Оразхан Жакуп: Мы пока находимся в поиске казахского стиля комиксов
В нашей стране есть уйма талантливых и творческих людей, которые занимаются любимым делом, становятся первооткрывателями в своей области и при этом зарабатывают деньги. Одной из таких фигур является руководитель арт-студии «KHAN COMICS» Оразхан Жакуп. Его издательский проект занимается созданием и изданием казахстанских комиксов со всеми элементами нашей традиционной культуры. Как рисовать казахские комиксы? Кто поддерживает этот проект? С какими трудностями сталкивалось издание? Об этом и многом другом художник рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту el.kz
-Оразхан, можешь рассказать немного о себе?
-Я руководитель арт-студии «Хан Комикс». Если говорить об образовании, то высшего образования у меня нет. Но я поступал на художника, в итоге ничего не получилось. Всю жизнь я рисовал и занимался бизнесом. Вот уже с 2010 года я занимаюсь комиксами. В том же году мы состоялись как арт-студия и с того момента ведем свою деятельность. Но напомню, специального профильного образования у меня нет.
-Как зарождался проект? Кто был автором идеи?
-Идея создать арт-студию параллельно издательству на самом деле была давно, но идея постоянно висела в воздухе. То есть идей было много и все оставались планами, пока я не встретил свою будущую супругу Адилю. Она взяла все мои идеи, скомпоновала, и ,в принципе, в то время мы и состоялись как арт-студия. Инициатором идеи можно назвать меня, но можно назвать и мою супругу. Это такой совместный симбиоз. Но честно говоря, каждый из нашей арт-студии сделал большой вклад в воплощение нашей идеи. Поэтому приписывать все это мне не совсем корректно.
-Какими проектами вы занимались в самом начале своей деятельности?
-В начале нашей деятельности, чтобы собрать авторов и отработать такие моменты как: логистика, работа с авторами и магазинами комиксов, мы запустили сборник комиксов. Всего вышло пять выпусков этого сборника. Это был черно-белый альманах комиксов объемом от 100 до 200 страниц. На нем мы научились работать и следом уже пошли другие проекты.
- А сколько вы уже работаете над классическими казахскими комиксами?
- Именно над казахскими комиксами, а точнее над комиксами по казахской культуре, мы работаем с момента основания. Это очень тяжелый в плане реализации вопрос. Потому что мало просто найти хороших художников, нужно еще правильно поставить техническое задание. Так же необходимо все это дело тщательно контролировать. Например, если художник китаец нарисует дракона, то это будет китайский дракон. Если русский нарисует дракона, то это будет европейский или славянский дракон (трехголовый змей). А такого понимания как казахский дракон пока еще нет. Самый близкий образ к нашему «айдаһару» еще не придумали. Это очень трудный вопрос, над которым мы сейчас работаем. На данный момент нет такого понятия как классические казахские комиксы или казахский стиль комиксов. Можно нарисовать тех же самых батыров, каких-то персонажей казахских сказок, но они все будут выполнены в уже существующих стилях. На сегодняшний день пока еще не найден стиль казахского комикса.
- Какие проекты являются более приоритетными для вашей студии?
-Приоритетными проектами у нас являются комиксы: «Еркетай» и цикл комиксов «Орда» . Есть еще несколько неназванных проектов, которые мы запустим уже в ближайшем будущем.
- Когда вы создаете образы казахских сказочных персонажей, то как вы их визуализируете, чтобы максимально близко подобрать самый правдивый образ?
- Это очень щекотливая тема, я наверное повторюсь. Ну, допустим, будет стоять задача у художника европейца нарисовать казахского батыра. Европеец нарисует так, как он видит. Ну, например, нарисует он двухметрового дядьку с двуручным мечом. В его понимании это будет классический казахский батыр. Да, он будет одет в казахскую броню, да, у него будут раскосые глаза. Но телосложение и анатомия скорее всего будут европейскими. Допустим, азиатский художник тоже нарисует батыра. Да ,все будет красиво, доспехи будут казахскими и все остальное в принципе будет соответствовать образу. Но стойка, миропонимание и вообще художественный менталитет этого рисунка будет азиатским. Если этого же батыра нарисует казахский художник, который вырос в степи, скорее всего только он сможет нарисовать правильно того батыра, который нам нужен. Например, он нарисует невысокого коренастого борца со сломанными ушами и кривыми ногами. Именно этот батыр будет соответствовать нашей культуре. Возможно, у него он будет нарисован немного слабее или похуже, но зато по духу он будет полностью удовлетворять наши ожидания. Так как целевая аудитория комиксов это все-таки дети. Все-таки мы стремимся к тому, чтобы эти же дети воспитывались на правильной визуализации. Особенно когда дело касается наших персонажей.
- Получают ли ваши некоммерческие проекты нужную отдачу и насколько это окупаемо?
-Все наши издания, включая те, что мы делаем для себя, не смотря ни на что, являются коммерческими проектами. Там тоже крутятся ощутимые средства и на данный момент они окупаемы. Но, помимо прямых отдач, таких как продажа, существуют еще много скрытых фидбэков. О них я говорить не буду, так как эта коммерческая тайна.
-Есть ли у вас сотрудники, сидящие на зарплатах или вы работаете только с проектными работниками?
-Да, у нас есть постоянные авторы, но с каждым художником мы работаем по-своему. Потому что кому-то удобнее получать зарплату, а кому-то удобнее проектно получать. Плюс у каждого художника КПД (коэффициент полезного действия) разный. Кто-то может выдавать одну страницу комикса в день, а кто-то будет одну страницу неделю мусолить. Соответственно, нельзя их сравнивать. Первый, у кого КПД повыше, будет получать больше, а второй меньше.
-Как вы ищите авторов для своих иллюстраций?
-Мы в наших социальных сетях регулярно объявляем конкурсы рисунков и иллюстраций. На базе этих конкурсов мы ищем молодых талантов, которые за отведенный срок делает более качественную работу. И если мы сходимся по цифрам, сходимся по характеру, то продолжаем работать дальше. Сначала даем небольшие задания, со временем увеличиваем, становится сложнее и, соответственно, считаем, кто сколько должен зарабатывать и кому комфортнее. В принципе так и работаем.
-Сколько на данный момент существует печатных проектов у студии?
-На данный момент существует около двадцати наших печатных изданий.
-Насколько трудно создавать сценарии комиксов самому и сколько на это уходит времени?
-Когда знаешь, как это делать, времени уходит немного. Это примерно как умение рисовать. Кто-то умеет, а кто-то нет. Но этот навык нарабатывается.
- Вдохновляетесь ли чем-нибудь в творческом процессе?
- Да, конечно. Это: книги, комиксы, фильмы, мультфильмы и видеоигры. В общем, весь спектр современной поп культуры. Недавно я был в гостях у своего аташки. Он взял домбру и сыграл песню "Құстар қайтып барады". Для меня, эта песня прозвучала как-то иначе, и теперь я хочу вставить элемент или отсылку к этой песне в какой-нибудь из комиксов.
- Какой вы видите индустрию казахских комиксов, допустим, через двадцать лет?
- Так далеко не заглядываю. Мы несколько лет как состоялись, пока рано смотреть так далеко. Есть некоторые цели, к которым мы идем. Когда воплотим их, дальше уже будет видно.
- Оразхан, большое спасибо за беседу!