Кандастар Ассамблея

Зачем читать сказки

03.06.2021 289
Писательница и журналист El.kz Дина Ораз пишет о том, какие бывают сказки и почему важно их читать не только детям, но и взрослым

Сказки приходят сказочникам из жизни, из увиденного. Они слагаются народом, или одним автором как вымышленный рассказ и передаются из уст в уста, несут в себе важный смысл – обучение жизни. Сказки один из жанров фольклора или литературы. Возникли они в глубокой древности и делятся на бытовые, волшебные, героические, реалистические, сатирические, о животных. Сказки всегда поучительные, с хорошим и добрым концом.

Сказки пишут не только для детей, но и для взрослых. «Взрослые иногда нуждаются в сказках даже больше, чем дети», - сказал однажды писатель Олег Рой и это абсолютная правда.

Казахские сказки

Казахские сказки — своими истоками уходят в далекую древность, это образец устного поэтического творчества казахского народа, страницы его истории, красочный мир народного художественного вымысла. Они отражают быт, нравы, обычаи, традиции, передают народную мудрость, остроумие, находчивость, щедрость степного кочевника. Они являются составной частью казахской мифологии наряду с генеалогическими родословными – шежире. Включают в себя предания, легенды о происхождении племени, родов, повествуют о жизни знаменитых людей разных родов. Из них мы узнаем о героической борьбе героев с чужеземными захватчиками, о вековой ненависти к своим угнетателям, о тяжёлом и непосильном труде казахского народа.

В сказках прославляется находчивость и мудрость, героизм и простота бедняков, высмеивается алчность, глупость, жадность баев. Всегда добро побеждает зло, торжествует правда и справедливость.

Казахские сказки выразительны и лаконичны. В них много фантазии, юмора и сарказма. В них прослеживаются национальные элементы свойственные казаху степняку это одежда - шапан, обувь - мясы, музыкальные инструменты – домбра, кобыз, животные – тулпар и прочие.

Сказки – это бесценный клад большой информации, в котором собраны исторические и культурные ценности народа. Проникновение арабских, китайских, индийских, русских сказок, культурные и торговые связи казахов с соседями способствовали возникновению и распространению общих сказочных сюжетов у народов Средней Азии. Сказки имели различное идейное содержание, в зависимости от общественного положения сказителя.


Казахский фольклор содержит большое количество легенд, сказаний, героических мифов и эпосов.

Г. Потанин делил казахские сказки на:

- сказки о животных

- волшебные

- богатырские

- волшебно-новеллистические

- бытовые новеллистические

- бытовые назидательные

- сатирические

М. Ауэзов квалифицировал сказки по следующим направлениям:

- сказки-легенды

- сказки об образе жизни древних людей и их подвигах, к которым писатель относит сказки, отражающие древний образ жизни, борьбу добра и зла, то есть это - волшебные сказки

- сатирические сказки, повествующие о борьбе добра и зла, правды и кривды

- сказки-побывальщины, повествующие об эпических героях

- небылицы, рассказываемые для веселья и забавы

Три основных вида сказок выделяет казахская фольклористика:

- волшебные

- бытовые

- сказки о животных

 

Сказки о животных

Часто в сказках помощники и друзья героя домашние животные – овца, коза, лошадь, верблюд, враги – змея, тигр, медведь, лиса, волк. Наши праотцы считали предками – тотемами животных и птиц. В повадках зверей показаны черты поведения людей: лиса лукава, волк жадный хищник, прототип угнетателя и насильника, медведь – увалень. Сказки создали определенные стереотипы, отталкивающие образы хищников. Например, волк поедает младенцев, набрасывается на труп умершего человека.

В сказке «Волк-жених» волк является оборотнем, превращаясь в человека, сватает прекрасную девушку, увозит её, после перевернувшись на земле превращается в волка. Сказка отображает бесправное положение женщины-казашки показывает её тяжёлое положение, горькую многострадальную долю.

Казахская пословица сравнивает баев с волками «Волк овце не товарищ, бай бедняку не товарищ».

Собака Сырттан (непобедимый) верный друг человека, наделена сверхъестественной силой, умом идеал трудового казаха-пастуха.

С особой теплотой и юмором казахи подчеркивают роль и значение домашнего скота в жизни кочевника.

 

Волшебные фантастические сказки

Сочетание шаманских и мусульманских верований и представлений казахов хорошо видны в фантастических сказках. В них видно стремление народа проникнуть за пределы видимого, найти землю обетованную, и разгадать тайны природы. Меткие стрелки, охотники, батыры участвуют в мужественной борьбе, совершают благородные подвиги спасают прекрасных красавиц, встречают на пути мудрых старцев-прорицателей, преодолевают опасности, борются с враждебными силами, например в таких сказках-легендах как «Ер-Тосик», «Кара-мерген», «Асан-Кайгы» и другие.


Сказки о необыкновенных приключениях охотников, повествующие о их быте, показывающие реалистические черты их характера, переплетающиеся с фантастическими чудовищами и животными. Например «Едиль - Жаик», два охотника жившие на берегах Волги (Едиль) и Урала (Жаик). Один боролся с кара-куланом, другой – с жалмаузом.

Сказка «Кула-мерген» («Одинокий охотник») повествует об охотнике, которого преследует сын хана подсылая к нему различных фантастических существ – мыстан-кемпир, жалмауза на сказочном верблюде желмайя – с целью отнять жену Мергена, золото косую Алтыншаш. Они спасают свою любовь от притязаний насильника, в этом им помогает выросший за время длительной борьбы в богатыря их сын.

Героям обычно помогают верные друзья: «быстроногий тулпар», чудесная птица «самрук» (птица-великан), великаны проглатывающие озера, скороходы. Герои фантастических сказок наделены необычной силой, острым зрением, чутким слухом, высокими моральными качествами, обладают высоким умом.

Отрицательные персонажи: одноглазый жалмауз (параллель с одноглазым циклопом из древнегреческих мифов); семиголовый жалмауз (людоед); жалмауз (параллель русская баба-яга); мыстан-кемпир, казык-аяк, карга-тумсук – старуха-злодейка, с ногой как кол, с вороньим клювом, коварная притворщица; айдахар – многоголовый змей, дракон; жез-тырнак – оборотень с медными когтями, являющийся в образе прекрасной девушки; фантастические джинны – бесы.

Им противоборствующие силы: пери, царь змей, волшебное кольцо, ковер-самолет, шапка-невидимка, и прочие.

Во всех сказках воображаемый и реальный мир сводится в одно слитное единство, проступает одна мысль – настойчивая попытка разгадать тайны природы, упорное стремление человека разгадать и проникнуть фантазией за приделы видимого, скудного окружения.

Богатырские сказки или сказки-побывальщины

Устный народный рассказ повествование о каких-либо событиях, быль, сказание, исторический эпос.

Главный герой в них батыр – защитник, отправляющийся в долгий путь с яркими приключениями, совершающий подвиг, выручающий из бед или неволи красавицу, или друзей, целые народы от невиданных чудовищ, проходящий через определенные испытания, защищающие честь рода. Богатырские сказки учат справедливости, отваге, взаимовыручке, мужеству, состраданию, трудолюбию, почтению к старшим, любви к отчизне, природе, простым людям. Перекликающиеся с эпосами, сказаниями, легендами и мифами.

Волшебно-новеллистические сказки

носят авантюрный характер, где герои сказки проходя различные приключения добиваются благополучия. К героям волшебно- новеллистических сказок относятся такие персонажи, как воры, приносящие благо людям, обманывающие баев, визирей и прочих. Мотив этих сказок является пародийно-переосмысленным мотивом волшебной сказки.

Сказки с героями-дурнями, как правило это третьи сыновья, обманутые старшими братьями в дележе наследства, простофиля. Бай всегда глуп и визирь жаден и любвеобилен. Бедняк всегда находит способ их наказать. Герои типичны. Они носят маски простофили, дурака, шута отстраненных от мира, безнаказанно нарушающие закон. Их поступки позволяют проверить человека. В сказках много комических парадоксов, нелепостей, ситуаций, в них высмеивается мнимое чудо. Отрицательные герои черти, великаны. Сказки этой группы представляют собой переходную ступень от фантастических к бытовым.

Бытовые новеллистические или социально - бытовые сказки притягивают слушателя интересным переплетением сюжетов, описанием умения героя ловко выпутываться из запутанных ситуаций, прочно связаны с реальностью. Здесь существует один земной мир, передаются особенности пастушеского быта, главный персонаж обычный человек из народной среды, борющийся за справедливость с властями с помощью хитрости, смекалки, ловкости и добивающийся своего любыми путями. Мечтающий о горах, долинах и пастбищах, покрытых сочной травой, прекрасным климатом исключающем джут (гололедица), мор скота.

Глубокая по смыслу сказка «Жупар-корыги» о матери огромного семейства – Жупар, после джути и мора уводит своих детей из обнищавшего рода и находит благодатную долину, куда впоследствии переселяет свой род. Именно женщина – мать осуществляет извечную мечту казахского народа о счастливой стране, в яростной и неустанной борьбе за счастье своих детей, чего не могли найти герои. Подчеркивается мысль, что материнство – основа зарождения и расцвета жизни, могучей, мудрой силой жизни утверждения.

В основном новеллистические сказки предназначены для взрослых, отличаются простым разговорным языком.

 Бытовые семейные сказки

Обычно два брата – богатый и бедный, глупый и умный, скупой и щедрый, смелый и трус. Герои – пастухи, спасающие стада от хищных зверей, стихийных бедствий, хитроумных воров. Цикл об остроумных, ловких, находчивых ворах, например Тазша, Алдар-Косе.

Ханы изображаются в основном суровые, коварные, мстительные, пытающиеся погубить главного героя сказки, дают невыполнимые задания юноше, пока герой не окажется победителем жестокого хана. Сюжет обычно построен на описаниях поединков, походов, набегов злых и добрых персонажей.

Детские сказки

Детские сказки представляют собой смешение фантастических, бытовых, и сказок о животных, отличающиеся занимательностью, комичностью, «небылицами», переносящими человека из обычной среды в мир фантастических существ, птиц, насекомых и т.п. Несмотря на малые размеры герои сказок Куийрчик и Котыр-торгай, становятся победителями и людей и волков.

Тема утверждения жизнеспособности и победоносности маленького существа проходит через все детские казахские сказки, внедряя веру в свои силы в сознание детей, воспитывая находчивость, волю к победе. Они стирают грань между человеком и окружающей его природой. Человек сливается с природой и чудесным образом возникает из нее, являясь неким космическим существом, разрушившим рамки обычного физического существования реального человека. Они способствуют развитию фантазии и воображению в детском сознании.

Бытовые назидательные сказки

притчи, семейно-бытовой тематики, личной жизни, осуждающие и высмеивающие человеческие недостатки в семье и быту, сюжеты назидательного характера, близкие к бытовым анекдотами рассказам и т.д. Персонажи связаны между собой супружескими, родственными отношениями. В их обрисовке важна сословная принадлежность: ханы, баи, купцы, бедняки, нарушены естественные основы феодального быта, что заставляет героев страдать, а читателей переживать. Сказки о жадности мужа или жены, о жадности хозяев с приемами комизма.

Сатирические сказки

Спецификой сатирических сказок является гротескный характер образов, осмеяние пороков и недостатков героев, пародийное изображение положений. Сатирическая сказка — это нередко ряд самостоятельных эпизодов, связанных одним персонажем, общей идеей, основой содержания является бытовая, социальная сатира.

Небылицы

сказки, построенные на бессмыслице, небольшие по объёму, имеющие вид ритмизованной прозы. Особый жанр фольклора, самостоятельное произведение, или часть сказки, былина.

Мифологические сказки - cказки древности, в которых упоминаются божественные или полу божественные существа, животные, вышучивающие и обманывающие соперников, богов.

Фольклорная сказка - эпический жанр устного и письменного народного творчества, прозаический, повествовательный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. В ее основе лежит традиционный прозаический сюжет. Миф стал сказкой утратив свои функции. События, происходящие в сказке увлекательны.

Обычно сказка начинается со слов: жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Заканчивается словами: «и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Фольклорные туры

На данный момент возникло такое новшество как фольклорные туры. Путешественникам и туристам предлагается посетить легендарные места казахского фольклора, гиды экскурсионных туров не хуже сказочника расскажут вам о красотах и чудесных местах Казахстана: Бурабай, Зеренды, Баянаул, Туркестан и прочие.

Достаточно интересных и уникальных мест, связанных с известными историческими личностями, их жизнью, творчеством. Фольклорные туры — это своего рода переплетение имиджа и истории нашего государства.

Литературная сказка - принадлежит конкретному автору, не существовавшая до публикации в устной форме и не имевшая вариантов, написанная в народнопоэтическом стиле, либо дидактическое произведение на основе фольклорного сюжета.

Надо отметить, что со временем изменилась и подача сказок. Сначала мы слушали их от сказителей, потом от своих родителей, дедушек и бабушек, вскоре появились сказочные программы, по телевидению и радио, граммофонные пластинки, после кассеты, диски, затем аудиозаписи.

Аудиосказки

Аудиосказки рассказываются актером в формате аудиоспектакля с музыкальным сопровождением, с различным количеством аудиоперсонажей, это живые диалоги. Они учат фантазировать, представлять, додумывать, развивают воображение, абстрактное мышление, концентрацию внимания, формируют фонематический слух у ребенка. (В разделе «мультимедиа» портала El.kz представлены аудиосказки народов мира).


Созданы аудиосказки для тех, кто любит слушать и не любит читать, бережёт зрение, развивает речь. У ребенка формируется фонематический слух, что является непременным условием для правильного восприятия речи. Польза родителям, когда ребенок слушает аудиосказку, в это время можно выполнить домашние дела. Но есть и опасность, что аудиосказки могут отбить охоту у детей к чтению. Поэтому полезно обсуждать с ребенком прослушанную книгу и предложить вариант её прочтения по ролям вместе, так вы укрепляете семейную связь и отношения с ребенком.

Сказитель

Известно, что у казахов сказки рассказывал сказитель, у иных народов балагур, увеселитель, сказочник. Сказочников всегда ценили в народе. Они пользовались уважением. При повествовании использовали присказки, эмоционально сопровождая рассказ жестами, восклицаниями и вопросами, понижая голос, делая паузы, смеясь, играя словами, обозначая размеры руками.

 Собиратели сказок

Первыми собирателями казахских сказок были Шокан Уалиханов, Абубакир Диваев, Василий Радлов, Платон Мелиоранский, Александр Алекторов, Алексей Белослюдов и другие. Публиковались они в «Киргизской степной газете», «Айкапе», в отдельных сборниках.

Шокан Уалиханов в трудах «Предания Большой киргиз-кайсацкой орды», «Исторические предания о батырах XVIII века», «Древности, «Язык». «Самородная словесность» исследует множество народных сказок, поэм, легенд казахского народа.

В 19 веке казахский просветитель Ыбырай Алтынсарин создал первые образцы казахской детской литературы в современном виде, собрав их в «Киргизской хрестоматии» (1879, 2 изд.1906). Им собраны образцы устного народного творчества (притчи, сказки и прочие) переводы басен И.А. Крылова, рассказы Л.Н. Толстого на казахский язык, собственные дидактические рассказы.

М.О. Ауэзов отмечал влияние «Тысячи и одной ночи» на казахский фольклор. Казахский народ творчески относился к памятнику восточной литературы, заимствуя мотивы и сюжеты из арабских сказок, тем самым обогащая свои фантастические сказки. Из заимствований древне турецких народного романа «Бахтияр» («Бахтажар»), арабо-иранской древней эпической старины, значительная связь казахских сказок со сказочным фольклором русского народа прослеживается в разделе сказок о животных.

Сказкотерапия

Народная сказка может показать выход из сложной проблемы, добраться до подсознания, вывести глубоко спрятанные эмоции наружу. Она помогает взрослым разобраться в психологии. В далеком прошлом целители, рассказчики были почитаемы. В сказках есть ключи к разным аспектам жизни: взрослению, становлению, отделению от родителей, межличностным отношениям и т.д. сказки обладают терапевтическим эффектом.

«Ключ к сказке не в настоящем, а не в прошлом»

Исследователь мифологии Кэмпбелл считает, что важно просто подобрать правильную сказку в затруднительной ситуации, с помощью которой вы сможете найти выход и справиться со стоящими перед вами задачами.

Именно сказка соединяет наше сознательное с бессознательным. Наш мир образов и эмоций с нашими глубинными переживаниями. Когда мы хотим понять, что происходит внутри нас, и не можем найти выход из проблем, мы обращаемся к сказкотерапии.  

Сказки помогают людям вернуться к своему эмоциональному содержанию, исцеляют. Рассказываю сказку человек как бы проживает её. При работе со сказкой выделяют два уровня: объективный, то есть события, реально происходящие в жизни и второй субъективный, где персонажи сказки выражают наше внутреннее состояние. Рассказывая сказку человек, может осознать что-то, понять и даже оплакать травматическую ситуацию. Сказочные истории помогают взглянуть на себя со стороны и понять собственную историю, произошедшую с нами, и что на нас оказало влияние. У ребенка формируется творческое отношение к жизни, сказка помогает увидеть способы достижения целей, появляется уверенность в своих силах, развиваются скрытые способности к решению жизненных задач, самоконтроль, поднимается самооценка.

Сказкотерапия — это психологическое направление, в котором используются метафорические ресурсы сказки, позволяющие развить самосознание, творческие способности, улучшить взаимодействие с окружающим миром, избавиться от комплексов и страхов, построить доверительные отношения с окружающими.

В сказкотерапии используются:

- сказки для детей, испытывающих страх темноты, перед медицинским кабинетом, работником;

- для гиперактивных детей;

- для агрессивных детей;

- для детей, страдающих расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с мочевым пузырем, едой и т.п.

- для детей столкнувшихся с проблемами семейных отношений: развод, появление нового члена семьи и т.п.

Надо отметить, что все люди умеют сочинять сказки, это навык человеческой природы, а написание сказки является мощным терапевтическим воздействием.

Все жанры сказок в целом образуют единое богатое и разнообразное сказочное творчество народа, выразившего в необычных, вымышленных историях свои представления о том, каким должен быть человек, к чему он должен стремиться в действительности.

Наши предки открывали для себя мир, осмысливали, что их окружало. Сказки — это драгоценное наследие, доставшееся нам от предков, важный жанр устного народного творчества. Казахские сказки несут в себе много информации о постоянных и непостоянных элементах социальной организации казахского общества, объединили в себе различные элементы социально структуры и религиозных верований.

Однажды кандидат филологических наук Едеге Турсунов сказал о сказках так: «Трудолюбие и благородство, ратный труд на благо народа, уважение к старшим и защита слабого, честность и вера слову – вот что славят они. Эти моральные ценности - вечны»

И наверно прав был Ганс Кристиан Андерсон, когда отметил, что: «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь».


Похожие материалы