Со своими учениками я не притворяюсь - учитель о работе с особенными детьми

Посвещается Учителям

Близится праздник, который помнит каждый из нас. В школьные годы мы с радостью поздравляли наших учителей с профессиональным праздником, дарили им цветы, посвящали песни. Работа с детьми считается нелегким трудом и в эту профессию действительно приходят по призванию. Кроме обычных школ в нашей стране есть немало коррекционных, в которых учатся особенные дети. Какой подход должен быть у учителя в таком случае, с какими вопросами они сталкиваются и какими эмоциями обмениваются с этой категорией детей? В преддверие праздника, мы познакомились с учителем из необычной школы. Подробнее читайте в материале El.kz.

Карагандинец Рауан Аманов работает учителем русского языка в Специальной общеобразовательной школе-интернат для детей с нарушениями слуха уже несколько лет. Преподает в среднем звене с 5 по 10. Путь учителя непрост, да еще при том, что это молодой парень с маленьким опытом, которому нужно найти подход к маленьким «почемучкам».

«Я не планировал стать учителем, все произошло само по себе, еще в студенческие годы я пришел в школу для того, чтобы набраться немного опыта, ну а дальше полностью переквалифицироваться по другой специальности, однако все произошло иначе», - рассказывает молодой специалист.

Рауан преподает детям, начиная со среднего звена с 5 по 10. Он отмечает, что плюсов в работе меньше, но они есть. По мнению молодого учителя, конечный результат, продукт деятельности – это огромный плюс для любого сотрудника, который трудится в образовательном пространстве, ведь научить ребенка говорить весьма непросто, но и научить ребенка слышать тоже нелегко, а поскольку школа, в которой он работает, специализируется на коррекции слухоречевой функции, то основная задача педагога – подготовить ребенка к миру звуков и информации.

«Перед выпуском из университета я для себя поставил цель, что, если я пойду работать в школу, то эта школа будет радикально отличаться от общеобразовательных. Как ни странно, так и случилось», - признается Рауан.

Работая с особенными учениками, молодой педагог порой забывает о том, что это дети с особыми образовательными потребностями. Он объясняет это тем, что они такие же как мы, вот только с другим восприятием окружающего мира.

«На мой взгляд, по сравнению с учениками общеобразовательных школ, воспитанники коррекционных школ нуждаются в более пристальном внимании, хотя инклюзивное образование уже идет в ногу со временем», - говорит он.

Рауан Аманов привел несколько отличий учебного процесса с необычными детьми.

Во-первых, это специально разработанная методика, специфика которой разрабатывалась ведущими педагогами, дефектологами.

Во-вторых, это индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его психофизиологических особенностей.

В-третьих, это система, ведь спортсмен, тренируя собственные мышцы становится сильнее, быстрее и выносливее, аналогично и со слухом. Слабослышащие ребята, тренируя слух пополняют собственный словарный запас, каждое осознанное новое слово – это ключ к успеху, поскольку мы живем в глобальном информационном веке где информация протекает молниеносно.

Внеклассное время протекает согласно «циклограмме», это тематический раздел воспитательных часов. Например, профориентационные работы проводятся у средних и старших классов, благодаря которой ученики к выпуску из школы приблизительно могут выявить собственные способности в той или иной трудовой отрасли. Также ребята часто бывают на самых различных экскурсиях, чаще всего это музеи, мастерские, колледжи и другие предприятия. Помимо этого, в интернате действует режим дня, так как школа является учреждением закрытого типа, дети проживают на территории данного учебного заведения. И задача работников – обеспечить полный уют и благоприятные условия для повседневной жизни ребят. Для этих целей в школе имеется новая оборудованная сенсорная комната психолога, спортивные секции, кружок жестовой песни, школьная телестудия аналогов которой еще нет в других коррекционных школах, на таких курсах дети знакомятся с профессией полиграфиста, переплетчика, видеооператора, и познают азы монтажа и фотопечати.

«В начале моего профессионального пути было сложно установить контакт с детьми, но опыт приходит с годами, а с «набитой рукой» становится намного легче работать. А если говорить о более масштабных вопросах, то к этому можно отнести отсутствие вспомогательных ТСО (технические средства обучения) высокотехнологических оборудований, например, звукоусиливающей аппаратуры. В школе она имеется, но не в достаточном объеме, хотелось бы охватить более широкий диапазон учащихся, чтобы каждый ученик смог получать качественный учебный материал», - продолжает свой рассказ Рауан.

Педагог с теплотой вспоминает свой первый урок. Признается, что по большому счету сравнить с обычной школой он не может, потому что почти не работал в такой. В студенческие годы он проходил 3-х месячную активную практику в одной из общеобразовательных школ Караганды, однако на тот период будучи студентом не осознавал себя полноценно учителем или просто не вспыхнула искра между ним, как учителем и учениками.

«Чувства неизвестности больше всего настораживает любого начинающего молодого специалиста. Помню самый первый свой официально трудовой день как сейчас, переступив порог кабинета я увидел ребят из 5 класса к ним меня и определили. С горящими глазами и со светлой улыбкой меня встретили ребята, незаурядное отношение моих подопечных к моей персоне сделало меня с тех пор совсем другим человеком. С каждым разом я понимаю, что именно в коррекционной школе и именно с моими учениками я не притворяюсь. И, надеюсь, что у нас это взаимно», - говорит необычный учитель.

Семья, безусловно, играет важную роль в формировании целостной личности. И Рауан много хорошего опыта перенял из своей семьи. К примеру, его мама обучалась в Житомирском Государственном университете по специальности русский язык для иностранцев. Наверное, с тех пор, как мама рассказывала о своем опыте, к нему и привилась любовь к педагогике.

Затрагивая тему родительства, Рауан признается, что любит родителей своих учеников как родных. Он вместе с ними участвует в процессе воспитания их особенных детей и очень понимает их чувства и переживания.

«Если говорить о родителях моих детей, то они, безусловно, заслуживают большого уважения и восхищения. Это не просто воспитывать и растить ребенка, который отличается от других по состоянию физических признаков, для любой матери это тяжело. С родителями моих учеников мы говорим на одном языке и понимаем друг друга почти с полуслова. Ведь цель у нас одна, и прежде всего мы стараемся быть одной командой, а если в команде есть слабое звено, то цель не всегда достигается. В случаях возникновения, каких-либо проблем, мы стараемся оперативно принять решение. Я люблю родителей своих учеников как своих. Они мотивируют меня ежедневно своим кропотливым трудом о том, что быть родителем это все равно, что быть героем нашего времени в каменных джунглях», - говорит педагог.

Хочется добавить, что Рауан не забывает рассказывать о своей второй семье и на просторах инстаграма. 1 сентября в День знаний он написал в личном аккаунте: «Свои школьные годы я почти уже не помню! Но помню каждую минуту, проведённую вместе с этими ребятами. Это очередной праздник знаний, который, останется когда-нибудь просто воспоминанием».

Так закончился наш рассказ о человеке, который еще немало лет отдаст своей профессии. Педагог, для которого учебный процесс стал смыслом жизни. Работа в необычной школе была его мечтой, которая теперь приносит ему особые эмоции. Нести радость в жизнь слабослышащих детей – это то малое, что он может сделать для них. Поэтому он может с гордостью принимать поздравления от родителей и учеников в День учителя.

#казахстанские педагоги #инклюзивное образование

Похожие материалы

Партнёры