Абай Кунанбаев - реформатор казахской культуры

10.08.2020 220


Вторая половина XIX века для Казахстана становится переломным моментом, так как происходят кардинальные изменения в развитии казахской истории и философии. Этот период характеризуется культурой просвещения. Процесс завершения присоединения Казахстана к России приводит к новым политическим и социальным преобразованием в жизни казахского общества. Закладывается новый фундамент к общественному прогрессу на основе европейских идей.

В такое сложное время человек ищет нестандартные формы и пути решения выхода, из сложившейся ситуации. В данном случае немыслимо без таких основ, как ум, талант и воля. Потому что ни один народ, ни одна нация, стремившаяся достичь успеха, не сможет идти вперед, без мудрых и смелых личностей. Без таких людей национальное самосознание ничто. Для того, чтобы вывести общество из глубокой трясины, спящего состояния, необходимо обладать интеллектом и быть сильным духом, каковым являлся

Абай. В период его творческого начала страна переживала экономический и политический кризис. Вспомнив историю, трудно не представить себе, положение степных казахов, лишившихся своих земель, разрушен традиционный уклад жизни, система правления, нарушена этнотерриториальная целостность.

Таким образом, казахи на своей земле стали безполноправными хозяевами. Народ лишился национального и родоплеменного единства, междоусобицы и межродовые распри сеяли повсюду. Указания сверху и деление по губерниям все более усиливали колониальный гнет, такая политика преследовала одну цель – разрушение исторической значимости государства и лишение человеческих прав коренных жителей.

Русификация и разжигание враждолюбия имела место быть, как в привлечении на службу, так и в избирательности обучения.

Несмотря на обстановку в стране, росло национальное самосознание, взгляды на жизнь менялись. В это время раскрывается феномен выдающейся личности, как Абай. Феноменальность Абая прослеживается именно в эпоху колониализма. Он смог противостоять той политики сверху, поднять дух народа, воспевая смелость, упорство, целенаправленность, тягу к знаниям и смиренности.

Огромный вклад в процессе познания европейской и русской культуры казахами внес именно он, Абай Кунанбаев, выдающийся казахский мыслитель, поэт, композитор.

Абай родился 10 августа 1845 г. в Чингизских горах Семипалатинской области от одной из четырех жен Кунанбая, старшего султана Каркаралинского окружного приказа. Семья Абая была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев. Ему повезло в смысле семейного уюта и домашнего воспитания, поскольку и мать Улжан и бабушка Зере были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно с легкой руки матери данное отцом имя "Ибрагим" было заменено ласкательным "Абай", что означает "осмотрительный, вдумчивый". Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю.

Еще в раннем детстве его интересовало устное народное творчество, и он получил первое образование в медресе имама Ахмед-Ризы, одновременно обучался в русской школе и проявлял свое творчество в написании стихов, испытав разочарование к административно-политической деятельности, перешел к самообразованию в 28 лет, вопреки своему отцу.

С возрастом Абай понимал, что призвание как поэта и гражданина, нужно завоевать и к его счастью на своём пути он встретился со ссыльными русскими и вел с ними тесное общение, такие как Е.П. Михаэлис, Н. Долгополов, С. Гросс. Их влияние на творческий потенциал Абая не прошел бесследно. Как поэту, ему удалось поднять поэзию казахов на более высокий уровень, расширить тематику, внести новшества в стилистики. Он отходит от традиционных хвалебных од и создает свою философскую лирику, которая помогает раскрыть внутреннее состояние человека, позволяет увидеть все тонкости бытия. Чувственность его поэзии тесно созвучно с тонким психологизмом западной литературы. Он был знаком с творчеством Байрона, Гете, Дюма, Шиллером благодаря русскому языку и перевел их на казахский язык. Так же проявлял интерес к трудам древнегреческих и древнеримских мыслителей Аристотеля, Сократа, Платона.

Увлекаясь западной литературой, одновременно интересовался историей, философией стран Востока. Еще с детства он много раз перечитывал работы

Рашид-аддина, Абылгазы, Бабура. С такой проникновенностью, сравнивая степную жизнь через мир других, сумел овладеть мусульманским правом и логикой, что в дальнейшем отразится на его творчестве.

Обращаясь к русской культуре ХIХ века в период «наплыва и бури», поэтическое слово занимает высокую планку, ему по духу становится близка поэзия Лермонтова, Пушкина, Крылова, Бунина, переводя на казахский язык, адаптировал под свое творчество.

Сложность и противоречивость того времени предопределила его судьбу, его постоянный поиск к истине, помог ему осмыслить национальный склад своего народа, определить трагизм всей ситуации. С горечью он искал верный путь и противоядие от мучительных бед, надеясь найти правильный выход к светлому будущему.

С презреньем относился к царскому правительству, но при этом глубоко ценил русскую культуру и многое для себя черпал из нее. Именно духовное слияние объединят малые и большие народы. Во имя лучшей жизни он понимал, что, будучи быть едиными, мы должны проявлять интерес к культуре и быту других народов, идущим впереди. Настойчиво он искал лекарство от болезни социума, в которой были его соплеменники. В своих трудах он делился своими раздумьями и взглядами и имел влияние на формирование политической и духовной мысли казахской интеллигенции начала ХХ века. Общественное сознание проникло его просветительскими и гуманистическими идеями.

Без творчества Абая не могла бы родиться школа литературы начала ХХ века, с ярко выраженной стилистическим разнообразием, острой социальной направленностью и интеллектуальным пафосом. Видные писатели того времени, такие как Магжан Жумабаев, Шакарим Кудайбердыев, Алихан Букейханоа, Ахмет Байтурсынов, Халел Досмуханбетов, Мухамеджан Сералин, Султанмахмут Торайгыров, Спандияр Кубеев, Миржакып Дулатов, Жусупбек Аймаутов в своих трудах отразили новый национальный этико-эстетический критерий литературной школы. В лице этих талантов, рождалась многожанровая литература, в дальнейшем ставшей духовной опорой казахского народа. И в этом смысле мы обязаны реформатору казахской культуры - Абаю Кунанбаеву, сумевшего раскрыть границы национального мировосприятия.

Чтобы понять процесс формирования казахской философской мысли и национальное мировосприятие, то необходимо рассмотреть яркую фигуру казахской культуры, как Абай. Взять лучшее от многовековой культуры и синтезировать в свое поэтическое творчество под благотворным влиянием русской культуры не каждому под силу в силу того времени. Философия Абая в произведениях пропитаны гуманизмом и синкретизмом.

В наши дни, как никогда актуальны его произведения, когда происходят кардиальные социальные изменения. Ценность нравственных и социальных взглядов Абая глубоко возрастает, обогащая наш внутренний мир, дает нам возможность воспринимать окружающий мир с положительной точки зрения, помогают осмыслить многие нерешенные социальные вопросы, в том числе и моральные.

Особую роль он отводит вопросам самовоспитания молодого поколения и моральным устоям. Об это он говорил, что умение оценивать самого себя, выслушивать критику в свой адрес в значительной мере определяет моральную сущность человека. Поэт учит молодежь воспитывать в себе положительные качества, нести добро людям:

«Чтоб человеком ты был,

Ты пятерых побори

И пятерых избери.

Злословье, ложь, хвастовство,

Безделье и мотовство -

Вот пять врагов твоих, знай,

А разум и доброта,

Упорство, скромность и труд

Доверься - не продадут»

Абай отмечает , какую огромную роль в системе самовоспитания играют самоотчет, самопроверка. «Тот, кто хочет быть в стране разумных, должен в день раз или раз в неделю, или хоть раз в месяц отдавать себе отчет: как он прожил эти дни, сделал ли что-то полезное для парода, не ждет ли его в будущем раскаяние. А может ведь случиться и так, что и вспомнить-то будет нечего».

Духовные качества, по мнению поэта должны постоянно совершенствоваться, искореняя пагубные черты своего поведения. Уже с малых лет человеку необходимо развивать свои духовные способности, таланты, иначе они могут погибнуть. Основной стрежень, по мнению Абая – самовоспитание воли, эмоций и характера: «...Как ни велик твой пыл - не отдавайся ему. Встретишь ты на пути страшных несчастий тьму...»

Все мысли поэта были предназначены молодежи, так как будущее государства за ними. Анализируя морально-нравственные понятия, Абай делает вывод о том, что на дурных примерах у людей формируется дурное поведение, а на положительных добрые поступки и поведение. Только знания спасут мир от злых деяний. Об этом он вскользь упоминает в своих трудах, чтобы помочь степнякам мудрыми советами и наставлениями, им нужен знающий, образованный человек. Может быть, поэтому он с особым трепетом придавал огромное значение добрым и умным людям.

Обращение поэта к традиции казахской народной поэзии сделало его творчество оригинальными и индивидуально особенными. Они пронизаны гуманистическими идеями.

Мыслитель Абай на протяжении почти уже двух веков приводит в восторг читателей, его произведения ранят до глубины души, и восторгает язык написания. Его популярность стала достоянием во всем мире. Особая роль ему отводится в сближение двух народов – казахского и русского. Его смело можно назвать реформатором культуры в духе сближения с русской и европейской культурой, особенно это касается казахской философии, так как она сформировалась под воздействием русского просвещения и восточных взглядов.

Сегодня основным пластом современной казахской философии являются труды Абая. Философские взгляды поэта в современном мире играют важную роль в формировании национального сознания. Именно поэтому национальная философия становится необходимой составляющей в модернизации общественного сознания казахстанского общества.  

Динара Жанабергенова,

Член НЭГ АНК Карагандинской области