Кандастар Ассамблея

Традиции воспитания детей у кочевников

19.03.2021 286

Семья – это основа любой нации. Для того чтобы привить молодому поколению национальное самосознание, традиции и обычаи, старшее поколение в семье должно со всей ответственностью подходить к своим обязанностям, создать условия, когда ребенок с рождения почувствует красоту языка, гордость за мудрые обычаи, сопричастность в проведении обрядов, желание повторить эти праздники уже со своими детьми.


Когда молодожены становятся родителями, в один миг на них сваливается небывалое ощущение счастья и ответственности, радости и страха за будущее ребенка. Мать, радостно прижимая к груди свое чадо, вдыхая родной запах, чувствует себя на вершине счастья, и это чувство единения с ней сохраняется у ребенка до конца его дней.

И за ежедневными заботами о самочувствии дитя, родители, порой неосознанно, ставят перед собой такие вопросы: Как помочь ребенку понять себя? Как научить его общаться, трудиться, любить? Как и что в нем нужно развивать? Каким он вырастет? Появление в семье ребенка сразу же меняет жизнь взрослых. Беспомощный комочек с первых минут требует непрерывной заботы и внимания. Важно, чтобы наше дитя росло в атмосфере любви, заботы и безопасности. Это вполне понятное стремление породило целую систему оберегов от воздействия темных сил. Последнего во все времена боялись не меньше, а то и больше, чем простуды, страх этот зафиксирован в поверьях, обычаях, традициях.  Разумеется, страхи возникли не на пустом месте. Это – опыт непрерывных, поколение за поколением, наблюдений за жизнью. Уже сама система традиций и ритуалов по отношению к детям свидетельствует о желании родителей помочь ребенку жить счастливо.

Мир детства – не просто период «вырастания» человека, биологически одинаковый у всех народов, но и время освоения культуры. Интересен такой факт – в традиционном обществе моделью поведения являются предки, затем сверстники. А вот наше время – с его бурными открытиями и изобретениями: компьютеризацией, расщеплением атома, клонированием, исследованиями космоса, – породило и новые черты культуры, и иные механизмы ее передачи. Прежде культурные новшества распространялись медленно и неравномерно – дети одних стран часто знали больше взрослых других стран. Но всегда были взрослые, знания и опыт которых неизмеримо больше, чем у самого одаренного ребенка. Сейчас же появилась единая мировая информационная система – именно она формирует у молодежи всех стран общность опыта и восприятие культуры.

У кочевников в первый год жизни ребенка завершается обрядом сбривания утробных волос «қарыншаш». Мальчикам на темени оставляли прядь волос – «айдар», девочкам – на висках – «тұлым» и, тем самым, впервые фиксировали половые различия между мальчиками и девочками в прическе. В период от 1 до 3 лет ребенок растет баловнем в семье, любимой «живой игрушкой», с которой забавляются целый день. Особую роль здесь играет отец, так как мать целый день возится по дому. Отец позволяет ребенку все шалости, учит его осторожности, взаимоотношениям со старшими и младшими. Если ребенок расшалится, отец успокоит его игрой на домбре. В многодетных семьях забота о младших лежит на плечах старших детей – это и ответственность, и школа родительства. Так еще в раннем детстве проявляется чувство родства, ощущение старшего, любовь. Если случается (очень редко), что отец обидит малыша, тот с криком бросается к матери, зная, что всегда найдет утешение и заботу у нее. Нередко можно было встретить ребят 3-х и даже 6-ти лет, которые продолжали сосать грудь матери. Жизнь семьи в одном нераздельном помещении – юрте – приучает всех членов семьи заботиться и любить маленьких. Если в семье рождаются только девочки, отец старается одной из дочерей дать мальчиковое воспитание, приучая дочь к делам, играм, словам мужчин. С 1 года до 7 лет, когда начинается смена молочных зубов, происходит изменение в сознании, социальном статусе ребенка, наиболее важные этапы развития ребенка кочевники обозначали праздниками, значимость которых высока и сегодня. Глубоко содержательным является обряд «тоқымқағар» – торжество по поводу первого выезда за пределы аула. Это уже почти самостоятельная, взрослая жизнь. Родители старались показать малышу, что они вместе с ним рады тому, что он вырос, тому, что он знает в поездке и тому, что вернувшись в аул, ребенок поймет, что родные любят и ждут его. Очень значимым в жизни рода является обряд «аша майға отырғызу» – посажение на деревянного коня (аша май – детское седло для детей 2-4 лет, к которому ребенка привязывают). Конь в жизни казаха имел важное значение, поэтому уже в 6-7 лет отец или старший брат впервые сажает ребенка на стригунка и обучает его ухаживать за конем, придумывает ему имя, ставит ему метку. На празднике «ұлтойы» коня украшают серебряным седлом, авторитетный нагашы подсаживает ребенка на коня. Известно, что верховой езде обучали и девочек, многие из них успешно участвовали в скачках, играх. Девочкам 5-6 лет прокалывали уши, надевали серебряные сережки, проводя по этому случаю торжество «құлағын тесу». Праздник «сүндеттойы» устраивается по поводу мусульманского обряда обрезания мальчиков. Обряд желательно проводить в нечетные годы возраста – 3-7 лет. Раньше это делали муллы, получая определенное вознаграждение за работу. На следующий день проводят торжество, на которое приезжают все родственники, одаривая малыша подарками. Перед обрядом обрезания состригали «айдар». Все, и в первую очередь, сам мальчик, гордятся тем, что он смог стойко перенести физическую боль, тем самым доказав, что он мужчина и теперь оторвался от матери. Обряд «сүндеттеу» имеет еще одну сторону – он означает факт приобщения ребенка к исламу. Все эти обряды знаменуют собой определенные этапы формирования личности, и они проходят на сложном этико-психологическом фоне. До 3-х лет ребенок учится общению, умению любить, терпеть ради другого. Период развития от 3-х до 5-ти лет – это время обучения внешним формам проявления любви или нелюбви через игру, как копирование ролевых сценариев взрослых. Следующие 2 года – от 5-ти до 7 лет – период послушания, внутренний этап развития, когда человек учится уживаться с другими. У многих народов до 5-лет не принято наказывать детей, т.к. в этом возрасте не возникает чувство вины. Вспомните, как говорят казахи – «беске дейін хандай сыйла, бестен он беске дейін құлыңдай жұмса, он бестен кейін құрдасыңдай сыйлас» (до 5-ти лет – почитай, как хана, с 5-ти до 15-ти лет – эксплуатируй, как раба, с 15-ти лет – уважай, как сверстника).  

С развитием общества роль детства как периода формирования личности возрастает, выдвигая на первый план значение творчества как непременного атрибута адаптации к изменяющейся среде. Современные ритмы жизни отчасти нивелировали этнические, расовые, национальные различия людей. Но практически каждому интересна жизнь его предков. Взгляды бабушек и дедушек формировали наше отношение к миру. Чтобы сегодня принять это, современному человеку нужно вглядеться в старину, увидеть и понять, как его предки-кочевники жили, трудились, любили и воспитывали детей. Лишь тогда можно проникнуться уважением к их мудрости, основанной на уверенности в том, что человек один не выживет, необходимости учиться жить вместе, быть в согласии с небом, с родом, с собой. Наверное, неслучайно мы пытаемся сейчас переосмыслить бесценный опыт традиционной культуры по отношению к детям – в надежде найти рецепт современного гармоничного воспитания.

Счастливое детство – это состояние души, раскованности, свободы, любви, это залог творческой личности, поиска себя в бурном потоке жизни. Идеи народной педагогики в современной интерпретации помогают родителям формировать у ребенка восприимчивость к культуре родителей, национальной культуре. Это очень важно, ибо без понятия «традиция» в широком смысле слова немыслима ни одна культура, немыслим человек.  

Айгуль Садыкова,

канд.пед.н, доцент кафедры

«История Казахстана и гуманитарных лисциплин»

КазНАИ им.Т.К. Жургенова


Похожие материалы