Казахи: от кочевничества к оседлости

02.07.2018 1383

Записки представителей дальних стран, путешественников-исследователей дают более полную информацию о казахском этносе. На основе этих источников сформировались многочисленные исторические сведения, которые легли в учебники по истории Казахстана для школьников и студентов.

Начало отсчета

Жизнедеятельность человека в бескрайних казахских степях зародилась приблизительно миллион лет назад до нашего летоисчисления, то есть в эпоху палеолита (древнекаменного века).

В данный период на казахской земле поселяются люди, появляются первые социальные и этнические общины, основанные на

родственных отношениях.

В нашей истории и традиционной культуре особое место занимает

медно-каменный период, то есть энеолит. Ведь именно в эту эпоху на территории Казахстана наши предки впервые в истории человечества осуществили приручение и выпас табунами лошадей. Археологические раскопки, осуществленные на стоянках

поселения Ботай на территории Северного Казахстана, прекрасно демонстрируют формирование коневодческой культуры.

О саках — через Грецию и Иран

Некоторые исторические данные свидетельствуют о миграции на юго-запад населявших казахскую землю в ІV-ІІІ тысячелетиях до н.э. племен.

Во ІІ тысячелетии до н.э. на нашей земле возникло комплексное хозяйство, включающее скотоводство, земледелие и производство металла.

Жители Казахстана периода бронзы относятся к общему антропологическому типу протоевропейской (древнеевропейской) расы без каких-либо примесей монголоидных элементов.

Сведения о проживавших в І тысячелетии до н.э. на казахской земле этносах мы получаем из иранских и греческих текстов. Племена саков делились на три группы: тиграхауда — носящие остроконечные шапки, хаомоварга — изготавливающие напиток хаому и тиай-парадарайя — заморские.

Эпоха ранних кочевников породила яркую культуру, распространившуюся на территории Европы, Западной и Центральной Азии. В этот период хозяйственно-

культурные отношения евразийских народов достигли нового уровня развития, усилился торговый оборот, распространились прообразы оседлой культуры.

Военные походы, предпринятые во все точки кочевого мира, оказали влияние на появление ремесленников и увеличение количества городов.

Евразийская степная долина эпохи саков-скифов полна достопримечательностей. Раскопки свидетельствуют о том, что некоторые племена занимались земледелием и вели оседлый образ жизни.

Империя степных народов

В ІІІ-ІІ веке до н.э. усиление восточных гуннов привело к созданию новой империи степных народов. В этих местах переход к кочевому образу жизни совпал со сложными территориальными процессами, положение усложнил рост плотности населения степного региона. На усиление кочевого образа жизни и начало миграции повлиял сильный центр оседлости и соседство Китая. Кризис империи восточных гуннов, на который повлиял Китай, начался с 71 года до н.э. и закончился в 56 году до н.э. разделением общины гуннов на две части. Произошедшее в связи со сложными временами «Великое переселение народов» оказало влияние на весь евразийский материк.

В политической истории Казахстана средних веков, наряду с союзами гуннов значительную роль сыграли усуни (үйсін) и кангюи (қаңлы). Согласно китайским источникам, усуни (үйсін) — древние жители Восточного Туркестана, Семиречья и Ферганы и занимают особое место в этнополитической истории после гуннов (ғұндар).

Один мальчик — целое государство

После гуннов история казахского этноса продолжается в тюрках, которые в середине VI века создали одно из крупнейших древних государств в Азии. Оно простиралось от Черного до Желтого моря. Существует версия, что этногенез объединения тюрков-ашина, возникший в середине VІ века, связан с древними тюрками. Согласно генеалогической легенде, записанной от тюркских старцев в китайской летописи, предком тюрков был десятилетний мальчик, единственный оставшийся в живых после истребления. Его десять сыновей объединили все местные племена и назвали их тюрки.

Казах: от «кочевника» к «этносу»

Образование казахского ханства (после 1427 года) обязано султанам Жанибеку и Керею, которые откочевали с берегов Сырдарьи на восток в Семиречье. Последовавший за ними народ алаша получил название «казахи». Известно, что термин «казах» вызывает дискуссии среди исследователей. Это слово вначале имело чисто социальное значение и означало кочевников, занимавшихся военным делом, или людей, боровшихся за создание государства. Именно поэтому группа людей, собравшихся в местности Улытау «Танбалы тас» под предводительством Жанибека и Керея, получили название «казахи». Существует много версий о том, что название «казах» произошло от слов «сак» и «каз». Возможно, на самом деле так. Если «сак» имеет древнюю этническую основу, «каз» означает настоящий батыр, сильный воин. После возникновения Казахского ханства значение слова «казах» изменилось, из социального термина оно превратилось в политический и стало названием этноса.

В составе России

Присоединение Казахстана к России было сопряжено с рядом трудностей, осуществлялось в мирной форме и завершилось в 50-60 годы XIX века посредством военных действий.

В первые десятилетия девятнадцатого столетия вследствие усиления колониальной политики царского правительства, казахский народ пережил тяжелый хозяйственный кризис.

Период настоящей колонизации начинается в 1860-е годы. Основным его признаком стало вхождение всей Казахской земли в состав Российской империи, деление на области, их деление, в свою очередь, на уезды и др.

Изменение демографии казахского края

Возможность соединения Казахской земли с Сибирью и Поволжьем через железнодорожные линии создала благоприятные условия для переселения русских в Казахстан. Переселенцы поселились на плодородных землях, а казахи были выселены на безводные малопригодные земли. Изменилась и демография казахского края. Согласно данным общей переписи 1897 года, общее количество казахов на своих землях сократилось на 87,1%. Если из проживавших 4471,8 тыс. человек 3399,5 были казахами, то русские и украинцы составляли 532,7 тыс., татары — 55,4 тыс., узбеки — 73,5 тыс., уйгуры — 56 тыс.

В 1910 году количество казахов в степных областях сократилось до 70%. В некоторых областях (в Акмолинской) этот показатель составил 50%. В Северном Казахстане увеличилось количество представителей других национальностей. Русских — 25%, татар — 1,5%, эстонцев и латышей — 0,2%, поляков — 0,16%, евреев — 0,09%, калмыков — 0,04% и др.

Политика, повлиявшая на жизни

В те годы уровень жизни казахов ухудшился, стали распространяться различные эпидемические заболевания, возросла смертность. Голод 1931-1933 годов унес более половины казахского населения. Это период стал периодом максимального развития политики переселения.

Одним из событий, оказавших отрицательное влияние на демографическую

структуру казахского народа, стала Великая Отечественная война. В годы войны в ряды Советской Армии было призвано более 1 млн 200 тысяч казахстанцев.

Переселенцы

В 1937 году в Казахстан с Дальнего Востока была переселена обвиняемая в связях с японской разведывательной службой корейская диаспора, включающая 95903 человека. В 1939-1941 гг. было осуществлено переселение (депортация) поляков из Западной Белоруссии и Западной Украины, советских республик Балтийского побережья. Перед массовой депортацией в Казахстане, согласно переписи населения 1939 года, проживало 54,7 тыс. поляков, 3,6 тыс. латышей, 808 литовцев и др.

28 августа 1941 года в Казахстан по обвинению в связях с фашистами были принудительно переселены 349 тыс. 713 немцев, в феврале 1944 года — ингуши и чеченцы, в марте — башкиры, в ноябре — турки-месхетинцы.

В октябре 1946 года в Казахстане проживало 890698 спецпереселенцев.

В процессе принудительного переселения многие из них погибли из-за голода и болезней, оставшиеся в живых работали в трудовых армиях. Им было запрещено покидать новые места поселения.

Этническая история казахов 20-80 годов ХХ века была полна трагическими событиями. Это был период разрушения этнического генофонда и исчезновение экологической среды. Несмотря на такое тяжелое положение, казахский народ сумел сохранить образцы своих традиционных национальных ценностей, основу этнографической культуры.

По материалам книги доктора социологических наук, руководителя Центра по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений в Центрально-Азиатском регионе Академии госуправления при Президенте Республики Казахстан А.К. Садвокасовой «Казахи: традиции современность (история, традиционное хозяйство, материальная и духовная культура, общественно-политическое развитие)»

Фото: из открытых источников.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Ассамблеи народа Казахстана обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Для авторизации обратитесь по адресу assemblykz.2016@gmail.com.

Похожие материалы