Лента новостей

Тактики ведения боя казахов

Казахи выгодно применяли тактические методы при различных битвах и называли их именами батыров
Тактики ведения боя казахов
Фото: dnpmag.com, http://e-history.kz 29.09.2017 14:06 108166

«Кажется странным, что историки обходят вниманием военное искусство средневековья... О военном искусстве средневековья можно лишь догадаться по фрагментам общих разговоров», - пишет Джон Билер во введении к книге Омана Чарльз «Военное искусство в средние века». Действительно, об исторических сражениях мы имеем представление разве что по голливудским блокбастерам и патриотическим фильмам. Также, возможно, некоторая литература и эпосы приоткрывают общую картину эпических войн. Поэтому мы вынуждены описывать тактические приемы воинов Великой степи, лишь базируясь на культурных и экономических предпосылках и устных памятниках истории. 

При этом нельзя не отметить, что казахская военная тактика имеет принципиальные отличия от европейской. Например, отсутствие крупных населенных пунктов (городов) со строениями и специальной военной инфрастуктурой (автономные замки, рвы, большие запасы еды и воды), как в Европе, в корне меняет стратегию сражений в Ұлы Дала. Степным сражениям не были свойственны долгосрочные позиционные битвы с задачей занять оперативно важные пункты. Военные специалисты последних лет отмечают, что тактика сражений малочисленными мобильными группировками оправдала себя полностью. В дальнейшем мы можем в этом лишь убедиться.

Искусство сражения в степи – это не только стрельба и рубка. Победа в большей части зависела от выбранной тактики ведения боя. Военачальники старались обойтись малой кровью. Безрассудный героизм порой наказывался. Казахи каждый раз совершенствовали методы ведения боя, поэтому джунгары впоследствии даже при наличии пушек не смогли одержать окончательную победу. Благодаря этому казахский народ достиг исторически значимых побед. 

Казахи выгодно применяли тактические методы при различных битвах и называли их именами использовавших эти методы батыров. К примеру, когда Абылай расспрашивал про своих батыров у Бухар-жырау, тот говорил: «Жанатай проходит через Талкы, Богенбай проходит «Кулжандап», а Хан-Баба обратно вернется». «Кулжандап» означает отвагу, сноровку, четкое ведение боя, умение вырываться из рук врагов. Данный способ битвы назван именем воина Кулжа – храброго, отменного тактика.

 «Тактика обмана»

Во время сражения, если враг превосходил по численности, казахские воины применяли тактику обмана. Они рассыпались в разные стороны, собирались в назначенном месте и внезапно начинали атаковать. Иногда для создания эффекта увеличения численности своих воинов вокруг орды устанавливали кукол на лошадей. Данная тактика обычно устрашающе воздействовала на противников. Также при численном перевесе врага казахи давали возможность противнику преследовать их. А когда враги разделялись в поисках, они уничтожали их поодиночке. 

Иногда перед несметным войском противника оставляли пленных. А настоящее войско выдвигалось издалека с правого и левого флангов. Данная тактика была необходима для маскировки войск. Таким образом, враг попадал в капкан, где мог вести сражение только с одной стороны. Эта тактика в кыпчакских степях использовалась еще во времена древних кочевников. 
Если главнокомандующий считал необходимым действовать в пешем строю, то воины привязывали вожжи к поясу и поливали градом стрел неприятеля, а если враг приближался, вступали в схватку, обнажив сабли и копья. При внезапной встрече с врагом воины старались окружить его и в ходе сражения брали в кольцо.

«Захват луны»

При многочисленных стычках с джунгарами казахи применяли так называемый метод «Захват луны». Тактика заключалась в окружении противника с дальнего расстояния и постепенном сжимании данного кольца. К примеру, в 1726 году на реке Сарысу в местности Айран Тогилген при сражении казахов и джунгар была применена данная тактика.

«Сбежавший кролик»

Тактика «Сбежавший кролик» заключалась в том, что воины делали вид, что убегали, а потом начинали окружать и уничтожать врагов, которые были разделены на группы. При виде передовых воинов врага лучник стрелял несколько раз. И если враг не устрашался, то он выводил его в западню к основному составу войск. Если силы врага превосходили, то войска отступали на расстояние одного-двух дней пути, прятались по дороге и оттуда наносили существенный урон противнику.

Если не было возможности взять таким методом, то они отходили на десять-двенадцать дней расстояния, расположившись в безопасном укреплении, а далее находили способ уничтожения приближавшихся врагов отдельными группами. Данная тактика в 1726 году была также применена в битве на местности Айран Тогилген. 

Необходимо отметить, что в сражении Аныракай в отличие от джунгар, вооруженных огнестрельными оружиями, у казахов основными оружиями были лук, копье, сабля, топор, кинжал, аркан, и казахи могли не победить в этом сражении. Но Абулхаир, как всем известно, использовал тактику уничтожения врагов отдельными группами, не давая им возможности связаться с тылом.
Ничего не напоминает? Да, позже такая же тактика была успешно применена во время Второй мировой войны славным сыном казахского народа Бауыржаном Момышулы и ныне носит название «спираль Момышулы». Этот прием сейчас обязателен для изучения во многих армиях мира, например, в ЦАХАЛ (Армии Обороны Израиля ).

«Окружение»

При проведении наступательных операций кочевники применяли тактику окружения, так называемую «тулгама». Данное слово древнетюркского происхождения и означает «взять в окружение» и «покорение». Противника окружали и били с тыла. Основатель империи Великих Моголов Бабур в своих рукописях писал, что в Дешт-и-Кипчак мастерски применяют тулгама, и ни одно наступление кыпчаков не проводилось без этой тактики. 

«Бежать вразброс»

Бабур рассказывал еще об одной тактике ведения боя кочевниками. Ее суть заключалась в следующем: беки, нокеры и все остальные во весь опор наступали на противника, производя по пути выстрелы, а затем внезапно спешивались и бежали вразброс кто куда.

Кожаная лодка

Европейские путешественники Плано Карпини и Гильом Рубрука писали, что тюрки и монголы в сложных военных ситуациях были очень находчивы. При переходе через крупную реку воины умели сохранять всех лошадей и имущество. Для этого они делали из кожи мешок в виде колеса, который заполняли необходимыми вещами, затягивали его ремнем. Этот мешок служил лодкой, которую привязывали к хвосту лошади. 

«Незаметный сбор»

Кочевники при выходе в поход разбивали свое войско на несколько отрядов и внезапно могли собраться в заранее определенной точке. Эта тактика позволяла незаметно перемещать большое скопление войск, а затем поражать воображение противников. В 1838 году Кенесары применил данную тактику при взятии укрепления Акмола.

«Передвижная крепость»

Когда силы противников были равны на поле брани, казахи организованно и оперативно перестраивались в несколько рядов. Между каждой группой воинов и позади рядов для отражения атаки неприятеля устанавливали телеги. Обычно находящаяся впереди конница выстраивалась под острым углом атаки. Это было необходимо для быстрого и уверенного входа в ряды неприятеля, словно нож по маслу.

Если казахи понимали, что битву начнут первыми их противники, то меняли тактику ведения боя. Выстраивали в круг укрепление из телег, которые накрывали бычьими, верблюжьими шкурами. И все воины становились навстречу врагу, готовые выпустить тучи стрел. Казахи оставляли невидимые неприятелю лабиринты лазеек для выхода наружу и, как только видели ослабление противника, могли незаметно выйти из укрепления и нанести удар по противнику.

Данная крепость помогала находящимся внутри воинам с успехом отражать неприятеля. Ни конница, ни пеший воин не ускользали от лучников в крепости. Враг даже не пытался захватить данное передвижное укрепление казахов. И потому зачастую противники отступали. 

В военное время кочевники окружали свой лагерь укреплениями, которые также были защищены земляной насыпью. Известно, что такое укрепление использовалось при Аныракайском сражении. Тогда батыр Тлеули из своего передвижного укрепления уложил множество врагов. Также казахские полководцы использовали в качестве укрепления горы, пещеры и ущелья. В 1643 году при битве Орбулак против джунгар Салкам Жангир использовал данный метод. 

«Разбить строй врага»

На открытом поле при встрече с врагом первыми в бой вступали легковооруженные лучники. Их задача состояла в максимальном нанесении урона противнику: уничтожение воинов, лошадей, ослабление строя противника. Таким образом, облегчался дальнейший ход сражения. Такую тактику монголы называли «тулумча». Далее вступали в бой сгруппированные на несколько подразделений тяжеловооруженные бойцы, меченосцы, воины с топорами и палицами. Они разрывали строй противников. 

«Монгольская мельница»

При внезапном нападении казахское войско стягивало в кольцо неприятеля и, скача по кругу, поливало его градом стрел. Был ли враг внутри или снаружи кольца, после данной тактики победа доставалось казахам.

Поединок

Для батыров обязательным воинским долгом было принимать участие в поединках. Они решали исход всей битвы малой кровью. При победе в сражении один на один воин становился известным, менялся и его статус. Он получал имя поверженного врага и его оружие. Проигравшая сторона старалась всеми силами вызволить тело погибшего, и это было достойно отваги.

У казахов вплоть до XIX века исход битвы решали поединки батыров. Это была демонстрация силы и возможность обойтись малой кровью. Иногда целью всего похода было уничтожение определенного батыра. В некоторых случаях при превосходстве батыров одной стороны другая сторона не хотела продолжения битвы и отступала. Имена батыров-победителей становились боевым кличем войска. 

Много сказаний, исторических поэм сложено о поединках батыров в период «Актабан шубырынды». В Аныракайской битве Канжыгалы Богенбай и младший брат Галдан-Церена – военачальник Шоно – не могли одолеть друг друга. В поединках шапырашты Болек батыра и калмыка Аныракай, а также в схватке шымыр Акша батыра и калмыка Даржина наши батыры одержали убедительную победу. Также при войнах с киргизами при Кенесары проводились поединки между батырами. Руководитель народного восстания Исатай Тайманов также вызывал на поединок ходжа Караула и его воинов. Караул, видя постоянные победы и бесстрашных батыров Исатая, не решился вступить в поединок. 

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!