Инклюзия в деле

Как две жительницы Астаны помогают особенным детям и их родителям

Камилла  Роллан и Сабина Исмаилова открыли образовательный центр для детей с особыми потребностями около года назад. Его уникальность в том, что здесь особенные дети учатся со сверстниками из обычных школ. Они вместе изучают английский, развивают творческие способности и получают бесценный опыт общения.

Идея создания центра появилась еще в 2012 году, когда на базе Назарбаев Университета Камилла Роллан организовала курсы для ребят из малообеспеченных семей.

После девушка решила продолжить работу в этом направлении за рубежом. «Я смогла поехать по программе госдепартамента США на стажировку в учреждениях инклюзивного образования, где познакомилась с будущей коллегой и соосновательницей центра Сабиной Исмаиловой», - вспоминает Камилла.

В 2017 году девушки создали центр инклюзивного образования «Education for all», название которого  говорит само за себя - «Образование для всех».

 «Мы решили трансформировать наш проект, куда мы могли бы включить всех детей, в том числе и детей с особыми потребностями, такими как расстройство аутистического спектра и синдром Дауна, и преподавать им академические спортивные и творческие дисциплины».

Центр состоит из двух групп, где обучаются всего 15 детей.  «У нас не было своего помещения, и мы не могли взять больше. Из 15 детей трое  с особыми потребностями, двое с аутизмом, одна девочка синдромом Дауна, четверо ребят из малообеспеченных семей, в том числе и из многодетных семей. Остальные ребята – из обычных школ», - отмечает Камилла Роллан.

По словам Камиллы, проект ставит перед собой не только образовательные задачи.

«Да, все дети показали рост знаний, улучшилась успеваемость в школе (если говорить о детях из обычных школ). У детей с особыми потребностями улучшились академические навыки (счет, знание слов на английском, способность правильно строить предложения), это подтверждают  сами родители. Но главное для нас это социализация: все ребята завели  друзей, стали более уверенно себя чувствовать – это действительно существенное достижение».

Благотворительная организация существует за счет своих средств, уточняет Камилла. «Наш проект это социальное предпринимательство, то есть у нас есть коммерческий компонент, когда некоторые ребята из обычных школ оплачивают свои занятия (курсы-продленки, репетиторство), благодаря этому мы можем выплачивать зарплаты преподавателям.  Мы же с Сабиной пока что не зарабатываем. Дети из малообеспеченных семей у нас вообще не платят за обучение».

Центр не ждет финансовой поддержки от государства, а рассчитывает на собственные силы, ориентируясь на принципы работы зарубежных НПО.

«Нам хочется развиваться в сфере социального предпринимательства. Если все время полагаться на гранты, то такой подход развивает иждивенческую позицию. Многие наши НПО находятся только на грантовом обеспечении, и нам хотелось бы от этого отходить»,- поясняет Камилла Роллан.

В этом году центр ждут приятные хлопоты, - переезд  в собственное помещение. Однако со сменой адреса увеличится и нагрузка  на бюджет  в виде арендной платы.

«Первые 4 месяца мы проработали на кампусе Назарбаев университета, сейчас  переезжаем, у нас каникулярный период до сентября, мы занимаемся обустройством нового центра. Мы стараемся выйти на самоокупаемость, но нужно будет платить за аренду помещения, и нам станет труднее. Мы бы хотели сотрудничать как с государством, так и с частными компаниями, чтобы финансово себя поддержать».

Инклюзивная школа «КИТ», - проект которым гордится центр. Он  подразумевает волонтерскую помощь подросткам и взрослым с особыми потребностями.

«Волонтеры от 16 лет и старше, это студенты, школьники, и работающие люди, которые приходят один раз в неделю и проводят время с особыми ребятами. Это совершенно бесплатный проект» -  рассказывает Сабина Исмаилова.

На  базе школы активно проводятся творческие занятия: обучение актерскому мастерству, танцам, пению. А совсем недавно впервые был проведен инклюзивный мюзикл по рассказам Киплинга «Книга джунглей». Также проходят тренинги для будущих педагогов, и для тех, кто заинтересован в инклюзивном образовании.

А еще центр предоставляет платные языковые курсы для взрослых, что является большим финансовым подспорьем для благотворительной организации.

 «У нас есть специальная акция: вы приходите к нам, и мы готовим вас к экзамену на сдачу IELTS, а деньги за ваше обучение мы направляем на развитие благотворительных проектов. Курсы ведут высококвалифицированные педагоги с зарубежным образованием. Ну а как бонус, наши клиенты делают доброе дело: занимаясь у нас, помогают нашему центру обучать ребят из малообеспеченных семей, и создавать бесплатные программы для особенных ребят», - говорит Сабина Исмаилова.

По словам Сабины обучение английскому благотворно влияет и на детей с особыми потребностями. «В наших инклюзивных группах для детей, мы преподаем английский, и наши ребята показывают очень хорошие результаты. Например, научившись читать по-английски Жансая, наша ученица с синдромом Дауна, стала лучше читать по-русски. Большинство детей с особенностями довольно легко осваивают как родной, так другой язык. Главное заниматься с ними».

Для быстрого усвоения, сложные предметы преподносятся в игровой форме.

«Математику и английский мы преподаем по школьной программе, мы подтягиваем знания ребят до школьного уровня, а потом усложняем программу, но делаем это в игровой, и более неформальной обстановке. Спортивные занятия учат ребят работать в команде, и помогают детям сдружиться и общаться в академической обстановке»  - разъясняет Сабина.

Сабина отмечает, что сложностей с преподаванием особенным детям не возникает. Учителя центра с удовольствием проводят занятия, а ученики любят  посещать их. Преподавание в центре ведется сразу двумя педагогами одновременно, такая система называется co-teaching и считается очень эффективной, так как позволяет больше внимания уделять каждому ребенку.

«Мы хотели бы сделать самые лучшие условия для наших учителей, сделать им высокую зарплату, приобрести для них все необходимые материалы, но не всегда это получается, так как социальное предпринимательство в сфере образования не прибыльное дело. Хотелось бы иметь свое помещение, где мы бы смогли принять больше ребят, организовать больше групп», - делится планами Сабина Исмаилова.

По словам Сабины, конечная цель центра – показать, что инклюзия работает  и что детей с особыми потребностями можно включать в общеобразовательные классы. Она уверена, что именно в общении с обычными сверстниками, особые дети получат наибольшую пользу.

«Такие ребята ходят либо в коррекционную школу, где занимаются только люди с особыми потребностями, либо обучаются на дому. Но ведь они нуждаются в социализации. Когда такие дети и подростки приходят в нашу школу, здесь они общаются с обычными ребятами, перенимая у них привычки, стремятся быть лучше, пытаются вести себя так, как ведут себя обычные ребята. Конечно, к ним необходим особый подход, но такой подход нужен к каждому ребенку, вне зависимости от особенностей его развития», - заключает Сабина.

#инклюзия #особенные дети

Похожие материалы