Индустрия туризма: ожидания и реальность



Не секрет, что на самых ранних этапах пандемии многими экспертами прогнозировался стремительный рост внутреннего туризма. В связи с отменой зарубежных поездок, из-за закрытия границ, значительно повысился спрос на предстоящий летний сезон. Значительный наплыв туристов ожидался на популярных курортных дестинациях как Бурабай, Алаколь, Капчагай, Балхаш, Каспий. Однако продолжительный локдаун внес в эти планы определенные свои коррективы.


Структура внутреннего туризма показывает, что на основе выборки последних лет на период первого квартала каждого года обычно приходится порядка 17% спроса, на второй квартал порядка 23%, третий квартал 38% и четвертый квартал около 22% всего спроса на внутренний туризм. Это означает, что к этому моменту мы уже потеряли порядка 50-60% всего внутреннего потока.


При этом также важно понимать, что большее количество внутренних туристских потоков приходится на деловых туристов, посещающие в основном некурортные дестинации, то есть командировочные и деловые посетители. Долгое время была ограничена также деятельность гостиничных предприятий.


Прежде всего это услуги проведения различного рода ивентов, это и тренинги, конференции, банкеты, а также спа процедур, фитнес центров и бассейнов внутри отелей.


Учитывая культурные и ментальные особенности местного населения, а также мировой тренд роста услуг на здоровый образ жизни, можно с уверенностью заявить, что спрос на такого рода услуги был огромен и составлял до 30% от всех доходов курортов и отелей.


По данным Миннацэкономики РК, в прошлом году туркомпании и курортные зоны оказали услуг на 300 миллиардов тенге. Если брать в учет преобладание сезонного характера оказываемых всех услуг, то можно не сложно посчитать, что при полном простое, туристская отрасль Казахстана в день теряла порядка 1 млрд тг. При этом, стоит отметить, что некоторые туристические зоны и объекты функционировали в ограничительном режиме.


В целом, внутренний туризм отыграет свое за счет предложений по организаций зимнего отдыха. Уже сейчас турбизнес отмечает повышенный интерес на зимние активности, в особенности казахстанцам интересен отдых в Щучинско-Боровской курортной зоне, в горных кластерах Алматы и Восточного Казахстана.


Высока потребительская активность

В туризме, как и в любом бизнесе, срабатывают рыночные механизмы. Касательно Кобейтуз: был спрос, было предложение в относительной приближенности к городу-миллионнику и была нативная реклама в виде постов в соцсетях, что и вызвало определенный ажиотаж среди жителей. Ехать в другие области в текущих условиях мало кто решается, поэтому скоротечно начали посещать именно Кобейтуз. Здесь важна сознательность общества и каждого отдельного гражданина. Стоит признать, что многие из нас ментально находятся в стадии высокой потребительской активности, в том числе по отношению к природе. Изменение такого отношения – это длительный эволюционный процесс.


На сегодня мы поддерживаем те меры, которые ввели уполномоченные органы по запрету доступа к озеру, хотя это нужно было сделать раньше. В дальнейшем, после придания статуса охраняемой территории, мы будем работать совместно с органами экологии по налаживанию устойчивого развития туризма в этой территории. Такая работа в данный момент ведется в 4 из 13 нацпарков страны. В частности это территория Алматинской области - Иле-Алатау, Кольсай, Чарын, Алтын-Эмель. В ближайшей перспективе данный опыт планируется распространить в оставшихся 9-ти парках.


Территория Казахстана большая и мест интереса для туристов очень много. Однако, нет ни у одного госоргана достаточно ресурсов, чтобы обеспечить контроль над всеми озерами. К сожалению, очень много фактов, когда нарушаются экологические правила нашими гражданами и в других территориях, которые на протяжении долгого времени были под охраной. Это касается и Боровской курортной зоны и Коргалжинского заповедника. Прямо сейчас мы ведем активную работу в соцсетях по прививанию бережного потребления туристских ресурсов.


Государство поддержит туротрасль

В рамках разработанного законопроекта по вопросам развития туристской деятельности совместно с бизнес сообществом и отраслевого министерства на рассмотрение в Правительство внесен пакет существенных мер по господдержке туристической отрасли.


В частности, как мы уже сообщали, будет возмещен 10 % инвестиционных затрат и будет применен широкий спектр налоговых преференции при возведении и реконструкции здании гостиниц, санаториев. Каждый туроператор получит за каждого иностранного туриста до 7 МРП субсидии. Государство поможет при авиаперелете внутри страны. Так будет покрыта полная стоимость авиаперелета детей школьного возраста. Государство также готово возместить 25% затрат при строительстве объектов придорожного сервиса и субсидировать затраты до 30 МРП на обслуживание санитарных узлов при данных придорожных сервисах.


Правительство готово также возместить до 25 % затрат при приобретении автобусов туркласса, а также возместить до 25 % инвестзатрат при приобретении канатных дорог, ратраков и систем производства снега для горнолыжных курортов. Многие специалисты утверждают, что меры господдержки масштабные и надеятся. Что все они в полном объеме войдут в закон и дадут положительный эффект по восстановлению турактивности в пост-коронавирусный период.


Вместе с тем по результатам опроса, проведенного в мае-июне текущего года, представители гостиничного бизнеса предлагают и другие меры. В их числе - продление налоговых послаблений до конца текущего года, отсрочка по платежам займов, субсидии, льготное финансирование (включительно на пополнение оборотных средств), льготные тарифы на коммунальные услуги, отсрочка по кредитам и другим платежам.


Также, по предложениям отдельных отелей, есть необходимость создания Фонда Солидарности отельного бизнеса, который будет пополняться самими отелями за счет так называемого «bed tax» (сбора) и в последующем будет расходоваться на поддержку бизнеса в чрезвычайных ситуациях.


Пандемия нас расстроит, но не остановит

Kazakh Tourism оптимизировал основные расходы по развитию внутреннего туризма. Бюджет на 2020 год по сравнению с прошлым годом с учетом сложившейся ситуации оптимизирован на 56 процентов. Сокращены на 20 процентов штат и количество топ-менеджмента, а также оптимизированы все производственные расходы.


Понятно, что отрасль туризма в данный момент переживает глубокую стагнацию как следствие сопутствующих пандемии и карантинных мер. Однако, с другой стороны, это дает возможность подготовить туристические зоны, расширить ассортимент турпродуктов, наладить сервис на местах. Таким образом, еще раз пересмотреть условия развития туризма с качественным ростом предоставляемых услуг.


Государство паритетно с бизнес сообществом приступили к решению многолетних проблем. В первую очередь – это качество услуг, санаторно-курортный отдых, экологический, этнографический, аграрный и караванинг туризм, а также детско-юношеский туризм и вопросы ремесленничества.


Ранее было заявлено о разработке собственной модели стандартизации туристских услуг, с изучением передовых зарубежных опытов (5А, Qualidat, Swiss). На сегодня эта работа идет полным ходом с привлечением экспертов из турсообщества. Все работы планируется завершить к концу текущего года.


В августе начато полевое исследование по разработке модели развития агротуризма в Казахстане, как перспективного вида туризма.


Аналогичные исследования будут проведены и по санаторно-курортным объектам и популярным туристическим маршрутам с выработкой соответствующих предложений и созданием контента для их продвижения. Такие же исследовательские работы проводятся и по ремесленничеству. По его результатам будут определены соответствующие меры господдержки как субъектов туризма.


В условиях пандемии коронавируса большую популярность получил автотуризм или как его еще называют караванинг туризм, как один из наиболее социально-дистанцированных видов отдыха. Хотя изначально определение караванинг туризм применялся относительно конного туризма. 


Только в Китае и Российской Федерации спрос на путешествия в автодомах, на мотоциклах или автомобилях, включая джип-туры составляет десятки миллионов человек. Только в одной Европе автокараванов около 6 миллионов единиц.


При улучшении эпидситуации в сентябре текущего года запланирована караванинг-экспедиция с целью инвентаризации отрезка маршрута по Шелковому пути для изучения перспективы развития кемпинга, караванинга и автотуризма. Маршрутом следования экспедиции выбран отрезок от границы Китая до границы Узбекистана проходящий по транспортному коридору «Западная Европа - Западный Китай».


В рамках детско-юношеского туризма мы проведем серию «живых уроков» в пилотном режиме для школьников в 4-х регионах страны (Нур-Султан, Алматы, Семей, Туркестан). Приоритет будет отдаваться детям медицинских работников, отличникам и активистам 7-9 классов. Особенностью таких уроков станет визуализация предметов с помощью туров с посещением природных и исторических достопримечательностей. Такие уроки должны стать ежегодной практикой с привлечением все большего числа учеников, ведь путешествие в раннем возрасте прививает любовь к родному краю и патриотизм.


Огромное внимание уделяется развитию этнотуризма. По поручению Президента активно реализуется масштабный проект «Улытау», вошедший ТОП турзон, который призван стать новой точкой притяжения туристов как внутри страны, так и за рубежом. До конца текущего года планируется завершить строительство важного историко-культурного комплекса «Жошы-хана» и визит-центра. На территории комплекса также будет размещен этно-аул. Для комфорта туристов идут работы по обустройству туристических маршрутов мягкой инфраструктурой и подъездных путей.


Казах туризм обращая внимание на приоритет увеличения внутренних потоков, указывает на важность не только развития инфраструктуры и придорожных туалетов, а на повышение культуры отдыха как первостепенную задачу. Эта проблема особо стала заметна на примере розового озера Кобейтуз, лотосов в Алматы, каспийского тюленя в Актау. И в одном только этом направлении планируем десяток различных мер, которые будут способствовать повышению бережного отношения к природе, и в целом к окружающей нас среде, памятникам культуры и истории. Это все можно обобщить под развитием экологического туризма, то есть отдыха на открытом воздухе, который не только не вредит природе, но и помогает сельчанам стабилизировать заработки, повышает значимость национальных парков.


Огромное поле для работы представляет собой популяризация предпринимательства в туризме, особенно в регионах вокруг ТОП-10 дестинаций. Здесь мы также планируем применять онлайн инструменты, и целенаправленно обучать сельчан, молодёжь, самозанятых и других.


В этих вопросах на помощь будет приходить цифровизация туристской отрасли, в рамках которой запланированы проекты совершенствования статистики отрасли – будет разработан портал ТурСтат, а также создание интерактивной туристской карты, системы мониторинга отельного сектора «Е-конак». Автоматизированная система позволит стейкхолдерам и основным участникам рынка в режиме реального времени получать всю необходимую информацию о развитии турдестинаций страны.


При этом, для того, чтобы оставаться в фокусе внимания потенциальных зарубежных туристов в последующие годы, а также в целях дальнейшего продвижения внутреннего туризма, планируется продолжить маркетинговые активности с использованием цифровых платформ, как Google, Yandex, Facebook, Instagram, Youtube, WeChat, Weibo и других.