Лента новостей

«От авторучки до космических кораблей»: металлурги из Аксу рассказали, где применяют ферросплавы

«От авторучки до космических кораблей»: металлурги из Аксу рассказали, где применяют ферросплавы
Фото: пресс-службы АкЗФ 22.07.2024 13:51 3172

Металлургия занимает одно из ведущих мест в промышленной сфере Казахстана. Она обеспечивает сырьем другие местные и зарубежные производства, внося огромный вклад в экономику страны. Недавно в Казахстане отпраздновали День металлурга. О «горячих» буднях металлургов рассказал мастер на горячем участке работ плавильного цеха №6 Аксуского завода ферросплавов Даурен Каскенов.

- Даурен Асаинович, что такое горячий участок?

- Это такой участок, на котором непосредственно производится выплавка феррохрома. Для чего нам нужен феррохром? Приведу небольшой пример. Если при производстве кораблей не добавлять феррохром, в 200 раз быстрее будет процесс коррозии, то есть ржавчины. Во всех вещах, которыми мы повседневно пользуемся, начиная от авторучки, заканчивая космическими кораблями - везде однозначно есть феррохром. Когда я покупаю холодильник, в нем есть часть нашего металла.

С остальными производственными цехами, комбинатами, заводами в других городах и даже странах нас сближает то, что мы друг друга не видим, но работаем с одними и теми же металлами. Я их не вижу, но я им передал, допустим, феррохром, они его использовали, в дальнейшем передали другому комбинату, а в конце уже выходит какой-то конечный продукт, в изготовлении которого мы все принимали участие. А пользуются этим всем люди, в том числе и мы сами.

- Получается, именно этот сплав вы выплавляете у себя в на горячем участке?

- Да, в литейном пролёте на нашем горячем участке мы выплавляем феррохром. Плавильный цех №6 является флагманом завода, имея 4 печи по 63 Мвт. В общей сложности получается 252 МВт. А такой город, как наш Аксу, например, потребляет примерно 6-7 МВт. Это, представьте, какая махина, если во столько раз она превышает энергопотребление. Это прям очень глобальная сила.

- Как происходит сам процесс плавки? О каких температурах идет речь? И за счет чего нагреваются печи?

-  Нагревание происходит за счет самоспекающихся электродов. Выплавка происходит за счёт электрической дуги при температуре от 1550 до 1700 градусов. Есть определенные секреты производства.

Заводов по выплавке феррохрома не так уж много в мире. И наш завод, насколько я знаю, является одним из мировых лидеров по выплавке феррохрома. Похожее производство есть у нас в Актобе, в Украине очень сильная металлургия, в России есть заводы, в Китае, в Уругвае, в ЮАР, в США.

- С чего Вы начали свой профессиональный путь?

- В 2010 году меня взяли на должность стропальщика. В 2012-ом я стал плавильщиком ферросплавов пятого разряда. Через год повысил разряд до шестого, спустя еще 4 года у меня уже был 7 разряд. В 2020 году перевелся в должность мастера на ГУР (горячем участке работ). В 2022 - был мастером смены. С 2023 года и по сей день выполняю функции мастера-технолога.

Вообще планировал стать финансистом. Не сказать, что мне прям нравилась эта профессия, но в то время многие поступали на юристов и финансистов. Однако после окончания университета выяснилось, что таких специалистов очень много и востребованности в них особо нет. На металлурга в ВУЗ я поступил учиться уже в 2018 году, будучи сотрудником завода.

Без феррохрома мы никуда. Это очень прочный, но в то же время очень легкий сплав по сравнению с другими металлами. Абсолютно ни одно производство не сможет обойтись без ферросплавов.

 

После плавки металлу предстоит еще несколько этапов обработки. Помощник мастера на горячем участке работ Александр Беляев, который в настоящее время исполняет обязанности эксперта по отгрузке готовой продукции, рассказал о том, что происходит с высокоуглеродистым феррохромом после того, как металл выходит из печи.

- Александр Евгеньевич, как из расплавленного металла с такой высокой температурой получается конечный продукт? Кроме плавки какие виды обработки ему предстоит пройти?

- Ковш обладает очень высокой температурой, и металл в ковше жидкий. Однако там не только чистый металл, но и шлак. Шлак сливается в шлаковую чашу, а чистый металл попадает на разливочную машину. Это такой механизм, где происходит процесс разливки ковша с металлом, и на котором металл из жидкого состояния превращается в кристаллический (твёрдый).

Ковш устанавливается в контавателеное устройство, где при контроле старшего машиниста разливочной машины происходит его разливка. Металл равномерными струями растекается на обе ленты разливочной машины. Металл, попадая в мульды, затвердевает в них и выходит в виде слитков, так называемых чушек.

 Когда он проходит галерею, то есть расстояние от жидкого металла до склада готовой продукции, он кристаллизуется и приходит на другую сторону разливочной машины в твердой форме.Машинисты разливочной машины встречают этот металл на "финише" и выбивают мульды. Машинисты разливочной машины встречает этот металл в заранее подготовленные короба. Далее этот металл поступает в склад готовой продукции.

«От авторучки до космических кораблей»: металлурги из Аксу рассказали, где применяют ферросплавы

фото пресс-службы АкЗФ

- То есть он попадает к вам «в руки», так сказать?

- Да. У нас он проходит процесс остывания. Он еще имеет высокую температуру, но уже твердый, а не жидкий. На это уходит порядка 1 – 1,5 суток в зависимости от погодных условий. Отстаивается он в специальной технологической таре, в так называемых коробах, в складе готовой продукции. Из СГП готовая продукция уже перерабатывается: металл дробится до нужной фракции и экспортируется в другие страны.

- Вы делаете только один вид сплава?

- На месяц у каждого цеха есть свой план. Феррохром в зависимости от содержания углерода бывает разных марок. Свойства у этих марок немного отличаются. Мы делаем именно ту марку, которую нам заказали, дробим его до мелких фракций.

У нас есть три дробильно-сортировочные установки и один узел рассева. На дробильно-сортировочную установку засыпается чушковый материал и разделяется примерно на три фракции. Первая фракция — это кусковой металл 50-150 мм, вторая фракция — 10-50 мм либо 10-80 мм, и мелкая фракция — до 0-10 -12 мм в зависимости от сит, установленных на дробилке.

В зависимости от того, какой у нас план по отгрузке готовой продукции и какую работу нам нужно сделать на определённый день, разбивщики ферросплавов производят настраивание дробильно-сортировочных узлов. Разбивщики ферросплавов, работники, занимающиеся отгрузкой и переработкой ферросплавов, производят работы по переработке металла до необходимых фракции на дробильно-сортировочных установках, то есть принимают меры по переработке данного металла для отгрузки готовой продукции.

После того, как металл раздробился на нужные фракции, металл вывозится автотехникой. Либо на контейнерную площадку нашего завода на УОФМК, либо отгружается у нас в полувагонах, в мешках, так называемых "бигбэгах" Там происходит процесс затаривания бигбэгов. Наши основные заказчики — это Китай и Россия.  В разных цехах выплавляют разные виды ферросплавов в зависимости от содержания ведущих элементов, таких как марганец или хром. Например, есть феррохром, ферромарганец и другие сплавы.

- Что из него потом получается?

- Феррохром предназначен для легирования стали. Чтобы выплавить сталь с необходимыми свойствами, обязательно нужен феррохром. Для кухонных приборов используется один вид стали, для автотехники — немного другой. Чтобы придать стали определённые свойства, добавляются легирующие добавки. Именно с помощью ферросплавов получают разные марки стали. Сталевары знают, какие ферросплавы нужно добавить для придания стали нужных свойств.

- Для бронированной стали тоже используют ферросплавы?

- Да, ферросплавы являются легирующим элементом в выплавке стали для бронированных автомобилей.

- Почему Вы решили работать на заводе? Это достаточно сложная и тяжелая работа.

- Я работаю на заводе уже 9 лет. Устроился на склад обычным разбивщиком ферросплавов. Окончил Павлодарский государственный университет по специальности "металлургии". После окончания института подал резюме на Аксусский завод ферросплавов. Пришло подтверждение, что я приглашен на собеседование. Прошел собеседование с начальником Никитенко Михаилом Григорьевичем, он принял меня на работу. Так началась моя карьера.

Я работал разбивщиком ферросплавов 4 года. После этого перевёлся на печь, где работал около года. Работал плавильщиком ферросплавов 6 разряда. Потом перевёлся в помощники мастера на горячем участке работ. На данный момент исполняю обязанности эксперта по отгрузке готовой продукции.

- То есть вы на испытательном сроке или временно замещаете?

- Сейчас временно замещаю, но основная моя должность - помощник мастера на горячем участке. Мне нравится эта работа, нравится стабильность, которую мне завод даёт. Есть куда расти. Завод развивается. Самое главное, что мне нравится здесь — это стабильность и достойная оплата труда. В Павлодарской области я не вижу, где бы она была выше. Думаю, это все понимают.

- Профессию сами выбирали или родители повлияли?

- Я сам выбирал профессию, поступил на бюджет. Когда поступал на металлургию, у меня был выбор между двумя профессиями: электрик или металлург. Судьба сложилась так, что поступил на металлурга.

- Кроме зарплаты, что ещё нравится в работе?

- Карьерный рост на заводе неплохой, молодых специалистов поддерживают. Производственный процесс завораживает. Когда находишься рядом с горячим металлом, видишь, как он разливается и перерабатываетсЯ, это производит впечатление. Надо ценить это зрелище. Это мужская работа. Плавильщики, которые работают непосредственно рядом с металлом, заслуживают похвалы. Работать в таких условиях, в такой жаре, это очень тяжело.

- Чем увлекаетесь кроме работы?

- Я вхожу в состав сборной АксЗФ по футболу. Это сборная завода. Недавно выиграли 1 место на соревнованиях Казхрома. Я капитан команды «Металлург». Футбол – мое хобби. Постоянно хожу на тренировки. Для молодежи, которая только устроилась, у нас есть спортивные секции, бассейны, спортивные площадки. У предприятия свои базы отдыха.

- Правда ли, что не каждый сможет работать на металлургическом предприятии?

- Да, здесь остаются работать не все. Но те, кто остаются, после 3-4 лет работают долго. Меня всё на заводе устраивает.

- Как обычно отмечаете День металлурга?

Мы с семьёй идём на площадь, кушаем шашлыки, потом идём к родителям и продолжаем вечер. Смотрим фейерверки. День металлурга в нашем городе, пожалуй, главный праздник. Так как основная часть населения так или иначе имеет отношение к АкЗФ.

- Какую роль играет металлургия для нашей страны и экономики в целом?

- Это очень важная отрасль. Если представить те объёмы, которые мы выплавляем и отгружаем ежедневно, без них основные отрасли, связанные со сталью, потерпят крушение.

- Спасибо большое за интервью! С наступающим праздником Вас!

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!