Перезагрузка системы по предупреждению паводков: какие новшества будут в проекте Водного кодекса
Сегодня в стенах Мажилиса находится проект Водного кодекса, рабочая группа над которым возобновит свою деятельность в начале сентября, с началом новой парламентской сессии. Заместитель директора департамента водной политики министерства водных ресурсов Марат Иманалиев на заседании круглого стола в Астане рассказал, как ведомство выполняет поручение Президента РК по предупреждению паводков, сообщает ИА El.kz.
«В водном вопросе важен баланс. Когда ее нет – плохо, засуха, когда ее много, тоже плохо, наводнение. Мы используем термин «вредное воздействие воды», когда мы вынуждены либо защищаться от воды, либо что-то искать в пути, где у нас ее взять, потому что засуха. Эти нормы были доработаны, и одним из пунктов предотвращения паводков является перенаправление, то есть создание инженерных систем», - пояснил он.
На законодательном уровне планируется ввести термин «инженерные системы». Это те системы, которые предусматривают защиту. Это мобильные дамбы, которые заменят банальные мешки с песком: некие отводящие каналы, которые перераспределяют стоки либо на пополнение озерных систем, либо на пополнение месторождений подземных вод.
«К примеру, такой опыт применяется в уникальном месторождении подземных вод Кокжиде Актюбинской области. Там степь, куда мы перенаправляем избытки. В той же Актюбинской области есть озеро Шалкар, оно ниже находится, по Мугоджарам мы можем те же стоки перенаправлять на пополнение этого озера. И также они могут перенаправляться во временное водохранилище. Это лиманные сооружения, это временное хранилище. Поэтому пошли дальше и добили, что те сельхоз товаропроизводители, фермеры, которые желают сами построить себе сооружение объемом до 2 миллионов кубометров воды, они могут наполнять эту воду за счет талых осадков. Мы к ним не предъявляем требования по разрешению. Пожалуйста. Накопили сами, вот эту паводковую воду поймали, перехватили, за счет осадков перехватили», - пояснил он.
Он подчеркнул, что сооружение такого плана построить непросто технически. Кроме того, для этого обязательно наличие земельного участка. Поэтому в городских условиях построить такие резервуары для хранения талых вод невозможно.
«Сегодня на заключении правительства находятся поправки, в которых мы прописываем, что мы как центральный орган, должны с привлечением науки в программных документах на 20-25 лет вывести, где у нас проблемные зоны по паводкам. Где у нас будут катастрофические проблемы, и будут ли они вообще. Исходя из этого, дальше в регионах к этому будут готовиться: находить, определять, куда мы эти излишки воды должны будем перенаправлять, где мы ее должны собирать, либо мы должны что-то строить», - отметил Марат Иманалиев.
После этого будет ставиться второй вопрос, который будет находиться в компетенции местных исполнительных органов, исходя из принятых министерством программ и документов.
«Акиматы должны будут реализовывать, какие дамбы надо обваловать, где-то нужны будут дополнительные руслоотводящие каналы, а где-то потребуются берегоукрепительные работы, расчистка русел. Все это должно быть запланировано», - подытожил он.
Почему государству выгодно наличие частных объектов
Комментируя мнение экспертов о том, что все водные объекты Казахстана необходимо приватизировать, заместитель директора департамента водной политики пояснил, какие водные сооружения относятся к стратегическим объектам, а потому должны быть в государственной собственности, а какие должны быть в частных руках.
В составе водохозяйственных сооружений выделяются гидротехнические сооружения, при помощи которых происходит управление водными ресурсами. Это плотины, гидроузлы, магистральные каналы, насосные станции водоканалов.
Более мелкие объекты, к примеру, насосная станция отдельного фермера, у которого есть земельный участок, и для полива необходимо воду забирать с реки, к стратегическим объектам не относятся. Они находятся в частных руках.
«Представляете, сколько у нас будет таких мелких сооружений, и если все они перейдут в государственную собственность, государство просто не потянет эксплуатацию этих сооружений. Поэтому речь идет о следующем. Стратегические сооружения, при помощи которых происходит непосредственно управление водными ресурсами, должны быть государственными, а объекты, которые сегодня находятся в частных руках, нецелесообразно выкупать государству, так как их необходимо обслуживать и они станут бременем для бюджета», - пояснил чиновник.
Таким образом, в государственной собственности могут только стратегические объекты, в том числе система водоснабжения и водоотведения, но по системам водоснабжения в нормативных правовых актах есть отдельная оговорка, в каком случае они находятся государственной собственности, но они могут быть переданы в аренду в доверительное управление. И так же есть случаи, когда система водоснабжения находится в частной собственности. К примеру, подобная ситуация наблюдается в городе Шымкент, где она демонстрирует положительные результаты.
Основные потребители воды – аграрный и промышленный сектор
Об общего водозабора страны около 65% пригодится на аграрные цели. Так, в в 2021 году в стране было использовано 15,5 кубических метров воды. Из них около 80% были использованы на регулярное орошение, остальная часть приходится на лиманное орошение, заливы сенокосов, сельхозводоснабжение и обводнение пастбищ.
Промышленный и коммунально-бытовой сектор потребляет около четверти всей воды Казахстана. Если на производство уходит 25%, то население использует около 4% водных ресурсов страны, из которых 52% обеспечивают поверхностные источники, около 48% – подземные.
Поэтому для экономии воды министерство водных ресурсов делает упор не на коммунальный сектор, а на отрасль сельского хозяйства и промышленности.
В январе текущего года на заседании правительства была принята Концепция развития системы управления водными ресурсами на 2024-2030 годы.
«Скоро будут утверждены поправки к этой концепции и будет доработана концепция, в том числе с учетом вопроса паводка этого года. Там больший акцент, конечно, сделан на сельское хозяйство. Почему? Потому что забор наибольший там, потери, непродуктивные потери наибольшие, и, соответственно, на эту сферу будет направлен наибольший акцент», - уточнил Марат Иманалиев.
В отношении промышленных предприятий и субъектов сельского хозяйства будет устанавливаться лимит водопотребления, который будет сокращаться в случае, его год будет маловодным.
«Эту систему регулирует конечно не бассейновая инспекция. Для этого у нас есть институт, бассейновые советы, который на коллегиальном уровне принимает решение. Собирается круглый стол с участием представителей госорганов, где каждый ставит вопрос, в каких пределах устанавливать лимит или сокращать его. То есть это все осуждается, только после этого принимается решение», - добавил он.
На законодательном уровне планируется установить требование, для того, чтобы получить разрешение, водопользователь, то есть заявитель, должен представить план на 5 лет, в котором должны быть перечислены меры по повышению эффективности использования воды.
«То есть там те же самые оборотные системы, повторные системы, капельное орошение, дождевание, ремонт сетей, сокращение протечек. Этот план мы будем требовать, и потом же проверять соблюдение этого плана. Нет плана – нет разрешения. Если нет разрешения, значит водопользователь действует вне закона, и платится налог в пятикратном размере, как штраф. Вот такая система. По сути, на самом деле, ничего такого фантастического, но очень действующий механизм. Когда мы этот вопрос рассматривали в парламенте, мажилисмены предложили при этом ужесточить штрафные санкции, усилить контрольную функцию», - пояснил представитель Минводы.
В соответствии с этой инициативой в Кодекс об административных правонарушениях вносится норма с 10-кратным повышением штрафов.
В крупных стратегических документах учитывается наличие водных ресурсов
Заместитель генерального директора по эксплуатации ГТС и ирригации казводхоза Ербол Салихбаев отметил, что схема комплексного использования водных ресурсов, которая в Казахстане была заимствована еще в советское время, хорошо себя зарекомендовала. Она заключается в том, что все субъекты водопользования сначала считают, хватит ли воды и насколько использовать водные ресурсы экономически целесообразно, и только после этого предпринимаются дальнейщие действия.
«Когда мы писали проект Водного кодекса, мы говорили так. В системе есть документы государственного планирования и планы развития территории. При разработке методологии, к которой мы пришли совместно с Агентством стратегического планирования, документы системы государственного планирования разрабатываются согласно наших данных», - пояснил он.
При этом министерство в стратегической работе привлекает научных сотрудников.
«На законодательном уровне это в правом поле построено именно так. Как это будет реализовываться в действительности, немножко другой вопрос. Прежде всего, необходимо возродить науку, потому что без науки мы это не сможем создавать модели прогнозирования. Это невозможное сделать без определения закономерностей, инвестиционного климата, привлечения социологов, экономистов. С другой стороны, внедрение науки, развитие технологий тянет за собой профессиональные кадры, которые нужно обучать, появляется спрос», - подытожил он.
Грозит ли Астане дефицит воды
Начальник отдела экологии «Астана су арнасы» (АСА) Рустам Джусупов пояснил, что предпринимается столичными властями для того, чтобы не допустить дефицита водных ресурсов, который наблюдался два года назад из-за бурного роста населения Астаны.
На сегодняшний день на балансе предприятия имеется порядка 1600 километров водопроводных сетей, 1120 километров канализационных сетей. Имеется три станции первого подъема в Астанинском водохранилище, две насосные станции второго подъема в черте города, где проходит очистка питьевой технической воды, и 7 водоразборных станций, которые находятся в районах города. Кроме этого, в частном секторе насчитывается 185 водоразборных колонок.
Большая часть водоразборных колонок приходится на Байконурский (77) и Сарыаркинский (90) районы.
В июне 2024 года была принята в эксплуатацию новая насосная фильтовальная станция №3, которая находится в жилом массиве Интернациональном. И сейчас эта станция полностью производит подачу воды левобережью города.
«Получается, в сутки порядка 75 тысяч кубов. Вода подается, в принципе, думаю, что социальное напряжение уже спало. В принципе, вода стабильно подается, давление в норме. Кроме этого, город растет, и акиматом планируется в следующем году начать строительство новой наносно-фильтровальной станции №4. Она будет расположена в квадрате проспекта Мангилик ел, напротив жилого массива Пригородный. В этом году уже начато проектирование. В следующем году, с приходом теплого времени года, будет начато ее строительство. Четвертая фильтровальная станция, в принципе, я думаю, полностью обеспечит город питьевой водой», - уточнил Рустам Джусупов.
Источником воды для столицы является Астанинское водохранилище, которое пополняется из поверхностных источников. В этом году за счет дождевых талых вод уровень водохранилища поднялся.
«В принципе, там проектная мощность водохранилища 410 миллионов. На сегодняшний день в резервуаре имеется порядка 390 миллионов воды. Вопрос в том, что будет нехватка воды, практически отпал. Вода проходит семиступенчатую очистку, подается на насосно-фильтровальные станции, потом уже населению для потребления.
Ежедневно подача воды питьевой составляет 9 миллионов. Подается городу населению из технической воды порядка 1,5 миллиона ежедневно подается вода для нужд населения, предприятия, организаций», - сообщил начальник отдела экологии АСА.
Вместе с тем, в столице сохраняются проблемы с водоотведением.
В этом году начато проектирование локальной канализационной очистной станции, которая будет находиться в Сарыаркинском районе, Коктал-2, в трех километрах от города. Уже в этом году начато проектирование, в следующем году будет начато строительство данной локальной станции. Она обеспечит полное водоотведение всех канализационных стоков.
«Как вам известно, у нас по городу есть частный сектор, есть новостройки, которые еще не подключены к централизованной канализации. И у нас имеются сливные точки. По городу у нас всего 4 сливные точки, которые находятся в тех или иных местах города. И это вызывает негативное воздействие на окружающую среду, на население, которое проживает рядом с этими сливными точками. В связи с этим, в следующем году будут построены локальные станции, и эти данные сливные точки уже будут ликвидированы полностью. То есть у нас будет централизованное канализование полностью по городу», - отметил он.
Также имеются проблемы именно по очистке сточных вод. На Коргалжинском шоссе имеется КОС-1, это канализационно-очистное сооружение, которое функционирует с 1972 года. Жители Нуринского района, районов Уркер, Ильинка постоянно жалуются на неприятный запах.
«В прошлом году было спроектировано КОС-2, было определено место, оно находилось от действующего КОС-1 в радиусе 5 километров. Если смотреть по отношению к жилому массиву Уркер, то радиус был 3 километра. В связи с тем, что опять люди начали жаловаться, дошло до президента, и буквально в прошлом году, наверное, в осенний период, земельный участок перенесли немножко дальше, еще на 3 километра от города. То есть получается, что общая протяженность жилого массива порядка 6 километров от Уркера. В связи с этим, сейчас проводится корректировка рабочего проекта по строительству КОС-2. Строительство будет начато в 2025-2027 годах», - проинформировал Рустам Джусупов.
Данная станция будет проводить полностью биологическую и химическую очистку конденсационных стоков. Она будет отличаться тем, что если на действующий КОС-1 образуются иловые осадки, то на данной станции иловые отложения полностью будут биоудаляться по японскому методу.
«То есть мы не будем его захоранивать. Кстати, КОС-1, действующая станция, тоже функционирует по японскому методу. При открытии и функционировании КОС-2 первая станция будет закрыта на модернизацию. В 2025 году запланировано проектирование модернизации КОС-1, и сама модернизация будет проходить с 1927 по 1928 годы», - уточнил он.
Тарифы за последние полтора года поднялись в три раза. С 1 января, затем – с 1 июля 2023 года были подняты тарифы для населения и юридических лиц. Увеличение тарифов было от 3 до 5 тенге, и с 1 августа текущего года тариф на водоснабжение, водоотведение поднялся в разницу в 10 тенге.
«То есть получается на сегодняшний день физические лица за 1 кубический метр потребляемой воды платят 89 тенге. Нами планировалось в этом году, с 1 августа, установить дифференцированный тариф, но по ряду некоторых причин это у нас не получилось. Теперь мы планируем данную программу по установлению дифференцированного тарифа доработать. И, наверное, со следующего года, если все нормально будет, то с 1 января, наверное, будет у нас уже дифференцированный тариф», - сообщил начальник отдела экологии «Астана су арнасы».
По данному тарифу предполагаются три категории. Первая категория – это физические лица. Если человек потребляет до 100 кубов, то он будет платить по 89 тенге. Если свыше 100 кубов, то он будет платить 230 тенге. И свыше 200 кубических метров, то он будет платить 320 тенге. Это просто условно для сведения. А пока на сегодняшний день физические лица платят 89 тенге за потребляемую воду и 68 тенге за водоотведение.
По мнению специалистов, рост тарифов заставит и население, и бизнес экономить ресурсы и относиться к ним более бережно.