Кандастар Ассамблея

ЕДИНСТВЕННОМУ В КАЗАХСТАНЕ ЦЕНТРУ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ – 5 ЛЕТ

05.04.2019 1362

Благодаря идее Главы государства Нурсултана Назарбаева «Мәңгілік ел» в Шымкенте в декабре 2014 года был воздвигнут уникальный Центр, посвященный казахским традициям и обычаям. В этом году ему исполняется 5 лет.

Его в своей время в торжественной обстановке открыл Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев в ходе своего визита на юг. Это единственный культурный Центр, который впервые основан в Республике Казахстан и не имеющий аналогов в стране.

Целью и основным направлением работы Центра являются пропаганда лучших традиций, обычаев, обрядов историко-духовных ценностей, научная систематизация, создание методической базы, организация практических образцовых мероприятий.

Особенностью Центра является то, что в нем систематически проводится всесторонняя научно-исследовательская и методическая работа, посвященная традициям и обычаям казахского народа.

При входе в центр установлена композиция, посвященная семи сокровищницам казахского народа.       

Многие народы считают цифру 7 священным. Семь часто встречается и в жизни нашего народа. Семь сокровищниц связаны с жизнедеятельностью воина-джигита, куда входят следующие снаряжения. Это – быстрый скакун, символизирующий скорость, ловчая птица – символ верного охотника, гончий пес – символ верного друга, оружие храброго джигита – ружье, кинжал, капкан, невод.  Четыре вида домашнего скота казахи использовали для обозначения высокого социального статуса: конь, верблюд, баран и корова. Все они являются символами четырех сторон света, четырех стихий, четырех типов человеческих характеров и четырех направлений — вверх-вниз-вправо-влево.

Помимо этих общих характеристик каждый вид животного имеет свою символику. Самым священным у казахов считался конь. Издревле известно, что казахи давали имена видам животных – прародителей, которых называли: Қамбар Ата (покровитель Лошадей), Зенги Баба (покровитель Коров), Ойсыл Қарa (покровитель Верблюдов) и Шопан Ата (покровитель Овец).

В зданий Центра расположены два выставочных зала – «Достық» и «Ұлттық Салт-Дәстүр».

Зал «Ұлттық салт-дәстүр»

В зале национальных традиций созданы условия, отражающие жизнь и общее мировоззрение казахского народа, его кочевого образа жизни.  Каждое используемое для быта кухонная утварь, орудие труда и холодное оружие – продумано до мелочей.

Каждый предмет быта дает возможность познать мировоззрение и восстановить общую картину уклада жизни казахского народа. Здесь собраны образцы этнографических, ремесленных изделий, которые использовались в быту.

В юрте «Төр», то есть центральная часть, считался священным. А если учесть, что казахский народ отличается особым гостеприимством, то каждого гостя уважительно усаживали именно в центр.

Девочкам с 12 лет в юрте отводилось отдельное место в правом углу от входа в юрту. Отделялось шторами «Шымылдык», в этом углу находились и приданое, которое готовилось для будущей невесты. Это говорит о том, что девочек уже с 12-ти лет готовили жить отдельно, вести хозяйство, готовили к главному предназначению, что женщина – хранительница очага. В этом занавесе кровать девушки называется «көсеге». В связи с этим народная мудрость гласит: «көсегесі көгерсін». Здесь есть глубокое философское, воспитательное значение. Невесту сажали на правом углу юрты.

Саукеле для будущей невесты шили истинные мастерицы. Ведь по головному убору невесты оценивали состояние ее семьи.

Предание гласит, что в первой половине XIX века бай по имени Байсакал из младшего жуза выдавая свою дочь замуж за сына Сапабая из среднего жуза выслал сватам саукеле дочери и сказал: «Пусть его цена станет равносильной цене калыма». Тогда стоимость саукеле оценил старший брат Кенесары хана – торе Саржан. «Саукеле действительно искуссно изготовлено и стоит пятьсот не ожеребившихся кобылиц, поэтому пусть ценой калыма будут пятьсот лошадей». Кстати, по традиции, саукеле носила исключительно невеста.

Правая сторона юрты является местом отдыха хозяина дома. На правом углу у входа юрты обычно располагается мебель для хранения посуды, продукты питания, кухонная утварь и накрываали все это «Ши» - тростниковой циновкой, которая играет роль легкой ширмы, отгораживающую часть юрты, где хранятся продукты и посуда.  Для его изготовления камыш складывают, обматывая каждую тростинку шерстью, украшают цветным узором и крепят между собой.

Казахи изготавливали посуду из дерева, кожи и глины.

Торсык - изготавливают из шкуры лошадей, быка, а металлические чушки использовали для хранения и взбалтывания кумыса, шубата.

Левая часть юрты предназначалась детям. Также в этой части юрты у входа располагалась конская сбруя и одежда, оружия охотника. «Ер қаруы — бес қару», что в переводе означает: «храбрый джигит должен владеть пятью видами оружия». К нему относились сабля, секира, копье, булава, лук.

Адалбакан – ценный атрибут юрты - шест с ответвлениями, предмет домашнего обихода.  Адалбакан применялся как инструмент, которым поднимали Шанырак (деревянный круг на верхушке юрты, дымоход), и одновременно использовался как вешалка для одежды.

Еще один предмет, которому уделяется особое внимание – седло (ер). В связи с возможностью использования подразделяется на множество видов -  үлкен ер, жігіт ер, әйел ер, бала ер, қайың ер, қарағай ер, құрама ер, темір ер, алтын ер, күміс ер, оюлы ер, құранды ер, қапталды ер, жайпақ ер, биік ер, сауырлы ер, қоқан ер, орыс ер. К аксессуарам седла относится- тоқым, желдік, тебінгі, айыл, құйысқан, өмілдірік, қанжыға, үзеңгі, үзенгі бау, жүген, шылбыр, тізгін. Ертоқым делится на такое множество видов неспроста. Всме зависит от материала изготовления, по половому и возрастному различию и степени инкрустирования седла.  

С целью придания юрте особенной красоты вывешиваются веревки с бахромой (басқұр), которые имели две смысловые нагрузки – придавали торжественный вид, а также прочность юрте. Эти орнаменты на баскуре (шерстяная тесьма шириною от 10 см и больше, которой скрепляются кереге) означают бесконечную связь между небом и землей и каждый цвет имел свое философское значение.

Зал «Достық»

В декабре 2014 года в связи с празднованием 20-летия создания Ассамблеи народа Казахстана был открыт зал Достық. В оснащении экспозиции зала приняли участие почти все двадцать этнокультурных объединений области, они оказали действенную помощь при комплектации экспонатов зала. Их основу составляют литература, национальные одежды, предметы быта, отражающие их традиций отдельно взятого народа.

Здесь также проводятся различные культурные мероприятия, имеющие огромное воспитательное значение.

Основной уникальносью Зала «Достық» является содействие сохранению национальных обычаев, особых колоритов этносов, формированию казахстанского духа, казахстанской культуры, развитию межэтнической, межконфессиональной толерантности. Таким образом, есть возможность максимально ближе познакомиться с культурой и традициями каждого народа. Также Центр в перспективе планирует заниматься углубленным изучением духовных ценностей каждого этноса.

Предлагем вкратце ознакомиться экспозиционной выставкой каждого представленного здесь этнокультурного объединения.

Традиции чеченского народа отличаются своеобразными особенностями в соответствии с традициями всех мусульманских народов. Главное отличие, описывающее природу чеченского народа – свободолюбие. На второе место выходит щедрость. Как видно из рисунка, по обычаям чеченцев надевается головной убор «папах». Папах не просто мужской головной убор кавказских мужчин, он считается совестью чеченской нации.

Одним из наиболее распространенных привычек в быту уйгурского народа является собрание мужчин, то есть машрап. Около 15-20 мужчин разных возрастов поочередно приглашает друг друга домой. Особое внимание уйгуры уделяют воспитанию детей. Наследником отца считается первый ребенок. А в дом, где родился малыш, до 12 дней не приходили посторонние люди.

В Наурыз народ Таджикистана готовит «суманак» или «сумалак» с особым вкусом. В этой горной стране Новруз отмечается с 21 по 24 марта. Обряд обрезания ребенка называют туй хатна, туй суннат, буррак, чукбуррон и отмечают его по-особенному торжественно. Очень хорошо развито искусство вязания алаши (домотканый грубошерстный полосатый ковер без ворса). На алаше складывается разная степень орнаментов и рисунков природы. Традиционные национальные костюмы таджиков особенно хорошо сохранились в горных районах. Женская одежда состоит из көйлек-курта, дамбал-эзор, сланцевого шапана и орамал-румола.

Одна из древнейших особенностей татарского народа – помощь соседей друг другу в обертывании или уборке урожая. Его называют «Ома» или «асар». Национальные игры - «сымсыз телефон», «жүзік салу». Эти игры игрались молодыми в момент, когда взрослых не было дома.

Турецкие мужчины по обычаю всегда стоят на один шаг выше женщин. Рождение мальчика в семье было был радостным событием и его воспринимали как продолжителя рода. В то же время почитали по-особенному и женщину. Ведь не зря говоярт, «Cennet annelerin ayaklarin altindadir», то есть «Ключ к раю («жәннат») под ногами матери».

Славянская культура является источником русской духовности. Мировоззрение древних славян было неразрывно связано с природой. Они особо относились каждому дереву, роднику, колодцу. В Славянском ремесле широко распространено изготовление деревянной посуды. Его основная причина заключалась в том, что каждое дерево обладает лечебным свойством.

Поляки уделяет особое внимание праздникам, не оставляя без внимания ни одну из них. Например, 25 декабря - первый день католического Рождества Христова. Кутья - это блюдо, куда добавляют мед, изюм, которые варят из пшеницы. Женщины одеваются в юбку-рубашку, корсаж с золотым и серебряным войлоком; мужчины одевали рубашку с воротником и полосками.

Немцы, живущие в Казахстане, как и немцы в Германии, традиционно занимаются земледелием, животноводством, рыболовство, ремесленническим промыслом. Последний день каждой недели называется Днем родителей. 24 числа последнего месяца лета празднуют День Иванова. В этот день разжигались костры и держась за руки участники праздника развлекались вокруг костра.

В традициях и обычаях узбекского народа немало схожих моментов с казахскими. Это обусловлено и тем, что Казахстан и Узбекистан тесно граничат между собой. Обычно, родиной плова является Узбекистан. А в праздничные дни каждая узбекская семья подавала на дастархан «Сумалак». Эта пища изготавливается из пшеницы и имеет скаральное значение. Ведь считалось, что это – подарок ангелов. Ведь арабское слово малак переводится как ангел.

Каракалпаки - тюркоязычные народы. Они живут в составе Узбекистана в Каракалпакской Республике. С раннего времени они были полукочевыми народами. С древнейших времен занимаются орошением земли, рыболовством, скотоводством. В ежедневном питании каракалпаки в большом количестве употребляют молоко, дыню и тыкву.

Основное хозяйство киргизов, сформировавшееся веками - кочевое и полукочевое скотоводство. В киргизском народе хорошо развито ювелирное, деревообрабатывающее производство, шитье орнамента и войлока, кройка и пошив одежды, растяжка масла, мельничное хозяйство, обработка кожи. Сильно заметно сходство с обычаями и традициями казахского народа.

Курдский народ, как и казахи, начинают праздновать Наурыз мейрамы за неделю раньше. Все родственники ходят в гости друг другу, а молодежь в национальных костюмах хлопочет  по хозяйству. По традиции «Огра Нәврузи» на дастархан приносят национальный напиток «Грар», состоящий из девяти компонентов, но при этом, в суп не добавляют мясо и жир.

Корейский народ новогодний праздник называют «Сэхва». Кроме того, отмечается Толь - день рождения малыша, Герхонсик – свадьба, Хуангаб-юбилей 60-летия. В день рождения младенца женщины под началом старшей бабушки готовят национальные блюда – корейский кукси, тош и кимчи.

В Иране также главный праздник – Наурыз. Этот месяц весны они называли Фавардин. «Аиди» - церемония вручения монет из серебра или золота малышам при наступлении Нового Дня. Национальные блюда: плов, челу шашлык, абгушт, рис, приготовленный специальным способом. Что касается ремесла иранского народа, то самый развитый вид – ковроткачество.

Еврейский народ, как и турки, особо приветствуют рождение ребенка. Именно поэтому празднуется праздник ту-би-шват. В этот день за праздничным столом выставляют 7 различных видов фруктов, обязательно должны быть посажены новые плодовые семена. Играются игры «Шесть в одном мешке». Согласно его условиям, в игре принимают участие 6 детей в облике различных фруктов. Мешок, идя по дороге, сталкивается с различными фруктами. Участники должны как можно больше дать информацию о свойствах фрукта.

Для грузин семья – священное понятие. А слово отца – закон. Грузины не снимали обувь в гостях. Если вы так сделаете, хозяин дома может сильно на вас обидеться. Для грузин главный человек на празднике – асаба. Слово асабы нельзя прерывать, его слово – «закон».

Греки отмечают Новый год 14 января (по старому календарю). В новом году устраивается парад масок. Рождество отмечается 7 января. Перед Рождеством наступает сорокадневный пост. Обязательным блюдом на рождественском столе является кутья (колва) из вареной пшеницы с обязательным добавлением меда.

Хлеб для армян является одним из сакральных продуктов. Поэтому у армян вместо «завтрак», «обед» или «ужин» очень часто употребляют «пойдем кушать хлеб». Не удивляйтесь, если вы услышите «Гнанк Нац уденк». В доме каждого крестьянина обязательно была глиняная печь. Где пекли хлеб и готовили мясные блюда.

Азербайджан - страна, которая с особым трепетом относится к своим традициям и обычаям. Знаменательные даты – Курбан байрам (праздник жертвоприношения), Рамазан байрам – праздник после поста. Новруз-байрам – самый древний и почетный праздник празднования Нового года и весны. И здесь не сложно заметить схожесть обычаев и традиции тюркских народов – казахов и азербайджанцев.

Объединяющая сила страны, неиссякаемый источник энергии – незыблемая идейная основа государства Казахстана в XXI веке.

Тринадцать веков назад Тоныкок сказал, что «идея тюркского народа - это вечная страна», что еще раз доказывает происхождение филисофского понятия современной государственности из глубины веков.  

Это тот момент, когда народ Казахстана живет и мечтает жить в мире, единстве и согласиии под единым мирным шаныраком. Таких стран, как Казахстан, где царят межконфессиональное и межнациональное равенство, становится все меньше и меньше. И наша общая стратегическая задача – сберечь и приумножить наше главное бесценное богатство – мир и согласие в нашем общем доме – Республике Казахстан.

Похожие материалы