Новый подход к измерению качества атмосферного воздуха могут принять в Казахстане
Директор департамента экологической политики и устойчивого развития министерства экологии и природных ресурсов РК Акзан Ширанов в ходе семинара по реализации климатической и экологической стратегии в Казахстане, проведенного в Астане, представил международным экспертам новое видение ведомства по этому вопросу. В кулуарах мероприятия он ответил на вопросы журналиста ИА El.kz.
- Акзан Рашидович, как Вы отмечали в своем докладе, министерство рассматривает вариант изменения градации загрязнения воздуха в Казахстане. Расскажите об этом подробнее.
Я пока не говорил, что это будет, но МЭГПР рассматривает такой переход. Общественность ставит вопрос перед нами, на который мы должны реагировать. В мировом опыте – в стандартах как Всемирной организации здравоохранения, ЕС, США – действует немного другая методика измерения качества атмосферного воздуха от той, которая действует в Казахстане. Есть большая разница не только по значениям, но и в самой системе измерения. В Казахстане в основном используется максимально разовый ПДК.
Мы готовы перейти на новые стандарты, но для этого нужно сделать анализ, и сейчас мы его рассматриваем. Но вопрос пересмотра измерения – только верхушка айсберга. Это легче всего сделать. Вопрос в целом взаимоувязан с регулированием отрасли, потому что если мы переходим на систему международных стандартов, то соответственно при выдаче разрешений на промышленные предприятия мы должны использовать международные стандарты, а это требует пересмотра всей системы нормирования и выдачи лимитов по эмиссиям.
Для улучшения качества воздуха наша страна придерживается основного принципа целей устойчивого развития, и в соответствии с ними Казахстан планирует к 2030 году уменьшить негативное экологическое воздействие городов в пересчете на душу населения, в том числе – посредством уделения особого внимания качеству воздуха и удалению городских и иных отходов.
Наша подведомственная организация «Казгидромет» проводит большую работу по улучшению мониторинга. С нашими международными партнерами, в том числе со Всемирным банком, проводится работа по укреплению технического потенциала.
Сейчас проводится работа по актуализации концепции «Зеленой экономики», и в эту в экологической части мы внедряем новые показатели, которые затрагивают качество воздуха, которые соответствуют международным стандартам.
Казахстан взял на себя обязательства по декарбонизации, и сейчас он наращивает усилия по снижению загрязнения воздуха. Была утверждена стратегия по достижению углеродной нейтральности до 2060 года, и государство намерено довести долю альтернативных источников электроэнергии к 2030 году до 15%, преимущественно – ветровой и солнечной, и до 50% – к 2050 году.
Потребление энергии топлива в стране планируется снизить на 30% к 2030 году и на 50% к 2050 году. А количество вырабатываемых парниковых газов уменьшить на 15% к 2030 году.
- В целом, как изменится методика расчета предельно допустимых концентраций (ПДК) с введением среднесуточных или среднегодовых, в отличие от действующей в настоящее время?
Сейчас действуют максимально разовые ПДК. Это то, сколько в воздухе загрязняющих веществ в данный момент. Допустим, по сероводороду какой-то резкий всплеск идет, и зафиксировано, что он в 2 раза превышает ПДК. А стандарты ВОЗ – они за определенный период, допустим, сколько в течение суток была превышена концентрация. Потому что выбросы имеют свойство рассеиваться, влияет воздух, ветер. Но тем такой взаимосвязи, что именно на здоровье в течение определенного периода. Стандарты ВОЗ показывают, насколько вредно то, что ты в течение суток дышишь сероводородом. Они регламентируют не разовый всплеск, а то, сколько ты вдыхаешь за сутки, и как это влияет на твое здоровье.
Касательно пересмотра норм выбросов для промышленных предприятий – здесь одним из проблемных вопросов нормативно-правовой базы Казахстана являются экологические нормативы, которые устарели и отличаются от международных нормативов.
Большинство ПДК устанавливались до 90-го года прошлого века, и с тех пор перечень параметров качества окружающей среды не пересматривался. Также они не согласованы с международными стандартами. В этой связи необходимо оптимизировать систему выдачу разрешений и требования в отношении контроля, а также реформировать порядок определения нормативно-допустимых выбросов, которые сейчас опираются на максимально разовые ПДК.
Сейчас в системе оценки качества атмосферного воздуха используется стандартный индекс, и он имеет ряд недостатков, так как не в полной мере обеспечивает оценку качества воздуха в стране. В этой связи, есть острая необходимость в пересмотре и актуализации систем оценки качества воздуха.
В качестве первого шага по пересмотру стандартов нами внутри министерства была разработана дорожная карта, мы собрались с госорганами, со структурными подразделениями, и определили ключевые мероприятия, которые в ближайшее время нам необходимо предпринять.
Также важным моментом здесь является выработка рекомендаций для населения при тех или иных случаях загрязнения воздуха. Эту работу необходимо проводить совместно с министерством здравоохранения. В нашей дорожной карте это учтено и будет проработано.
- Вы еще говорили, что на 93 предприятиях был проведен комплексный технический аудит. Каковы его итоги?
В итоге были разработаны 12 справочников наилучших доступных практик (НДТ), и еще 3 будут разработаны до конца года. Они разрабатываются нашей подведомственной организацией «Международный центр зеленых технологий» совместно с нашими международными партнерами, и затрагивают все основные отрасли: горнодобывающую, металлургическую, химическую промышленность.
НДТ планируется внедрить с 2025 года, с этого времени все предприятия переходят на комплексные экологические разрешения. Это означает, что при этом они будут освобождаться от платы за эмиссии, но взамен они берут на себя обязательства, что модернизируют свое производство, согласно наилучшим практикам.
Как показывает мировой опыт, многие страны используют уже готовые значения Всемирной организации здравоохранения. И здесь возможно установить так называемые переходные значения. В частности, Китайская народная республика при внедрении своих стандартов также использовала переходные значения, что в принципе для Казахстана тоже актуально.
Следующим этапом будет внедрение самой системы регулирования выбросов, это подготовка соответствующих нормативно-правовых актов, и внедрение системы оценки качества воздуха, переход на AQI.
Касательно мониторинга качества – в Казгидромете уже разработана тестовая карта, в пилотном режиме был использован принцип AQI, который выполняется по нормативным документам агентства охраны окружающей среды США. В этом направлении работа проводится, было обучение, с 2021 года было проведено несколько встреч по передаче опыта, а также как мы можем информировать население о качестве атмосферного воздуха.
Что мы планируем? Со следующего года у нас, согласно Экологическому кодексу, будут вводиться в действие экологические нормативы качества.
Помимо этого, параллельно проводится работа по переходу на среднесуточные или среднегодовые ПДК, о чем я говорил ранее. Есть еще необходимость в актуализации подзаконных актов, потому что недавно мы были на большом форуме в Усть-Каменогорске, где общественность и ученые поднимают вопросы по нашему Экологическому кодексу, который требует приведение соответствия с международными стандартами.
- Что делается для уменьшения негативного экологического воздействия на качество воздуха?
К основным причинам загрязнения воздуха относятся промышленные предприятия, автотранспорт и индивидуальное отопление домов. В этом направлении мы изучаем международный опыт и хотим перенять передовые методики, такие как введение маркировки автомобилей, стимулирование электротранспорта. Понятно, что вопрос газификации как идет, так и будет идти. В этом направлении нужно продолжать двигаться.
По промышленным предприятиям с введением нового Экологического кодекса предложен ряд инструментов, которые у нас действуют – это внедрение наилучших доступных технологий, принцип «Загрязнитель платит и исправляет», внедрение автоматизированной системы мониторинга выбросов, реализация национального проекта «Жасыл Казакстан» за счет сокращения выбросов на крупнейших промышленных предприятиях, а также реализация дорожных карт по комплексному решению экологических проблем регионов.
В целом, министерством ежегодно сокращается лимит выбросов на промышленных предприятиях.
В этом вопросе мы работаем со многими международными партнерами. Вопрос качества воздуха актуален, и поэтому все нас поддерживают.
- Спасибо за интервью.