны лишь 10-15 % от общей детской аудитории.
Основная концепция практически любого канала приоритетом считает развлекательную функцию (73 % эфирного времени), а образовательная функция при этом отходит на второй план (27 % эфира).
Несомненно, детское телевидение в РК на данное время начинает ликвидацию острого дефицита передач, созданных на базе собственного, казахстанского социокультурного опыта, создавая все больше передач с наличием легендарных героев казахского эпоса. Таким образом, очевидна необходимость формирования системного подхода к детскому телевидению в Казахстане, когда приоритетом становятся вопросы воспитания юных казахстанцев, а не частные и корпоративные интересы.
Воспитание подрастающего поколения это один из наиболее важных вопросов современного мира. Поэтому требуется привлечение внимания государства к вопросу воспитания детей, в частности к роли телевидения в становлении детской личности. Детское телевидение — это не только информационная среда, но и культуросозидающая, с ее помощью дети обретают собственное видение мира и находят свое предназначение в обществе. Стало быть, не следует детям смотреть сюжеты, в основе которых лежит безнадежность, безверие и ненависть. Светлое будущее юным зрителям могут обеспечить только такие ценности как справедливость и добро, благородство и достоинство, честь и совесть.