«Көрісу» - предвестник Наурыза

История и традиции светлого праздника «көрісу»


Сегодня, 14 марта, в Западном Казахстане наступил праздник - предвестник Светлого Наурыза, который называется «Көрісу» (буквальный перевод – «свидеться»). В этот день люди навещают друг друга, при встрече непременно здороваются за руку и говорят: «С прошедшим годом!». Обязательством празднования «көрісу» является рукопожатие, когда младшие идут в дом старших, приветствуя их за руки и просят благословения у аксакалов в начале нового года. Этот обычай сохранился лишь в Атырауской, Мангистауской, Западно-Казахстанской областях и в некоторых районах Актюбинской области, в других регионах страны такой традиции нет. Почему эта традиция наших предков сохранилась только в этих регионах? Редакция el.kz сделала краткий экскурс к истокам этого праздника. 

История возникновения 

Начало марта издревле считался у казахов началом нового года и назывался «Амал-мейрамы». В древние времена, когда казахи занимались исключительно кочевым скотоводством, ровно за неделю до дня весеннего равноденствия они подсчитывали свой скот и, радуясь, что долгая зима, наконец, позади, навещали друг друга, обсуждали убытки и приплод, а также готовились к Наурызу. Исторически казахи западного региона первыми встречали праздник весны и обновления природы раньше и затем с поздравлениями направлялись к родне из других регионов.

Обязательной традицией празднования Амала является «көрісу» – рукопожатие, когда младшие идут в дом старших, приветствуя их за руки и просят благословения у аксакалов в начале нового года.

Почему в западных регионах встречают Амал 14 марта:

Жители этого древнего края, в отличие от остальных регионов Казахстана, как, впрочем, и всего мусульманского мира, празднуют Наурыз дважды — в середине марта и 22 числа первого месяца весны. Перевернем страницы истории вспять, вспомним время установления советской власти. После Октябрьской революции 1917 года новая власть приняла постановление, согласно которому летоисчиление стали вести по новому, григорианскому, календарю. В результате, календарные дни переместились на целых тринадцать дней вперед, и теперь после 31 января сразу «наступало» 14 февраля.

Казахи после празднования Амала (14 марта) и окончания «бес кунака» (морозных и ветреных дней) испокон веков откочевывали на пастбища - джайлау. Переход обычно длился в течение месяца. К тому времени на отгонных участках вовсю царила весна, травы было вдоволь, и было где скоту нагулять жирок. Ну, а после перехода на григорианский календарь весна «задерживалась» почти на полмесяца, в степи все еще царствовала зима, — так же дули пронизывающие насквозь ветры и стояли трескучие морозы. Казахи основным богатством испокон веков считали скот. И откочевка на пастбища в такое время была равносильна смерти. Это обстоятельство вынудило старейшин родов, уважаемых аксакалов, собраться вместе и принять решение — праздновать Наурыз 14 марта по новому стилю, то есть после того, как в степи устанавливались по-настоящему теплые весенние деньки.

Как принято отмечать «Көрісу»?

Традиция отмечать «Көрісу»  сейчас символизирует наступление новой жизни и нового года. В этот праздник принято ходить в гости друг к другу и обязательно при этом пожимать руку, произнося: «Бiр жасынмен!».
Специально в гости приглашать не принято, однако в каждом доме готовится мясо в казане, а в воздухе витает чудесный запах домашней выпечки. К празднику обычно готовят национальное блюдо — небольшие хрустящие и поджаристые булочки «баурсаки», которыми угощают всех, кто приходит в дом. Без этого любимого всеми казахского угощения не бывает ни одного национального праздника.

Во время «көрісу»  особенно ярко проявляется традиционное казахское гостеприимство, с самого раннего утра все ощущают счастливую и радостную атмосферу домашнего очага. Недаром в народе так любимо высказывание: «Как встречаешь, узнаю по твоему взгляду; как уважаешь, узнаю по твоей чаше».
В праздник «көрісу»  обычно посещают старших по возрасту родственников. А в прежние времена знаком особенного уважения почитался обычай поздороваться со старейшим в ауле. В некоторых местностях и в наши дни люди с раннего утра принимаются обходить аул, а к середине дня уже успевают поприветствовать всех односельчан.


Похожие материалы