Кандастар Ассамблея

Удивительные туристические объекты Жамбылской области


Жамбылская область один из самых интересных и привлекательных регионов страны с большим туристическим потенциалом. В настоящее время в области функционируют 180 гостиниц, 434 пункта питания, 7 санаториев, 15 мест отдыха, 11 детских оздоровительных лагерей, 47 туристских организаций, 78 ремесленников и 25 субъектов транспорта.

В числе популярных туристических объектов древние святыни Тектурмас и Акыр-Тас, древние мавзолеи Айша-биби, Бабаджа-хатун и Карахан. Привлекают туристов живописные урочища Карасай, Тамдысай и Бота-Майнак с петроглифами, а также наскальные изображения урочища Маймак в Жуалынском районе.

Тараз

Город Тараз входит в четверку самых популярных направлений культурного туризма Казахстана и имеет богатую историю. Согласно официальным данным ЮНЕСКО, Таразу более 2 тысяч лет. За свою историю город несколько раз менял свое название. Сначала Толосо, потом Талас, Тараз, Яны, Аулие-Ата, Мирзоян, Джамбул, Жамбыл, и только в 1997 городу возвратили древнее название Тараз.

Первые упоминания о городище на его современной территории обнаружены в китайских источниках I века до н.э. Один крупный военачальник хуннов обосновался в долине реки Талас и построил крепость Толосо. Очень скоро это городище становится главным местом во всей Чу-Таласской долине. Большую помощь в построении и обороне крепости оказали римляне. Китайские источники утверждают, что крепость возвели по примеру сооружений римских армий.

Интересный факт

Согласно данным летописцев того времени, во время нападения объединенной армии китайцев и усуней воины, оборонявшие крепость, выстраивались в виде рыбьей чешуи, как это было заведено у римской пехоты. Несмотря на героическое сопротивление, город был захвачен и разрушен. Римских легионеров в качестве награды отдали усуньским племенам. По одной из версий, те отпустили пленных из уважения к их смелости. В Таразе есть улица Елубая Олжабаева, ранее называемая Римской, скорее всего, в честь воинов, храбро защищавших древний город.


Наиболее значимым Тараз стал во время развития Тюркского каганата в VI-VII вв. н.э. Тогда он выполнял роль столицы. В средневековом Таразе работал монетный двор. Монеты, которые сегодня можно увидеть в музеях, использовались на Великом Шелковом пути и в Центральной Азии.

В июле 751 года произошла знаменитая Таласская битва между арабскими и китайскими войсками. Историки сходятся во мнении, что именно это сражение положило начало распространению ислама среди тюркских народов.

В IX-X вв. Тараз, по описанию арабского путешественника, географа Мукаддаси выглядел так: «Большой укрепленный город с четырьмя воротами, вокруг большой ров и населенный арабат». Кстати, тут стоит упомянуть, что казахский род «кожа» происходит от арабских просветителей.

До XIII в. Тараз находится в составе Караханидского государства, затем караханидов сменяют хорезмшахи. Во второй половине этого же века город восстанавливается после нашествия монголов.


В XVIII-XIX вв. Тараз входит в состав Кокандского ханства, и уже после в состав Российской империи. Тогда в город переселяются русская администрация, военная аристократия, инженеры, священники, купцы и переселенцы из Семиречья. С тех времен в городе расположен так называемый «русский квартал». Его построили в конце XIX-начале XX в. Саманные глинобитные дома с каменной основой - каждый дом является памятником архитектуры, имеющий паспорт. К сожалению, большинство зданий дореволюционного периода были снесены, хотя и находились под охраной государства. На их месте построили развлекательные заведения.

В 1957-59 годах власти принимают генплан застройки центральной части города – на тот момент Джамбула. Началась массовая застройка со строительства административных зданий от центральной площади в верхней части города. Вот некоторые здания советского периода, которые остались до сих пор: концертный зал «Баласагун», гостиница «Тараз», где позже располагался первый ночной бар в Казахстане, гостиница «Жамбыл», нынешнее здание областного акимата, железнодорожный вокзал, аэропорт, Дворец культуры железнодорожников «Турксиб», автовокзал, бывший кинотеатр «Россия», кинотеатр «Астана парк», бывший кинотеатр имени Валиханова.

В настоящее время в Таразе проживает порядка 350 тысяч человек. Как и в других городах Казахстана, здесь есть цифровые микрорайоны с 1 по 15. 13 из них имеют буквенные названия. В городе три главных проспекта: Толе би, Абая и Жамбыла. Самая длинная магистраль – проспект Абая, в полутора километрах от него находится граница с Кыргызстаном. Часть города находится в официальной пограничной зоне.

Самая длинная в Центральной Азии аллея музыкальных фонтанов, протяженность которой составляет 100 м, находится также в городе Тараз.


В Таразе находится одна из самых лучших школ бокса в Казахстане, воспитавшая таких бойцов, как Булат Жумадилов, Болат Ниязымбетов, Фируза Шарипова, Нурсултан Жанабаев и многих других. Кстати, боксеры Владимир и Виталий Кличко родом из Тараза. Тараз подарил миру множество известных людей, среди них прозаик Анатолий Ананьев, советский и казахстанский футбольный тренер Ваит Талгаев, советская певица и актриса Лариса Мондрус, комедийный шоумен Нуртас Адамбай. В Таразе отбывали ссылку писатели Галина Серебрякова и Александр Солженицын.

Этнокультурный комплекс «Коне Тараз»

Этнокультурный центр «Коне Тараз» - главная достопримечательность города. Он представляет собой комплекс архитектурных сооружений под открытым небом, построенных в восточном стиле с использованием облицовочного кирпича по «самаркандской» технологии. В комплекс входит: областной краеведческий музей, центр «Руханият», центр ремесленников, центр туризма, художественная галерея, выставочный павильон и амфитеатр, а также башенные часы на 39-метровой высоте.


Единый ансамбль с этнокультурным центром «Коне Тараз» и археологическим парком «Древний Тараз» и историческим комплексом «Караxан» создает пешеходный Арбат протяженностью в 1 км. Находящиеся здесь двухэтажные жилые здания также оформлены в восточном стиле. Вдоль улицы протекает канал протяженностью 350 м, украшенный фонтанами и малыми архитектурными формами.

Этнокультурный центр «Коне Тараз» способствует визуализации древней восточной культуры, сложившейся вдоль Великого Шелкового пути, сохранению и популяризации национального культурного наследия Казахстана. Он также включен в список памятников республиканского значения и в перечень 100 сакральных мест Казахстана.

Мавзолей «Карахан»


Мавзолей построен над могилой правителя, одного из представителей династии Караханидов – Шах Махмуд Карахана. Местные жители возвели его в ранг «Аулие-Ата» (святой старец), что способствовало переименованию города Тараз в Аулие-Ата (1836-1936г.). Главный фасад был украшен кирпичным узором. Как показали раскопки 1961 года, для отделки использовалось до 30 разновидностей терракоты. Надпись над входом в мавзолей на арабском языке, повторяя первую строку Корана гласит: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухамед пророк его…». Мавзолей был частично разрушен и в 1906 году восстановлен на прежнем месте.

Мавзолей «Дауытбек»

Полное имя Дауытбека – Улуг-Бильге Икбал-хан Дауыт-бек-Шамансур, великий полководец эпохи монгольской империи, потомок тюркских каганов, известный человек своего времени. Первоначально, мавзолей имел вид киоска, купол которого держался на четырех полукруглых арках. Арки покоились на бутовом фундаменте. Свой современный вид мавзолей приобретает в конце XIX века, когда возводится «рубашка» мавзолея, закладываются арочные проходы. У южного прохода сооружаются два ложных минарета. Надпись на надгробии была прочитана ученым В.В. Бартольдом, в которой говорится, что «здесь погребен тюркский военачальник», «владетель пера и меча», «покровитель ислама и правоверных», умерший 31 марта 1262 г.»

Раннеисламская мечеть

Раннеисламская мечеть была открыта в 2006 году во время археологических раскопок. В результате проведенных работ были найдены остатки древней мечети (IX-XII вв.), перестроенной из несторианско-христианской (VIII-IX вв.) церкви. Среди руин были найдены пилоны. На восточной стороне - суфа, на которой в древности сидели молящиеся, а на западной стороне сооружения выявлено место михраба.

В результате историки пришли к выводу, что время создания этого сооружения датируется VІІІ-ХIIвв., что можно отнести к раннему периоду ислама в Казахстане.

Караван-сарай (VIII-XII вв.) расположен напротив раннеисламской мечети. Во время археологических раскопок были найдены артефакты (монеты, керамические изделия и др.), которые дали возможность датировать здание VIII-XII вв. Раннеисламская мечеть и прилегающий к ней Караван-сарай являются первым на территории Тараза музеем под открытым небом.

Баня Кали-Юнуса


В 1906 году баня была построена на средства первого мецената Кали-Юнуса – жителя Аулие-Ата. Баня имеет архитектурно-историческую ценность, как памятник хозяйственно-бытовой архитектуры прошлого века. Баня - это не только санитарно-гигиенический центр, а также это место отдыха, где собирались политики, торговцы, военные для решения многих вопросов. Баня построена в стиле средневековых восточных бань, которая состоит из 10 комнат с красиво украшенными арочно-купольными перекрытиями. Известно, что баня Кали-Юнуса проработала до 20-х годов ХХ века.

Караван-сарай «Торткуль»

Караван-сарай ХІ-ХІІІ вв. построен на Великом Шелковом пути. Цель караван-сарая – обезопасить торговые караваны, а также стабильное развитие торговли на Великом Шелковом пути. Огромное стратегическое значение имеет расположение караван-сарая возле средневековых городов. В первую очередь, это встреча торговых караванов, обустройство их отдыха, безопасность имущества и свободная торговля. Во-вторых, улучшение инфраструктуры города, жизни местных жителей, путей размещения оптовой торговли в караван-сарае и освобождение города от базарной суеты.

Мавзолей «Тектурмас»

Мавзолей Тектурмас был построен в XIV веке на правом берегу реки Талас. Историческое название Тектурмас - Султан Махмудхан, а самоназвание Тектурмас в переводе с тюркского языка означает «Беспокойное место». По одной из версии Султан Махмудхан был великим полководцем империи Караханидов.

Мавзолей считается одним из древних культовых мест. На вершине холмов Тектурмас находятся разновременные некрополи зороастрийцев, мусульман, христиан. У подножья холма находился древний подземный ход, а через реку Талас некогда пролегал каменный мост.


В 30-е годы ХХ столетия памятник был на половину уничтожен в результате действий воинствующих атеистов. Сохранилась фотография данного мавзолея, сделанная в 80-е годы XIX века. В 2002 году был построен новый мавзолей на старом месте.

Жамбылский район. Мавзолей «Айша-биби»

Айша-биби - уникальный, неповторимой постройки мавзолей. В оформлении фасадов использовано более 62 типов уникальных терракотовых плиток, различных форм и узоров. Это единственный в Казахстане и Средней Азии памятник архитектуры, который полностью облицован резными терракотовыми плитками, с богатыми разнообразными геометрическими и растительными мотивами узоров в различных вариантах и сочетаниях. На 18-ом ряду кладки западных колонн имеются пояски с надписями, выполненные куфическим стилем арабского алфавита. Сохранились слова, в переводе означающие: «Осень…Тучи…Земля прекрасна…». Внутри мавзолея сохранилось надгробие. Согласно легенде Шах-Махмуд Карахан построил мавзолей своей возлюбленной.


О личности погребенной сохранились легенды. Одна из наиболее распространенных легенд рассказывает о красавице Айше, дочери Зенги-баба и Ануарбегим, скончавшейся от укуса змеи во время поездки к своему возлюбленному правителю Тараза, отважному воину Карахану.

Мавзолей «Бабаджа-Хатун»

Согласно легенде мавзолей построен над могилой Бабаджи-Хатун, которая была верной няней красавицы Айши и после её кончины до конца своих дней была хранительницей места захоронения.

Памятник прост по своей конструкции и композиции. Стройность и завершенность мавзолею придает необычный для Казахстана купол – конусообразной формы с 16 гранями, расположенном на призматическом барабане. На главном фасаде мавзолея сохранилась часть надписи на арабском языке: «Это величественная гробница называемая Бабаджа-Хатун. Строитель ее...» Имя мастера, к сожалению, не сохранилось.

Дворцовый комплекс «Акыртас»

Акыртас - средневековый недостроенный дворцовый комплекс, полный тайн, который состоит из более 70-ти комнат и галереи с 15-тью колоннами. Комплекс сложен из крупных обработанных каменных блоков. Архитектуру Акыртаса на одном уровне отождествляют с постройками Египетских пирамид, Акрополи Афин, Колизея Рима, дворца Майя в Перу и легендарными античными строениями. В результате археологических и научных работ около Акыртаса были найдены объекты: комплекс караван-сарая и монументальные строения.


25 июня 2014 года в рамках 38-сессии ЮНЕСКО, проходившей в городе Доха Республики Катар, дворцовый комплекс Акыртас на Великом Шелковом пути был внесен в список Всемирного культурного наследия.

Петроглифы «Карасай»

Изображения встречаются на высоких скалах, расположенных ближе к середине ущелья, отдельные изображения имеются на верху возвышенности. Встречаются изображения горных козлов, оленей, косуль, верблюдов, быков, людей. Петроглифы нанесены на около тридцати поверхностях, покрытых патиной.


Кордайский район. Петроглифы «Тоспалы»

Петроглифы Тоспалы– изображение на горных скалах эпохи бронзы (конец IV тыс до н.э. - начало I тыс до н.э.). В это время развивалась культура неолита и осваивалась металлургия. В ранней эпохе человечество перенесло изображение своего поклонения на обожженные солнцем блестящие скалы в виде картинки. Каждая картина составляла письменный язык людей того времени и придавала ему глубокий смысл. На этих картинах изображены животные, люди, колесницы, древние племенные обычаи, религиозные верования, охота и военные действия. Такие каменные росписи относятся к числу мировых культурных артефактов.

Меркенский район. Петроглифы «Мерке»

Петроглифы Мерке - галерея наскальных рисунков раннего железного века на берегу реки Мерке. В раннем железном веке на горных скалах люди изображали фигуры, которым поклонялись. Каждое изображение несло в себе глубокий смысл, складывался письменный язык человечества этой эпохи.

Петроглифы охватывают большой комплекс изображений: древние люди, повозки, обычаи и традиции племен, религиозные воззрения, сцены охот и войн. Здесь также встречаются тюркские рунические надписи. Такие редкие надписи обнаружены в двух местах Евразийского континента: в Таласской и Орхоно-Енисейской долинах. Такие петроглифы считаются объектами всемирного наследия.

 

Шуйский район. Культово-мемориальный комплекс «Жайсан»

Тюркское святилище Жайсан – культово-мемориальный комплекс раннесредневековых тюрков. В этот комплекс входят каменные балбалы (надгробные плиты), курганы, святилища, петроглифы, родовые тамги (знаки) и рунические письмена. По центру восьми святилищ, лицом, обращенным на восток, установлены каменные изваяния и стелы.


В большинстве случаях на каменных изваяниях вырезаются черты лица человека в одежде, сидящим по-тюркски. На правой руке обычно изображается кубкообразный сосуд. Самые крупные изваяния в святилище находятся в восточной части.

Городище «Баласагун»

Городище Баласагун основано во времена Великого Тюркского каганата - крупнейшее на Великом Шелковом пути. Являлся политическим центром при тюргешском каганате. В X-XII вв. был столицей Караханидского государства.

В этом городе проживали и трудились средневековые тюркские ученые такие, как Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари. Здесь же был написан энциклопедический труд Баласагуна «Кутты Билик» (Книга назидания). О городище Баласагун арабский географ Аль-Макдиси писал следующее: «Баласагун густонаселенный город с большим количеством воды».


25 июня 2014 года в рамках 38 сессии ЮНЕСКО городище Баласагун был внесен в список Всемирного культурного наследия.

В этом году количество основных туристских объектов Жамбылской области увеличилось с 37 до 65, разработано 45 новых туристских маршрутов. Ожидается, что будет гораздо больше гидов-экскурсоводов, которые будут оказывать экскурсионно-информационные, организационные услуги туристам. Это станет возможным благодаря подписанному меморандуму между акиматом Жамбылской области и местными вузами.

Фото: из открытых источников