Татары Казахстана: многовековая история дружбы и общности

31.07.2018 1507

Татары являются одной из самых многочисленных и исторически сложившихся этнических групп Республики Казахстан. Хотя массовое заселение татарами казахских степей относят к XVIII веку, более глубокие исследования показывают: присутствие предков татар в Степях имело более длительную историю, начинающуюся еще в X-XIII веках до формирования Золотой Орды.

С распадом Золотой Орды в начале XV века западную территорию Казахстана охватывало кочевое государственное образование Ногайская орда. «Ногайский компонент» в дальнейшем сыграл весомую роль в этногенезе татар, казахов и башкир.

Татары первыми из тюрков перешли на оседлый образ хозяйственной деятельности. Уже в первой половине XVII века начинает формироваться Татарская слобода в Уральске, где помимо казаков селятся татары, занимающиеся земледелием, ремесленной деятельностью, торговлей. Во второй половине XVII века татарские купцы из Астрахани появляются в основанном в 1640 году Нижнем Яицком городке (современный г. Атырау). В первой половине XVIII века татары в качестве писарей и переводчиков казахских ханов присутствовали и в других регионах Степи.

Заселение татарами степей Казахстана во второй половине XVIII века было обусловлено целым рядом причин. Важнейшим внешнеполитическим фактором стало присоединение в 1730-х годах Младшего и части Среднего жуза к России.

Наиболее близкими для казахов из народов Российской империи были татары и башкиры. Этнические группы сближало общее происхождение, близость языков (татарский, башкирский и казахский относятся к кыпчакской группе тюркских языков), религия: ислам суннитского толка, который у казахов был перемешан с традиционными верованиями и только получал распространение.

Первые татарские школы в местах компактного проживания татарского населения в казахской Степи появляются еще в XVIII веке, несмотря на то, что официально зарегистрированными они становятся значительно позже. В конце XIX века татарские медресе функционировали практически во всех крупных городах казахской Степи и сельских татарских населенных пунктах. В татарских школах массово обучались не только татары, но и казахи, этому способствовала близость двух национальных языков.

Подготовительным этапом «проникновения» татар в казахскую Степь стало массовое заселение ими приграничных западных территорий современного Казахстана.

В Семипалатинске с 60-х годов до середины 90-х годов XVIII века торговые татары размещаются на территории Меновой слободки, находившейся на полуострове Полковничьем. Из-за сильных разливов Иртыша в 1798 году слободка была перенесена на новое место, которое позже стало называться Татарской слободой, где купцы построили гостиничный двор и мечеть. Татарская слобода вскоре становится одной из самых больших слобод в городе и срастается с форштадтом крепости, где в основном проживало русское население. Численность татар в Семипалатинске в 1836 году составляла около 1500 человек. Татары начинают селиться и в близлежащей к Семипалатинску крепости Усть-Каменогорской, вблизи местного менового двора.

В XVIII-XIX веке татары расселяются практически по всей территории казахской Степи. Их общее количество в казахской Степи достигло более 50 000 человек.

Всплеск изданий татарской периодической печати пришелся на революционное и постреволюционное время. В начале XX века в казахской Степи среди мусульман начинает набирать популярность и театральное движение. Сначала там гастролировали приезжие труппы из Казани «Сайяр», «Hyp», «Ширкат». Они часто привлекали на небольшие роли местных татар, которые потом стали инициаторами создания театральных трупп в таких городах, как Акмолинск, Петропавловск, Верный, Кустанай, Семипалатинск.

С казахской землей связана жизнь и деятельность многих известных представителей татарской культуры. В Степи родились татарский поэт Нури Арсланов (1912-1991), публицист и драматург Акрам Галимова (1892-1913), историк Курбангали Халиди (1846- 1913), журналист и певец Камиль Мутыги (1883-1941), художник Макмун Сутюшев (1906-1990) и т.д.

Тесная интеграция казахской и татарской культуры в Степи привела к тому, что многие татарские публицисты, поэты писали свои произведения на казахском языке, и эти произведения являются знаковыми для той и другой литературы.

С развитием городов и транзитной торговли со Среднеазиатскими ханствами и Китаем в Степи значительно возрастает численность татарских купцов. Торговля, как правило, была семейным делом татар.

Татарские купцы и промышленники принимали активное участие в самоуправлении города и регулярно избирались в гласные городской думы степных городов.

В XIX – начале XX века в казахской Степи формируется мощная прослойка татарской буржуазии, которая внесла весомый вклад в социальную поддержку, выстраиванию духовной инфраструктуры, а также оказала существенное влияние на общественную жизнь городов.

Революция и последовавшая за ней гражданская война, голод 1919-1922 годов привели к значительным демографическим трансформациям в Казахстане. Если по официальным данным численность татар за 9 трагических лет сократилась на 17 642 человек или на 18,4%, составив 79 758 человек, то по альтернативным подсчетам известного казахстанского демографа А. Н. Алексеенко, в 1926 году в Казахстане проживало лишь 62 200 татар.

Численность татарского населения, согласно переписи 1939 года, составляла 108 127 человек, по альтернативным подсчетам – приблизительно 95 100 человек, что все же уступает предреволюционным показателям. Наибольшее количество татар концентрируется, согласно новому административному делению, на севере Республики Казахстан в Северо-Казахстанской области, на востоке в Семипалатинской области, на юге в Алматинской области и в бурно индустриализирующейся Южно-Казахстанской области.

После завершения Великой Отечественной войны масштабный характер приобретает освоение целинных земель, что привлекает огромное число татар из Татарстана, Башкирии и других регионов России.

В 1954 году по соглашению советского и китайского правительств началась репатриация татар из Синьцзяна в СССР. Несколько тысяч татар вернулись в Казахстан, где они обосновались, главным образом, в южных регионах Республики.

В результате индустриализации, регионами наиболее массового заселения татар становятся центральная и южная часть Казахстана — Карагандинская и Чимкентская области, где приблизительно в равной степени стало проживать в общей сложности свыше 50 000 человек, или более 25% от всей татарской общины Республики.

В Казахстане количество татар в 1970 году достигает отметки в 287 712 человек, увеличившись за 11 лет в полтора раза.

В 1989 году численность татар, проживающих в Казахской ССР, достигает своего исторического максимума — 329 982 человек.

Ярким индикатором ассимиляции выступает трансформация брачного поведения татар. Если в 1959 году количество смешанных браков у представителей татарской национальности составляло лишь 28,1%, то в 1979 году уже — 59,8%, а в настоящее время — около 90%.

Дома татар располагались в городах казахской Степи весьма компактно, образуя вместе с мечетями и медресе национальные махалля, которые до сих пор имеют так называемые народные названия, например, район «Татарка» есть в Алматы, «Наримановка» — в Костанае и т. д.

В настоящее время наиболее богатая музейная коллекция национальной татарской одежды и предметов быта хранится в Восточно-Казахстанском областном архитектурно-этнографическом и природно-ландшафтном музее-заповеднике (Усть-Каменогорск). На его базе был открыт «Татарский дом», а затем «Татарская усадьба» в этнодеревне. В доме воссоздано традиционное убранство национального жилища, основная часть экспонатов – подлинная. Женские платья и камзолы хранятся также в Северо-Казахстанском областном историко-краеведческом музее (Петропавловск), Центральном государственном музее Республики Казахстан, в Музее истории Алматы и в семейных коллекциях.

Взаимодействие татарской и казахской культур прослеживается в головных уборах, нагрудниках и нагрудных украшениях, обуви.

В условиях современных процессов глобализации в наибольшей степени сохранила национальные черты кухня татарского населения.

Для современной татарской кухни Казахстана характерно широкое распространение жидких горячих блюд – супов («шурпа»). Популярностью пользуются мучные изделия из пресного или дрожжевого теста. На празднества печеные изделия с несладкой начинкой (пәрәмячи, эчпочмаки, губадия) подаются часто вместо второго блюда или с бульоном. Любовь к сладостям в Казахстане продолжает оставаться такой же отличительной чертой, как и сто лет назад.

Подавляющее большинство татар, переселившихся в казахскую Степь, были мусульманами. Ислам в дореволюционное время для татар был не просто религией, а образом жизни.

Из нерелигиозных праздников, отмечаемых в дореволюционное время татарами казахской Степи, следует выделить самобытный народный праздник Сабантуй (праздник плуга), который устраивали до начала сева.

Религия определяла и семейные нравы татар казахской Степи. Мужчина являлся полновластным главой, а по мнению сторонних наблюдателей, иногда даже и «деспотом». Коран ограничивал появление женщины в мужском обществе, для чего дома татар, как правило, были разделены на две части: мужскую и женскую.

В 1970-е — 1980-е годы многие традиционные татарские обычаи и обряды в Казахстане были утрачены. Конец 1980-х годов в Советском Союзе стал временем «этнического ренессанса». В это время в городах Казахской ССР начинают массово появляться татарские центры и татарские музыкальные ансамбли. Во многих средних образовательных школах открываются классы, а в садиках — специальные группы для желающих изучать татарский язык. При татарских центрах, благодаря энтузиазму местных активистов, открываются воскресные школы, где преподают не только язык, но историю и культуру татарского народа.

Как свидетельствует массовое исследование, подавляющая часть современных татар Казахстана продолжает соблюдать семейные обряды: более половины респондентов утверждают, что полностью придерживаются их.

В настоящее время существенную роль в сохранении татарской культуры в Республике играет созданная в 1995 году по инициативе Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева Ассамблея народа Казахстана, одной из задач которой является «возрождение, сохранение и развитие национальных культур, языков и традиций народа Казахстана». В 2016 году организация провела более 30000 культурных мероприятий, в том числе связанных и с популяризацией татарской культуры.

По материалам книги кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института истории им. Ш. Марджани (Казань)Зуфара Махмутова «Татары Казахстана».

Фото: из открытых источников

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Ассамблеи народа Казахстана обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Для авторизации обратитесь по адресу assemblykz.2016@gmail.com.

Похожие материалы