Как рождается казахстанский дрон-рейсинг

Интервью с пилотом дронов Ярославом Бартули

Сейчас мир завоевывают дроны: они летают в фильмах с Человеком-пауком, из них делают инсталляции над курганами Аль-Ула в Саудовской Аравии, Амазон пытается доставлять с ними посылки, а Китай хочет заполучить первенство в сфере робомобилей или пассажирских дронов. Пока еще люди массово не пересели на летающие аппараты, но уже появился дрон-рейсинг – новый вид спорта, когда человек управляет гоночным коптером с земли. О первых попытках организации воздушных ралли в Казахстане нам рассказал Ярослав Бартули, алматинский дронрейсер.

Пару лет назад Стивен Спилберг экранизировал футуристический роман «Первому игроку приготовиться» с культовыми пасхалками: ясная иллюстрация 21-го века, когда люди из гик-культуры и техномира давно не изгои. Если описать фильм в нескольких тэгах, ими будут киберспорт, игры, гонки, техника и виртуальность. Видимо, будущее уже наступило: перечисленное стало частью нашей жизни.

«Аэрофотосъемка на парапланах» для современного уха становится уже чем-то далеким и странным, сродни телефонам-раскладушкам и интернету через кнопку «i». Уже несколько лет квадрокоптерами успешно пользуются фото- и видеомейкеры – это привычно. Однако развитие в сфере создания дронов подарило такую технологическую новинку, как FPV (англ. first person view, вид от первого лица) – возможность видеть через устройство с приемником в реальном времени то, что снимает коптер.

СПРАВКА

Дрон – краткое название беспилотного летательного аппарата, их еще обозначают аббревиатурами БЛА, БПЛА или используют разговорный «беспилотник».

Коптер сокращено от английского вертолета – helicopter. Он приводится в движение через регуляцию скорости вращения двигателей и пропеллеров, мини-лопастей.

Квадрокоптер – четырехмоторный коптер, считается самым простым и надежным видом мультикоптеров.

FPV – направление радиоуправляемого авиамоделизма. В отличие от обычных коптеров с управлением по радиоканалу, при FPV есть еще дополнительный видеорадиоканал для передачи изображений на мониторы, телевизоры, видеоочки или видеошлемы. Последние очень похожи на очки виртуальной реальности, но все же различаются степенью погруженности. В FPV пока используют аналоговую систему (как в старых телевизорах), так как цифровые системы часто лагают из-за недостаточной мощности передатчиков и высокой скорости.   

Еще до пандемии интернет гудел: киберспорт вышел на новый уровень, 16-летние подростки становились миллионерами благодаря Fortnite, а призовой фонд чемпионата по Dota 2 достиг 34 миллионов долларов США. Параллельно развивались дроны. Итак, первая гонка коптеров в FPV-режиме прошла в 2014 году в Лос-Анджелесе, в 2017 году в Париже крупная профессиональная гоночная организация Drone Champions League провела фестиваль дронов. В 2019 году призовые фонды таких гонок составляли сотни тысяч американских долларов, и это только начало. От мировых сообществ не отстает и Казахстан, но в отличие от частных коммерческих ралли, первое республиканское соревнование дронов «JETISY Эрон Дрон» организовал государственный проектный центр «Рухани жаңғыру».

На ноябрьских гонках 31-летний Ярослав Бартули стал обладателем первого места среди двадцати пяти команд-участников. Алматинец рассказывает, что работает техническим специалистом и его всегда привлекали различные оборудования.

«Я увлекся фотографией, развивал себя в этой области, позднее переключился на видео. В дрон-рейсинг я пришел потому, что меня привлекала возможность снимать в новом формате, которого еще не было в Казахстане. Поэтому сначала я купил пульт управления, затем два-три месяца учился летать на симуляторе на компьютере. Многие так и делают, потому что в дрон-рейсинге часты падения и приходится ремонтировать технику, что влечет постоянные затраты. Когда я только начинал летать в начале 2019 года, этот вид спорта был еще не так популярен – у нас был клуб с немногочисленными участниками. Я решил продвигать этот спорт в массы и начал активно вести инстаграм-страницу по данной тематике. В последний год FPV у нас резко скакнул вперед, как и во всем мире. Это не только гонки на дронах, FPV стали активно использовать и на съемках коммерческих проектов. Для меня это скорее хобби с небольшой прибылью. Я рассматриваю полет с дронами как будущую работу, но пока это не приносит такого дохода, чтобы я мог бросить основную работу», - делится Ярослав.

Дроны в зависимости от их технической оснащенности варьируются в ценах от 15 тысяч тенге до нескольких миллионов – это действительно дорогое хобби. К тому же, тех, кто управляет гоночными коптерами, называют «пилотами», поэтому сходу стать мастером по дрон-рейсингу вряд ли получится.

«Не получится просто купить коптер и полететь, как это иногда возможно с коптерами для съемок. FPV-дрон не имеет никаких вспомогательных функциий, позволяющих дрону зависнуть в воздухе, пока пилот думает, что бы ему снять и куда полететь. Тут должна быть постоянная концентрация на управлении. Я обычно сравниваю это с машиной с круиз-контролем и раллийной машиной без гидроусилителя руля, где все зависит исключительно от пилота. Для управления дроном пилот надевает FPV-очки, они не дают полного погружения как VR-очки (очки виртуальной реальности, прим.авт.). Скорее это похоже на то, как если сидеть в кинотеатре на последнем ряду и смотреть на экран. Еще многие не выдерживают скорость и их начинает тошнить, так как дрон может разгоняться за пару секунд от 100 км/час до 150 км/час. Хотя это дело привычки и зависит от качества визоров. Тошнота в первый раз – не приговор. Вообще тема FPV настолько обширна, что ее можно возвести в отдельную науку. В нее включены знания электроники, физики, а также иностранные языки, так как большинство инструкций и туториалов зарубежные», - рассказывает Ярослав.

Исторически дроны хотели создать для военных целей, даже первые чертежи и эксперименты Николы Теслы в конце 19-го века были об этом. Другим витком развития экспериментальных беспилотников были крылатые ракеты, первая известна под названием «Жук Кеттеринга» и разработана по заказу армии США во время Первой мировой в 1917 году. Квадрокоптеры появились примерно тогда же – в 20-х годах 20-го века, над противопоставленными пропеллерами пилотного воздушного судна работали американец Георгий Ботезат и француз Этьен Эмишен. Однако несмотря на гениальность идеи, их задумка была провальная из-за большого количества пропеллеров, неустойчивого корпуса, низкой маневренности и пр. Далее ученые придумали беспилотные бипланы, на которых тренировались летчики. Немцы тестировали автономные ракеты, другие переделывали самолеты таким образом. Все изменилось во время Ливанской войны, когда почти 50 лет назад Израиль начал пользоваться центнерными радиоуправляемыми беспилотниками. Военная промышленность не стояла на месте, а использование полупроводниковой электроники помогла уменьшить размеры авиамахин до приемлемых величин. Переход от сверхсовременных, умеющих стрелять военных дронов (порой секретных) к бытовым радиоуправляемым в свои руки взял тоже США. Спрос и попытки DIY-дронов (англ. do it yourself, т.е. своими руками) рождает предложение – в 2006 году американская Федеральная авиационная администрация одобрила полеты небольших беспилотников. Дроны в те годы ассоциировались со съемками труднодоступных мест, с выполнением научных задач и с промышленностью. Например, государственные организации отслеживали при помощи таких аппаратов природные катаклизмы (пожары, землетрясения, наводнения и пр.), частники следили за состоянием посевов, нефтепроводов и за животноводческими угодьями и рыбными косяками. Также дроны изначально были популярны среди ученых (брали анализ почвы и т.п.), строителей (геодезия), майнеров и многих других. Стоит отметить, тогда дроны не были способны передавать изображение в реальном времени, лишь вспомогательная запись. Как только это изменилось, грянул рекреационный бум. Сейчас в магазинах электроники можно купить как целые дроны, так и заказать любые детали в интернете и настроить свой кастомный беспилотник, возможностей – масса.

«Техники у меня достаточно много, около 5 летающих дронов и несколько проектов по сборке. Запчасти я заказываю с Китая, они долго идут, поэтому не могу пока полностью укомплектоваться. Это хобби подразумевает некоторую склонность к коллекционированию, дроны по-своему уникальны, и все настоящие ценители расстаются с ними с неохотой. Что же касается потенциала коптеров, мне кажется, нельзя сказать, что агрономия, геология и строительство ушли в прошлое, дроны в этих сферах будут еще развиваться. Шпионаж на дронах я думаю присутствует уже давно и отрасль вооружения давно использует беспилотные летательные аппараты. В дронодоставках же я не вижу будущего, в отличие от дрон-рейсинга. У данного вида спорта преимущество, так как не нужна физическая подготовка, по сути, этим может заняться каждый. Я вижу огромную возможность для детей с инвалидностью, это хороший шанс для них заняться чем-то интересным и увлекательным», - говорит Ярослав.

По словам дронрейсера, на соревнования он попал благодаря другу, которого позвали помочь с организацией при областном акимате. Изначальная локация в Чарынском каньоне была отвергнута из-за сильных ветров и трудного маршрута, в итоге специальные барьеры были установлены недалеко от Алматы, в сторону Табагана. Ярослав рассказывает, что FPV-дроны пока не так развиты, как обычные, поэтому местность играет важную роль. FPV-коптеры взлетают в высоту до одного-полутора километров, а также отдаляются по мере своего веса – чем он больше, тем больше батареек и, соответственно, километраж. Однако есть опасность – если с такой высоты на голову людям падает техника, травм не миновать.

«Я абсолютно за то, чтобы ограничивали съемку в общественных местах. Среди пилотов FPV-комьюнити есть правило не летать над людьми и там, где можно испортить стоящий внизу транспорт. FPV-дроны летают с очень большой скоростью, а также при потере связи они кулем падают вниз – не исключены неожиданные поломки и можно нанести серьезный вред окружающим. Пока мы тихо летаем над полями и не по беспределу в городах, нас не будут трогать»

В словах Ярослава есть доля истины: многие страны, особенно в городах с небоскребами или «занятым» самолетами небом, вводят ограничения или вовсе запрет на полеты с дронами. Кроме практичных целей администрации преследуют и этические нормы: бывали случаи сталкерства и подглядываний за людьми. Такое положение дел нарушает права на личную жизнь, тут голливудские папарацци с телевиками не по своей воле отодвигаются в сторону. Например, Египет и Марокко запрещают дроны полностью, в Монако, Индонезии, Франции и ОАЭ нужны специальные разрешения, причем в каждой стране граммовка допустимых дронов разная, от 250 до 800 грамм, Канада, Греция и Таиланд могут попросить вас поставить дрон на учет и не снимать вблизи людей или при определенной высоте. В общем, нет единого шаблона – каждый разрешает и запрещает, как хочет. Однако, как говорит Ярослав, ограничения не заставят отказаться от неописуемых ощущений.

«После полета руки трясутся, это очень эмоционально. Самое удивительное – ты сидишь на кресле, ничем не рискуешь, но получаешь такую дозу адреналина, будто сам на крыльях летал по тем местам, что были на экране перед глазами. Тебя всего колотит, сердце чуть не выпрыгивает из груди. На соревнованиях пилоты уставали настолько, что врезались друг в друга или в деревья, дроны падали. С этим жить веселее. К тому же это нереальная красота: я снимал интересный проект с одним нашим режиссером о заповедниках Казахстана, за пять дней мы объехали Кольсай, Кайынды, Поющие барханы, снимали лошадей на джайляу. Ради таких видов я иногда соглашаюсь и на коммерческие предложения без гонорара, если риск оправдан, разумеется. Не хотелось бы никого случайно покалечить дроном»

Ярослав Бартули также является первопроходцем в полетах на FPV-дронах над Кайынды. Они с друзьями также ездили на заброшенную радиостанцию в сторону Чунджи ради дронрейсинга – былые дигеры вышли на новый уровень.

На посткарантинный период казахстанские дронрейсеры, от лица которых говорит Ярослав, возлагают большие надежды. Алматинец полагает, что при должных подготовке и сноровке можно догнать российских гонщиков и выйти на СНГ. Далее – мир.

Главная