Новая экономическая политика Казахстана «Нұрлы Жол» как программа трансконтинентального сотрудничества

Возрождение Великого шелкового пути
25.03.2017 18:03 5595

В реализации программы по возрождению Шелкового пути активное участие принимает и Казахстан, как через собственные инициативы, так и путем сотрудничества с Китаем в рамках программы «Один пояс-один путь».

Ввиду того, что история взаимодействия Казахстана и Китая насчитывает уже много лет, между этими странами сложились доверительные мирные взаимоотношения.  С момента обретения независимости, Казахстан выбрал для себя либеральную модель развития экономики, которую успешно реализует уже более 20 лет.  В начале 2000-х гг. рост мировой экономики повлек за собой большой скачок цен на нефть, металлы, руду и полезные ископаемые. Поэтому, в условиях нарастающего кризиса важно было сохранить экономическую стабильность, сократить инфляцию, уменьшить внешний долг, увеличить внутренний национальный фондовый резерв страны.  В соответствии с этим, в стране принималось несколько попыток по сохранению стабильного экономического положения. Доказательством тому служат крупные программы «Казахстан- 2030» и «Казахстан- 2050», в рамках которых правительство разрабатывало стратегии по выходу из глобального мирового кризиса с минимальными последствиями. Несколько лет назад политика «Казахстан-2030» была досрочно выполнена.  Для реализации программы «Казахстан-2050» так же были разработаны стратегии, которые позволят не только преодолеть возникающий кризис и продвинуть страну на новый экономический уровень.

Одной из таких инициатив стала программа новой экономической политики Казахстана «Нұрлы жол», которую прогнозируется реализовать в ближайшие 10-15 лет. В данную программу заложена стратегия, соразмерная с мировыми тенденциями развития в послекризисный период. Доля промышленности в ВВП должна быть доведена до 40%, что является характерным показателем для Китая, как для наиболее динамично развивающейся экономики настигающего развития. Программа «Нұрлы жол» была выдвинута на этапе обострения экономического кризиса в Казахстане как государственная мера и важный механизм обеспечения устойчивого развития экономики страны на предстоящую пятилетку. Это в условиях обострения внешних рисков и дестабилизации макроэкономической ситуации в мире. Обширная программа инфраструктурного обустройства объемлет качественно новую организацию транспортных (наземный и воздушный) связей и комплексного обслуживания, потребностей и нужд экономики и населения. Создание оптимальной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей рациональные экономические связи между регионами с выходом на партнеров из ближнего и дальнего зарубежья, – важная и неотложная задача эффективного функционирования национальной экономики. Принципиально новым и определяющим в программе «Нұрлы жол» является то, что она выступает не только как программа по выходу Казахстана из кризиса, но и как платформа для сотрудничества с Китаем в вопросе возрождения Нового шелкового пути.

С одной стороны, «Нұрлы жол» как ядро новой экономической политики открывает новые возможности комплексного развития экономики Казахстана, обеспечивая оптимальное решение инфраструктурных и логистических задач конечной фазы воспроизводства, доведения ее результатов до стадии потребления, с другой стороны, она является частью глобального проекта по укреплению взаимоотношений между странами, вовлеченными в программу Китая «Один пояс – один путь» Китая. Немаловажен тот факт, что инфраструктура как важная сфера процесса воспроизводства, обеспечивающая всю динамику и конечный эффект продвижения товара, товарной массы от производителя до конечного потребления, всегда была и остается наиболее узким местом суверенных национальных экономик, где их инфраструктурное обустройство как самостоятельный вопрос прежде не поднимался. Отрасли инфраструктуры экономики, обеспечивающие оптимальную логистическую связь и эффективное функционирование всего сложного народно-хозяйственного организма, впервые стали объектом государственного решения во всем комплексе, что будет иметь безусловный эффект для формирующихся национальных экономических систем. Это также особенно важно, в качестве меры для устранения негативных процессов кризиса, имеющих прямое отношение к Казахстану. Кроме того, инфраструктурное улучшение ситуации в стране, обеспечивая налаженные экономические связи между регионами и точками роста экономики в областях, явится естественным выходом к межконтинентальным путям сообщений, как, например, Западная Европа – Западный Китай или уже открытый путь на Иран и Ближний Восток, связывающий страны Центральной Азии и Персидского залива.

Программа «Нұрлы жол» – реальная государственная акция по последовательному преодолению естественного барьера – позиции Казахстана как «закрытой страны» в центре Евразийского континента, дающая серьезные возможности для смыкания налаженных внутренних инфраструктурных магистралей республики с международными путями сообщений, включая морские порталы Запада и Востока. Это – свое­образный соединительный мост между фактически не контактируемыми в прошлом крупными регионами бывшего единого Великого шелкового пути.

В этой связи строительство железнодорожной магистрали Казахстан – Туркменистан – Иран можно считать разумным капиталовложением, которое, несомненно, будет играть роль в улучшении экономического состояния и социального развития народов трех стран. Анализ текущего состояния транспортных и транзитных сетей, существующих в регионе, показывает, что они не только не обладают соответствующим уровнем, но и не используют или используют ограниченно весь имеющийся весь имеющийся логистически-экономический потенциал. Причиной тому можно обозначить следующие факторы:

  • Применение политических соображений в экономической логике в области транспорта и транзита товаров и энергии;
  • Введение строгих национальных требований для перевозки товаров, что является причиной замедления грузопотока
  • Отсутствие необходимых финансовых ресурсов для реализации крупных проектов
  • Отсутствие безопасности в некоторых районах, граничащих с этим регионом.

Так, новая прикаспийская железная дорога выводит казахстанско-иранские отношения на новый уровень и способствует росту объема товаро­оборота, реализации новых проектов, имеющих важное значение для укрепления бе­зопасности двух стран, в частности в области ядерной энергетики, экспорта зерна и других сферах торговли. У Казахстана с Ираном сложились дружественные отношения в такой сложной сфере, как сотрудничество, определяемое границами Каспийского моря. Через прикаспийскую железную дорогу возможен выход на огромный рынок стран Ближнего Востока. А для Ирана – это «дверь» в Китай и Россию. Речь идет о наглядном мультипликативном эффекте от одного частного, но важного инфраструктурного проекта. Возможности взаимной торговли между нашими странами будут значительно расширены в связи со снятием санкций с Ирана со стороны США и ЕС. Ранее, ввиду того, что деятельность Иранских банков была заблокирована, проводить взаиморасчеты напрямую в тенге и риалах между нашими странами было невозможно. Новая транспортно-транзитная составляющая во взаимодействии Казахстана с Ираном призвана диверсифицировать и увеличить экспортные потоки казахстанской продукции в южном направлении.

Важный аспект инфраструктурного обеспечения экономики Казахстана – открытие совместного казахско-китайского терминала в порту Ляньюньган. Новый транспортно-логистический терминал вкупе с регулярным контейнерным поездом Ляньюньган – Алматы нацелен на повышение экспортно-импортного и транзитного потенциала не только с Китаем, но имеет прямой выход в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Юго-Восточной Азии (ЮВА), способствуя развитию торговых отношений в регионе с выходом на транзит из этих стран в Центральную Азию (ЦА), государства Персидского залива, Россию, Кавказский регион и Европу через территорию Казахстана. Так казахстанская политика «Нұрлы жол» действительно способствует восстановлению экономического пояса Шелкового пути через магистраль Западная Европа – Западный Китай, что активно поддерживается и Китаем.

Программа «Нұрлы жол» – комплексная, здесь органически увязаны стратегические задачи кардинального решения энергетического снабжения северных, восточных и южных регио­нов Казахстана, завершение строительства третьего энергоблока на ГРЭС-2 в Экибастузе как важной составляющей программы «Нұрлы жол» в строительстве надежных высоковольтных линий на юге Казахстана и преодоления дефицита электроэнергии. В среднесрочный период (2015-2017 гг.) в рес­публике предусмотрено стабильное, на высоком уровне авиасообщение между регио­нами Казахстана и новыми зарубежными линиями. Помимо этого, казахстанской стороной активно заключаются инвестиционные соглашения на поставку высокотехнологичной авиационной техники, в том числе вертолетной из Франции, ряда европейских стран. Качественно новая постановка и решение транспортной инфраструктуры, где увязывается оптимизация внутренних сетей с международными магистралями, несомненно, будет иметь стратегический эффект в ускорении товарооборота и транзита экспортно-импортных взаи­мосвязей Казахстана со странами Запада и Востока, Севера и Юга, где ключевая роль республики как важного логистического звена несомненна. Такие благоприятные внешние и внутренние инфраструктурные возможности формируют качественно новый фактор экономического роста для Казахстана, обус­ловленный потребностями ускорения оборота капитала, особенно на выходе из затянувшегося экономического кризиса и той ролью, которую играют динамично развивающиеся Китай и страны Юго-Восточной Азии в обновлении мировой экономики.

Новая экономическая программа «Нұрлы жол» по своей стратегической значимости объективно не может быть ограничена временными рамками и восприниматься как тактическая задача, рассчитанная на 3-5 лет. Речь идет о начале реализации уникального транзитно-транспортного проекта международного уровня, имеющего для Казахстана действительно стратегическое значение. Он должен изменить положение Казахстана как важного транспортно-логистического звена в центре Евразии, призванного обеспечить наиболее прочную связь между Западной Европой, Китаем и ведущими странами ЮВА.  Это особенно важно в условиях, когда Казахстан успешно завершил переговоры касательно Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом, включающем в себя 29 сфер взаимодействия. Подобный масштабный акт взаимного сотрудничества со странами ЕС, располагающими мощным инвестиционным, научно-техническим и инновационным потенциалом, трудно переоценить. Если учесть, что ЕС – крупнейший торгово-экономический и инвестиционный партнер Республики Казахстан, то реализация НЭП «Нұрлы жол» открывает новые возможности для европейского бизнеса в аспекте развития транспортной, индустриальной, энергетической инфраструктуры страны, также в подготовке и проведении выставки «ЭКСПО-2017», которая также является частью масштабного долгосрочного проекта. И, несомненно, роль Казахстана в качестве связующего звена возрождающихся трансконтинентальных путей будет возрастать с трансформацией ее экономики на базе новейших инновационных достижений и новых технологий.

Что же касается инвестиционного обеспечения программы «Нұрлы жол», то наступает момент планового использования резервов Национального фонда, из которого государство обязуется выделить порядка 10 млрд. долларов на реализацию проектов. В инвестировании проекта предполагается участие около 100 зарубежных компаний. Общий инвестиционный портфель на настоящий период времени составляет более 6 триллионов тенге. Эти средства затрачиваются на развитие транспортно-логистической, индустриальной, энергетической инфраструктуры, модернизации инфраструктуры ЖКХ и сетей водо- и теплоснабжения, укрепления жилищной и развития социальной инфраструктуры, поддержки малого и среднего бизнеса и деловой активности. Многообразие субъектов инвестирования предполагает механизм государственно-частного партнерства, использования средств из государственного бюджета, Нацио­нального фонда, а также прямое привлечение иностранных инвестиций.

Основным регулятором программы «Нұрлы жол», несомненно, является государство, а операторами – соответствующие министерства (инвестиций, финансов) и Национальный банк Республики Казахстан. Инфраструктурные проекты в комплексе и во всем многообразии выгодны с народно-хозяйственных позиций в качестве неотъемлемого звена единой национальной экономической системы, обеспечивающей непрерывный оборот общественного капитала. Данная мера нацелена непосредственно на укрепление экономической ситуации в стране уже в ближайшие годы. В конечном итоге это сказывается на скорости оборота капитала, доставки потребителям народно-хозяйственных грузов и благ, на росте конкурентоспособности отечественных предприятий на внутреннем и внешнем рынках, на экспорте отечественной продукции и позволяет перей­ти на новый уровень взаимодействия как со странами ЕС, так и со странами БРИКС и Юго-Восточной Азии.  В результате оптимальное управление инфраструктурой в масштабе страны с достаточно определенным разграничением финансирования специальных программ на ближайшие годы обеспечит устойчивый рост экономики республики в крат­косрочной и среднесрочной перспективе.

Программа «Нұрлы жол» предстает воплощением стратегической идеи по становлению Казахстана как Евразийского транслогистического и делового партнера. При этом органическими и важнейшими блоками этой стратегической магистрали, выходящей на международный уровень, формируются основные экономические районы Казахстана. Это – фактически логистически выверенный этап возрождения Шелкового пути в условиях новых требований глобализации мировой экономики и оптимального решения транспортно-логистических задач на уровне крупнейшего казахстанского региона с включением в Евразийский континентальный блок. Решение этой крупнейшей задачи явится локомотивом экономического развития Казахстана и смежных с ним регионов Восточной Европы, России и Китая, с интеграцией торгово-транспортного потенциала Евразии.  Так, рост объемов торговли в одном казахстанском регионе прогнозируется с 800 млрд. долларов в 2014 г. до $1,2 трлн. в 2020 г., а объем грузовых перевозок и сообщений между Китаем и Европой – до $170 млн. А в перспективе с включением в программу стран Юго-Восточной Азии, Персидского залива, Европейского союза поток и объемы перевозок неизмеримо возрастут с высокой эффективностью перевозок (экономия времени, расстояния, эффективность самих транспортных операций). Это новая архитектура торгово-экономических связей и новый уровень транспортно-транзитного потенциала Казахстана как во внутрирегиональном, так и международном уровнях.  В проект «Нұрлы жол» будут активно включены все регионы Казахстана с интенсификацией не только собственно межрегиональных связей, но и выходом в смежные приграничные районы, а также на межконтинентальный уровень с созданием специальных экономических зон. Это – новый уровень комплексного развития экономики, повышения эффективности экономических связей, удешевления транспортных связей.  Новая экономическая политика «Нұрлы жол», вызывая к жизни новые механизмы и факторы ускорения экономического роста, безусловно, обретает действенно контрциклический и антикризисный характер.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!

Лента новостей

Логотип сайта adebiportal.kz Логотип сайта baigenews.kz Логотип сайта baq.kz Логотип сайта e-history.kz Логотип telegram канала elinfo_kz