Лента новостей

Наскальные изображения и тамги святилища Жайсан

Составной частью тюркских культовых мемориалов святилищ Жайсан являются памятники наскального искусства и родовые тамги.
Наскальные изображения и тамги святилища Жайсан
09.01.2018 15:50 5247

Составной частью тюркских культовых мемориалов святилищ Жайсан являются памятники наскального искусства и родовые тамги, работа по изучению которых ведется совместно с исследованием мемориальных комплексов с изваяниями и стелами. Комплексные работы по изучению тюркского наследия, расположенного на описываемой территории включают в себя и научные изыскания в области этнографии коренного населения, проживающего в районе локализации тюркских святилищ. На территории локализации святилища Жайсан выявлено два больших скопления петроглифов, в местности Каскырсай и Жиделисай, на скальных выходах, расположенных вдоль русел небольших водных источников родникового происхождения.

Плоскости каменистых гребней, протянувшиеся в направлении севера и северо-запада, с южной и юго-восточных сторон покрыты природным загаром. Патинизированные поверхности наклонных и вертикально расположенных выходов скал использовались кочевниками в качестве естественных галерей, на которых в развернутом виде представлена картина тюркского мира. По факту концентрации рисунков в пределах сая Жидели выявленные скопления подразделены на четыре группы. Наблюдениями установлено, что основная масса рисунков концентрируется в тех местах ландшафта, на которых перед участком сопки-горы/скалы с петроглифами расположена ровная площадка, вероятно предназначенная для проведения каких-то ритуальных церемоний.Как и на многих уже введенных в научный оборот памятниках наскального искусства, в пределах одной группы встречаются рисунки нескольких исторических эпох: бронзы, раннего железного века, средневековья, этнографические рисунки и тамги казахов. Рисунки более ранних эпох едва видны и порой с трудом поддаются чтению. Среди них можно отметить изображения ряженых, быков с характерными формами рогов в виде других удлиненных, параллельных, слегка изогнутых кверху отростков и сцен охоты на них. Большая часть петроглифов выполнены с использованием техники мелкоточечной выбивки с последующей шлифовкой внутри контуров рисунков.Информация о наскальных рисунках в контексте нашей работы по изучению тюркского наследия определяется основной задачей исследования.

Так как петроглифы и тамги входят в состав различных по содержанию культовых мемориалов двух святилищ тюркских кочевников, локализованных в центре Западно Тюркского каганата, важно произвести сравнение средневековых рисунков и тамг святилища Жайсан и святилища Мерке. В общем аналитическом обзоре памятников наскального искусства мы останавливаем внимание на описании только тех рисунков и сюжетов, содержание которых позволяет полнее раскрыть смысл представлений о сакральном пространстве тюрков. В результате сравнительного анализа установлено, какие рисунки чаще изображались на каменистых полотнах святилища Жайсан и те, которые не характерны в наскальном искусстве святилища Мерке.Почти одинаковый уровень патинизированности основного количества рисунков и стиль, в котором выполнены различные изображения животных, людей не дают основания для выводов по их хронологии. Изображения оленей с вертикальными, ветвистыми рогами на скалах святилища показаны среди скоплений в долинках Каскырсая и Жидели сая. Олени показаны по одному и складывается впечатление, что их изображения даны только в общем контексте святилища в целом.Частыми являются сюжетные композиции, посвященные теме ритуальной охоты на козлов. На одной из сцен показана охота двух пеших лучников, а на другой – охоту ведут пять всадников с собаками. В двух случаях всадники изображены с предметами, похожими на боевые топорики. Стиль изображения горных козлов различается манерой передачи объемного туловища, сильно закрученных назад рогов. Горные козлы Жайсана изображены реалистично, они шествуют вместе с детенышами и, как правило, являются объектами ритуальной охоты.На сцене охоты отчетливо переданы формы луков, показанных в руках пеших охотников и всадников. И если первые вооружены простыми по форме луками, то изогнутость тетивы луков у всадников позволяет судить о вторых как изображениях средневековой эпохи. Зафиксированы изображения скачущих всадников и всадника, расположенного рядом с оленем.Мир наскального искусства, развернутый на скальных полотнах святилища Мерке, представлен многочисленными рисунками горных козлов, нет сцен охоты, всадников, не зафиксированы изображения оленей. Изображения верблюдов, зафиксированные в двух случаях, показаны очень миниатюрными. А изображения тау теке, выполненные мелкоточечной выбивкой, выглядят изящными.

Тамги, выявленные в составе памятников святилища Жайсан обнаружены на стеле, изваяниях и на скалах совместно с петроглифами. Взаимовстречаемость тамг на разных типах памятников оказывается весьма полезной для решения вопросов этнокультурной интерпретации мемориальных комплексов долины реки Чу.В пределах выделенных групп выявлено около десятка тамг. Как правило, тамги обращены на восток, юго-восток и юг. Тамги в форме ромбовидных подвесок выбиты на скалах в трех случаях. Аналогичные подвески в качестве амулетов изображены на изваяниях святилища и известны в литературе по тюркским статуям. И по сегодняшний день подразделение племени Дулат – Ботбай занимают родовые земли в местах локализации святилища Жайсан, в долине реки Чу и до этнографической современности выбивали тамги, основу которой составояет изображение круга на тех же скалах, на территории локализации святилища Жайсан.В самоназваниях тамг Среднего и Младшего Жузов лунно-солнечная идея отсутствует. В описываемом случае тамга выступает с одной стороны в качестве тотема, с другой, в качестве знака, маркирующего родовые земли для внешнего предъявления.Среди скоплений наскальных рисунков в урочище Жидели сай, в группе 2 выявлена тамга в виде горизонтального столба, с правого конца которого в сторону отходят две вертикальные полудоги. Напоминают форму натянутого в левую сторону лука со стрелой. Тамга выполнена техникой сплошной выбивки. Высота 24 см, длина 19 см, ширина от 3 см до 1,5 см в узких местах. В группе 3 на скалах с южной экспозицией выбита тамга, похожая на латинскую букву L, выполненная техникой сплошной выбивки. Высота 19 см, длина 8,5 см, ширина от 1,2 см до 2 см. Длина горизонтального столба 7,5 см, высота закругления 5,5 см. Описываемая тамга обнаружена в двух случаях. В группе 4 обнаружена тамга в виде горизонтального столба, длиной 4,2 см, на правой стороне которого в сторону отходят две вертикальные полудуги. Высота 5,5 см. Напоминают форму натянутого в правую сторону лука. Типологически сближается с тамгой 1, выполненной техникой сплошной выбивки. В группе 3 на скалах среди петроглифов выбита тамга в виде вертикального столба с кольцевым навершием и чуть поднятыми кверху отростками. Тамга выполнена техникой сплошной выбивки. Высота 12,2 см, внутренний диаметр кольца 3,2 см, ширина 7,5 см и 1,2 см в узких местах, длина левого отростка 4,5 см, правого – 3,5 см, длина столба 7 см.Тамги « в виде натянутого лука (символа нарождающейся луны), изображены на тюркских монетах и такой же формы тамги были у киргизских племен азык и бугу («бык») – жаа-тамга / «лук-тамга»/.

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!