Откуда берутся таланты?
Наверняка, каждый из родителей старается претворить несбывшиеся в детстве мечты в своих детях. И сейчас для этого созданы наиболее благодатные условия, благо, что кружков и секций в нашей стране сейчас хватает.
Одной из крупнейших кузниц талантов в стране и за ее пределами является Дворец школьников – здесь победителями различных международных конкурсов в среднем становятся 500 его воспитанников ежегодно. О том, как выявлять истинные таланты, что нужно будущем журналистам и о многом другом, корреспонденту El.kz поведала руководитель организации Аркабаева Умсын Нуржигитовна.
- Умсын Нуржигитовна, расскажите о деятельности Дворца школьников в целом – сколько кружков и секций функционирует.
- Дворец школьников является крупнейшей организацией дополнительного образования Республики Казахстан. Дворец школьников г. Астаны построен по заказу Президента РК и по особому проекту специально для дополнительного развития детей и юношества. Поэтому, сюда входит целый ряд обучающих кружков - «Наукоград»: математика, химия, биология, биотехнология, микробиология, экология, физика, наблюдательная астрономия, информатика, нанотехнологии и новые информационные технологии.
Для любителей техники у нас функционирует кружок технического творчества «Технопарк» – робототехника, «3D-моделирование», радиоэлектроника, авиа- и ракетомоделирование, космическое моделирование, судомоделирование, автомоделирование, начальное техническое моделирование, картинг, мотокросс, электромобилестроение. Очень актуален в наше время «Дипкорпус» – здесь обучают казахскому, русскому, английскому, французскому, китайскому и турецкому языкам.
Также, у нас есть художественно-эстетическое образование «Город мастеров», «Студия по подготовке актеров экшн-жанра «ТD BROS», кружок циркового искусства; полномасштабное физическое воспитание «Лига чемпионов», содержащее разнообразнейший ряд спортивных секций, «Педагогическая мастерская», «Журналистика ТВ и радио», «Жас қаламгер», «Видеомонтаж», «Интернет-редакция» и многие другие. В настоящее время во Дворце школьников работают 125 кружков, секций и творческих объединений с охватом более 10 040 детей. Следует отметить, что со дня открытия и по настоящее время наблюдается стабильный рост количества обучающихся Дворца школьников.
- Какие из них наиболее интересны? Хотелось бы подробнее услышать о наиболее популярных и недавно открытых.
-Фактически во всех из них недостатка в аудитории не имеется. Наиболее интересные и востребованные кружки и секции: «Химик-исследователь», «Биотехнолог-исследователь», «Телерадиожурналистика», «Робототехника», «3D-моделирование», «Изобразительное искусство», «Хореография», «Вокал», «Инструментальная музыка», «Актерское мастерство», «Плавание», «Художественная гимнастика», хоккей, фигурное катание, шахматы, баскетбол, большой теннис, каратэ до и другие. В новом учебном году открылись новые кружки: «Радио журналистика», «Стрельба из лука», «Хоккей на траве», «Студия по подготовке актеров экшн-жанра «ТD BROS» и кружок циркового искусства. Отдельно хочу отметить о создании направления «Киберспорт» - нами оборудован мощными компютерами специальный класс, проведен оптико-волоконный интернет. Идет подготовка к проведению турнира по DOTA-2 среди школьников города Астаны. Запланирован Республиканский турнир.
- Не так давно во Дворце открылся отдел обучения теле-радиожурналистики. Каким именно специальностям и навыкам обучают в этом отделе?
- Наша телерадиостудия проводит всестороннее обучение детей и подростков в области медиа на казахском и русском языках: телевидение, радио, интернет-редакция. Дети под руководством опытных педагогов, у которых в основе обучения своя авторская тренинговая программа с полным погружением в мир теле-радио-журналистики: съемки авторских телепроектов и видео-блогов. Выход в прямой радио эфир. Мастер-классы от профессионалов ТВ. Участие в различных республиканских, международных конкурсах, фестивалях.
Телевидение (видеоблогинг), радиожурналистика, интернет-редакция (дети работают над журналом Дворца Школьников «аі bala»). Кружок на казахском языке «Жас қаламгер», где дети учатся красиво излагать мысли, сочинять и читать стихи с чувством, с толком, с расстановкой. Поверьте, то как читают стихи наши дети, не под силу некоторым взрослым. Кружок видеомонтажа и режиссура, очень нравятся детям. Изучают профессию режиссер монтажа – специалиста, соединяющий отснятые материалы фильма или телепрограммы в целостное произведение, незаменимая фигура в кино и на телевидении.
Детская телерадиостудия и интернет-редакция Дворца Школьников это – широкий спектр познавательно-развлекательных программ как для тех, кто уже не новичок в области медиа, так и для тех, кто только собирается стать профессионалом в области телерадиожурналистики. Здесь ребята обучаются, проходят практику, а затем лучшие из работ попадают на телевидение, радио. Для журналиста очень важно уметь работать с аудиторией, борясь со своими комплексами и волнением.
Все это дается не сразу, и именно этому обучают в нашем отделе обучения телерадиожурналистики. Ребятам это очень интересно, они с увлечением осваивают очень важную профессию, которую воспринимают в виде игры, и которая обязательно пригодится им в будущем, вне зависимости от выбора профессии. Помимо этого, если все же дети решат работать именно в этой сфере, когда станут взрослыми, у них будет большое преимущество перед их сверстниками в плане наличия бесценного опыта и навыков.
- Все это замечательно звучит, однако, все же, об эффективности организации говорят ее успехи. Расскажите о наиболее значимых достижениях учеников Дворца школьников.
- За 6 лет образовательной деятельности Дворца школьников более 7500 воспитанников Дворца школьников приняли участие в различных мероприятиях. Из них более 500 человек ежегодно становятся победителями, призерами, дипломантами международных, республиканских, региональных и городских конкурсов, фестивалей, выставок, конференций, соревнований, чемпионатов, турниров и олимпиад.
Достижения воспитанников Дворца школьников
Кол-во детей |
Городской Уровень |
Республиканский уровень |
Международный уровень |
Всего |
2014-2015 учебный год |
||||
Призеры, победители |
131 |
201 |
194 |
537 |
2015-2016 учебный год |
||||
Призеры, победители |
183 |
226 |
244 |
653 |
2016-2017 учебный год |
||||
Призеры, победители |
131 |
323 |
294 |
748 |
- Насколько адаптирована архитектура Дворца школьников к детям с особыми потребностями? Какие преподаватели работают с такими детьми?
- Во Дворце школьников созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья в здание, учебное помещение и организация их пребывания и обучения (включая пандусы, специальные лифты и т.д.). Дети с особыми потребностями посещают секции «Плавание», «Йога», «Шахматы», «Спортивное ориентирование», «Греко-римская борьба», кружки «Раннее музыкальное развитие», «Интерактивная музыкальная грамота», «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное искусство», «Журналистика ТВ и радио», «Юный корреспондент».
Заключено соглашение с ОО «Общество родителей детей с инвалидностью» о сотрудничестве по вопросам реализации прав на дополнительное образование детей с ограниченными возможностями в кружках «Адаптивное плавание» и «Адаптивное карате». Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляются по специальным образовательным программам, разработанным опытными педагогами Дворца школьников, с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
- Интересно узнать ваше мнение – дается ли талант при рождении? Или же при усердном подходе любой может обрести способности высокого уровня?
- Я глубоко убеждена, что способности и таланты есть у каждого ребенка. У кого-то из них они изначально выражены ярче, у кого-то это не так видно, по крайней мере – сразу. Однако, я стараюсь не путать понятия «талант» и «увлечение». Первый вариант равносилен призванию, а увлечение попросту может поменяться со временем. Если же у ребенка есть призвание – оно со временем начинает проглядывать, здесь важны внимание и терпеливый подход. Бытует мнение, что в успехе участвует лишь 1% природного таланта, а 99% – это работа над шлифовкой способностей и развитием талантов. И я его целиком и полностью придерживаюсь. Чем выше внимание к настоящему хобби ребенка и чем больше он сам концентрируется непосредственно на нем, тем выше шансы, что это и есть росток истинного таланта. Ведь, трудолюбие, по сути, это тоже талант. Только одно из наиболее важных его проявлений. Удачно предугадав вектор стремления ребенка и его творческие способности, то есть, то, что ему будет даваться с удовольствием, можно заложить хотя бы часть фундамента его будущего.
- Ваш совет родителям для развития творчества у детей с раннего возраста.
- В моем видении талант аналогичен ростку растения, которое при бережном уходе, регулярном удобрении почвы под ним и концентрации внимания положительного характера расцветает в прекрасный лотос. Если же за этой самой почвой не ухаживать регулярно, то есть большая вероятность, что росток зачахнет, так и перевоплотившись в то, что многим затем кажется природным потенциалом. При этом, другим немаловажным моментом является объективная призма – я имею ввиду то, что некоторые родители пытаются видеть в детях свои детские устремления, в то время как нельзя забывать, что каждый ребенок, хоть и маленький, но индивид. И у него свой, вполне возможно, кардинально отличный от вашего спектр индивидуальных качеств, присущих только ему.
- В вопросе успешной посещаемости детей большую роль играет иммунитет. Каким образом лучше его поддерживать подрастающему поколению, которое в последнее время все более склонно к заболеваниям ОРВИ (рекомендация)?
- Я не скажу Вам чего-то нового, что здесь первостепенно важны закалка, тщательная гигиена как ребенка, так и других членов семьи и помещения, сбалансированный режим питания и побольше бывать на свежем воздухе. А вообще, организм детей почти также индивидуален, как и их внутренний мир, поэтому то, что подойдет одному ребенку, совсем необязательно поможет другому. Конечно, очень важен для подрастающего организма спорт.
- В Казахстане, как и во всем мире в последнее время очень актуальна тема возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Есть ли проекты по данной тематике во Дворце школьников?
- Тип Дворца школьников, как строительного объекта – инновационный. Поэтому, энергообеспечение здесь основано на современнейших технологических решениях. Во-первых, управление автоматизировано. Кроме того, часть электрической энергии поступает к нам от солнечных батарей и прочих сберегающих технологий. ВИЭ – очень важный аспект развития. Я уверена, что в будущем во многом именно этот элемент разовьется в нашей стране максимально и со временем будет оказывать огромное влияние на этот сектор экономики в целом.
- Какова во Дворце система приема для детей из малообеспеченных семей?
- В соответствии с Законом об оказании образовательных услуг для льготных категорий обучение предоставляется абсолютно бесплатно при предоставлении необходимых документов.
- Есть ли аналогичные Дворцы школьников в регионах Казахстана? Каково взаимодействие с ними?
- В Республике Казахстан внешкольную деятельность обеспечивают 1285 действующих внешкольных организаций – Дворцов и домов школьников, центров детского творчества, станций юных техников, станций юных натуралистов, станций юных туристов, художественных, музыкальных, спортивных школ и т.д. Но, по своей инновационности, современности, масштабности, и не побоюсь этого слова – грандиозности – Дворец школьников. Г. Астаны является единственным не только в нашей стране, но и на пространстве всего СНГ.
- Вопросы безопасности детей являются первостепенными в любом обучающим заведении. Каким образом обстоит контроль во Дворце школьников за детьми? Система?
- Во Дворце школьников создана система управления охраной труда и обеспечением безопаснос¬ти образовательного процесса. Деятельность обслуживающего и технического персонала, обучающихся образовательного учреждения регламентируется инструкциями по охране труда педагогов и сотрудников, технике безопасности, правилами поведения учащихся в учреждении.
- В Советское время города были насыщены кружками самого различного рода. В чем отличие нынешних секций и кружков Дворца от своих аналогов того времени?
- По моему мнению, в советское время было гораздо меньше разнообразия в обучающих кружках. Дети были вынуждены заполнять вакуум в своем досуге, как могли. Тогда не было гаджетов и такого многообразия в обучающей среде, возможно, поэтому дети того времени больше читали и играли на улицах. Сейчас родители стараются уделять больше внимания интересам своих детей, принимают куда больше участия в их жизни, нежели это было во время их детства. Благо и возможностей у наших современников побольше.
- Спасибо за беседу!