Лента новостей

Марафонец-любитель Абай Дюсенбаев: Меня дураком называли

Марафонец-любитель Абай Дюсенбаев: Меня дураком называли
03.09.2021 17:56 5707

2 000 километров пробежал по Казахстану алматинец Абай Дюсенбаев. На это 25-летнему марафонцу-любителю понадобилось 27 дней. Дюсенбаева по праву можно назвать ультрамарафонцем. Ультрамарафонской или сверхмарафонской считается любая дистанция, протяженность которой превышает марафонскую дистанцию 42 километра 195 метров. Абай же в день пробегал от 70 до 100 км. И в этом одиночном забеге на длительную дистанцию бегун не был в одиночестве.

Видео и фотографии с пробега по родным просторам Абай выкладывал в Инстаграм. Многие пользователи поддерживали его, оставляя комментарии под постами или просто лайками. Парень поставил перед собой довольно амбициозную цель и добился своего, что, безусловно, вызывает восхищение, ведь для ее достижения требуются незаурядные качества, как физические, так и морально-волевые. Однако Абай ищет не популярности, а единомышленников. Настоящая его цель – сподвигнуть других на занятия спортом.

- Абай, расскажите, откуда вы родом, чем занимаетесь?

- Я родом из Павлодара, мне 25 лет. После 9 класса поступил в Алматинский авиационный колледж при Академии гражданской авиации на авиатехника. Затем поступил в Академию на пилота, но, к сожалению, по некоторым обстоятельствам не доучился. В Алматы работал на двух работах, но, чтобы осуществить свою цель и пробежать 2000 километров, пришлось уволиться.

 - Ради бега бросить работу – это сильно. Работодатели были в курсе, из-за чего вы увольняетесь?

 - Да. Но никто мне не верил, что из-за этого увольняюсь. Дураком называли.

 - Как давно вы занимаетесь спортом? 

- Можно сказать, что с детства в спорте. До 5 класса в школе занимался карате. Затем учитель по физкультуре увидел мой потенциал и взял на баскетбол. Выступал за школу, был лидером в команде, мы постоянно занимали призовые места на соревнованиях. Настолько меня затянул баскетбол, что даже другие тренеры приглашали играть за их команду. Но я был верен своей команде и тренеру, шел с ними до конца. Сейчас уже не так много времени на баскетбол, но в свободное время играю. Кстати, в колледже и академии меня сразу поставили капитаном команды по баскетболу. Параллельно бегал, занимался ещё многоборьем. Часто бегать стал, когда начал учиться в колледже. Я всегда занимался спортом, потому что не хотел и не хочу потерять форму. Многие, когда женятся, начинают живот распускать. А я себе сказал: «Нет, таким я не буду. Буду всегда в форме».

Марафонец-любитель Абай Дюсенбаев: Меня дураком называли

 - А вдруг ваша будущая супруга окажется мастером в кулинарии и никак нельзя будет отказаться от соблазна съесть вкусненькое?

- Будем вместе бегать, сжигать калорий и есть вкусности. (Смеется)

- Вы участвуете в беговых марафонах? У вас есть какие-то достижения, награды, медали? Пробегали марафонскую дистанцию 42 километра 195 метров?

 - Нет, я бегаю больше для себя и мне неинтересны те забеги, что проходят у нас. Как-то не гонюсь за медалями. И марафонскую дистанцию не бегал. Максимум, что я бегал на тренировках - это до 20 километров.

 - Почему именно 2000 километров? Как зародилась эта идея?

 - Я планировал бегать за рубежом, это своего рода путешествие. Но карантин внес свои коррективы, да и по деньгам накладно, нужно было больше финансов. Поэтому я решил пробежать по Казахстану, посмотреть на наши красоты. Мысль о забеге зародилась ещё зимой. Эта идея не давала мне покоя, и я постоянно думал: как буду бежать, где останавливаться, что буду делать, смогу ли преодолеть. То есть, помимо моральных и физических барьеров преодолевал также барьеры внутренние, психологические. Надо быть подготовленным ко всему. Даже когда я собираюсь на пробежку, нужно визуализировать, представлять, как ты преодолеваешь эти километры. Сначала была идея добежать до Павлодара, это 1500 километров, а потом уже решил и на все 2 000 километров пойти. Отправная точка была - Алматы, далее Капшагай, Талдыкорган, село Жансугуров, Сарканд, Алаколь, Аягоз, Семей, Майский район, Павлодар, Экибастуз и конечная точка - столица.

- Кто вас мотивировал? Как отнеслись родители к такой идее?

- Я сам себя мотивировал. С детства любил смотреть различные фильмы, один из них «Форрест Гамп». Думаю, его каждый смотрел и хотел бегать как он. Я не первый и не последний, кто так бегал. Но, если честно, о тех, кто бегал на 2 000 километров, пока не слышал. Родители были против этой затеи. Мама отговаривала, а потом поняла, что меня ничем не остановить.

- Как вы готовились к забегу?

- Весной я начал ходить в горы. За 10 лет, что прожил в Алматы, ни разу не поднимался на пики. Хотел всегда, но из-за учебы и работы не было времени. В этом году нашел сообщество, которые покоряют горы, присоединился к ним. Физически я был подготовлен, поэтому мне было легко подниматься. Старался помогать всем. Особенно девушкам, потому что им тяжело было нести рюкзаки. Приходилось помимо своего еще один рюкзак нести. За день покоряли четыре пика, это называется «малая кругосветка». В группе у нас никто не отставал, всегда держались вместе. За два месяца покорил практически все пики. Также по вечерам бегал с работы до дома, на Медеу, примерно по 10-15 километров каждый день. Потом попробовал себя в забеге до Капшагая.

- Какие мысли посещали во время бега? Не хотелось остановить мимо проезжающую машину и сесть в неё?

 - Были как положительные мысли, так и негативные. Бывало, мозг отправлял, такие приятные воспоминания, как дом, и мысли: почему дома не остался, в городе, где безопасно, где есть все, магазины и кафе, и где ты можешь нормально покушать, прилечь отдохнуть, посмотреть телевизор… И вот с этими мыслями я боролся, преодолевал их. Тысячу раз, наверное, приходило в голову – зачем я бегу, для чего? Но мозг боится, а ноги делают. Не скрою, не раз хотел присесть, думал, добегу до определенного места и назад отправлюсь. Но, отдохнув, собирался с новыми силами и бежал дальше. Потому что нужно закончить начатое, без этого никак.Марафонец-любитель Абай Дюсенбаев: Меня дураком называли

 - Сколько километров вы пробегали в день во время забега?

 - Я пробегал от 70 до 100 километров в день, слушал своё тело, руководствовался ощущениями. Мой рекорд непрерывного бега был 300 километров с Экибастуза до Нур-Султана, на самом деле я устал и уже решил нигде не останавливаться. В принципе, там негде было останавливаться, Ерейментау был далеко от трассы. У нас же степи тянутся, расстояния между аулами большие, кафешек мало.

 - Да вы отчаянный! Бегать до 20 километров и так резко повысить дистанцию до 300 километров.

 - Да, я отчаянный! С детства такой. Не могу сидеть на месте. Мне нужен экстрим, всегда искал и ищу приключения.

 - Где останавливались и чем питались? И что насчёт финансовой стороны забега?

- До Семея останавливался в аулах, дальше гостиницы были только в городах. Не высыпался, спал по 3-4 часа, так как прибегал в позднее время. Бывали и такие моменты, что негде было остановиться, приходилось бежать дальше. В кафе я максимально забивал в свой желудок - первое, второе, чтобы хватило энергии до следующей остановки. Финансовую часть не совсем рассчитал, до Павлодара у меня уже закончились деньги. Гостиницы в аулах оказались дорогие: где-то 10 000 тенге, где-то 5 000 тенге, по-разному, плюс ещё еда. Пришлось звонить друзьям, знакомым и просить финансовую помощь.

- Мозоли, черные, отвалившиеся ногти, кровоточащие соски от соприкосновения с футболкой, да всё что угодно может произойти во время бега на длинные дистанции! Скотт Джурек в книге «Ешь правильно, беги быстро» описывает, как на 70 миле у него началась рвота и что для ультрамарафонцев это норма. У вас были какие-либо проблемы со здоровьем?

 - Как таковых проблем со здоровьем у меня не было. Если не считать мозоли от новых кроссовок. У меня было две пары. В старых кроссовках у меня начала истираться подошва, надел другие. На следующий день пожалел. Они мне очень сильно натерли ноги, пальцы опухли, начало гноиться. На мизинце кожа ободралась до того, что я думал, потеряю палец. Хорошо, что в это время я добежал до Алаколя, где пробыл пару дней и лечил свои ноги. Пошёл в местную больницу, но там ничего не смогли сделать, только обработали. Пришлось самому смотреть в интернете, что делать в таких случаях. По идее, мне нужно было кроссовки «обкатать», попробовать на тренировках, а потом уже брать в дальний путь. Потихоньку зажило, правда, лейкопластырями тоже пришлось залепить. Сквозь боль бежал. Пальцы до сих пор заживают, но отросла новая кожа и уже полегче.

 - На Вашей странице в Инстаграм есть видео, где под постом написано: «придётся выбрасывать новые кроссы или отдам бездомному, кому-то они будут нужнее». Так что вы с ними сделали?

 - Прибежав в Семей, я нашёл человека, который действительно нуждался в обуви. У этого мужчины была порвана обувь, стельки нет, виден каблук. Не представляю, как в такой обуви можно было ходить. Размер моих кроссовок был 43, но на его ногу 42 размера подошли. Его взгляд очень трудно забыть – яркие и счастливые глаза.

- Если обувь пригодилась кому-то еще, значит все-таки, не зря она была куплена! Это добрый поступок. Давайте разберём ваш рюкзак. Что в нём было и с каким весом на спине вы бежали?

- В рюкзаке было 2 литра воды, сменное белье, кроссовки, шорты, футболка, зарядки, шнуры, пауэрбанк, фонарик, складной нож, дождевики – один для себя, другой для рюкзака. Но дождевики не пригодились, обычно дождь лил по ночам, когда я добегал до какого-нибудь аула. А дождя я хотел сильно, потому что когда ты бежишь в 40-градусную жару по степи, то очень хочется пить. Припасы же воды растягивал до следующей остановки, пил маленькими глотками или просто терпел, смотрел на карту и рассчитывал, сколько ещё бежать. Весил рюкзак примерно 6-7 килограмм.

 - Многие спортсмены пьют специальные изотоники, гели, едят батончики для баланса солей, энергии в организме. Вы использовали такое?

 - Нет. Я никогда такое не употреблял, и брать с собою в дорогу неиспробованное не хотелось. Не знаю, может это химия. Кто-то говорит, что натуральное. Сильно не углублялся в это. Я ел пирожки, котлеты, шоколадки. Пил обычную воду, покупал соки.

 - Кто вас встретил в столице?

- Должен был встретить друг, но он был на работе. Я поймал такси, доехал до него. От него снова пришлось немного пробежаться, сам он был на велосипеде. Но я так устал, что сказал ему: «Давай возьмём мне самокат». Когда встал на самокат, это было полным облегчением.

 - А всё-таки, почему ультрамарафон, а не поездка на велосипеде?

- Я считаю, что для меня это было бы слишком легко, да и много тех, кто так делает. Поэтому это не так интересно. Я не ищу лёгких путей.

- Когда бежали по трассе, машины не останавливались? Не спрашивали, куда по степи бежите?

- Машины останавливались, многие думали, что я бегу из одного посёлка в другой или в город. Предлагали подвезти. Я им объяснял, как я бегу, и они были в шоке, многие не верили. После Павлодара мне все начали сигналить. Сначала смотрели на меня и не понимали: зачем он бежит, куда из города выбегает. Потом пробегаю километров 60 примерно, они уже в обратную сторону едут. Один проезжал мимо меня раза четыре, и всё время сигналил, видимо таксовал. В одну сторону едет, сигналит, потом в другую. Затем остановился один парень, я попросил воды. Он спросил, что я делаю. Я говорю: бегу. А он: почему мы не знали? Никто не знает об этом, ещё и с Алматы прибежал. Объяснил, что вообще не рассчитывал, что кто-то узнает про забег. Он снял меня на видео, взял небольшое интервью и сказал, что теперь обо мне узнают все. И буквально вечером мне стали звонить все знакомые, друзья, кто не верил или не знал про мой забег.

 - Где вам больше всего понравилось? Может, есть какая-то история, связанная с этим с местом?

 - Да, есть. Мне больше понравилось в Сарканде, это примерно 150 километров от Талдыкоргана. Поток машин, все едут на Алаколь отдыхать. Всюду объезды, переезды, пыль столбом, идет ремонт трассы. Мне было очень тяжело бежать – пыль, жара. Мне оставалось около 5 километров до аула. Остановилась машина. Водитель говорит: «Садись, зачем по пыли бежать? Дыхалку испортишь». Я сел. Рассказал свою историю. Сзади сидело четверо маленьких пацанов, его жена беременная. Они тоже не верили мне, были в шоке. Когда показал видеозаписи, фотографии с трассы, тогда поверили. Этот мужчина меня отвёз к своей маме, потом к тёще. Меня всюду кормили. Домой к себе привезли, я отдохнул и в 4 утра собрался дальше бежать. Жена его проснулась, налила чай, накормила. Дала в дорогу баурсаки, яблоки. На первых же 20 километрах я их съел, так как тяжело бежать из-за веса было. Народ у нас очень гостеприимный и доброжелательный. Кстати, когда бежал из аула, остановилась машина, и оттуда вышел мужчина. Спросил откуда я и куда бегу. Я рассказал. Он оказался директором спортивной школы в Сарканде. Сказал, что если бы заранее сообщил, они бы меня встретили. Обменялись номерами, он комментировал мои публикации в социальных сетях.

- Здорово, что у нас такие люди. Расскажите про свои ощущения, когда вы поняли, что цель достигнута?

 - Хотелось заплакать. Не мог поверить, что я это сделал, что всё закончилось. Шок, радость. Наверное, тогда я ощутил все эмоции.

 - Вы достигли своей цели. Какие дальнейшие планы?

 - На этом я, конечно, не остановлюсь. Дальше буду так путешествовать. Опыт уже есть. Пока восстанавливаюсь, думаю, что в ближайшее время поживу ещё в столице, найду здесь работу. Знаете, вообще не планировал это всё делать на публику. Конечно, думал о том, что хорошо бы найти спонсоров, которые помогли бы с жильём. Чтобы прибежать куда-то и уже не искать, где остановиться. Но у нас, такое не развито, это людям не очень интересно. Поэтому решил бежать сам. Создал страничку в Инстаграм, выложил фотографии, люди стали на меня подписываться, комментировать, желать удачи. Надеюсь, что кого-нибудь смогу смотивировать на занятия спортом.

Беседовала Наиля Абдухаликова


Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!