Связано ли снижение добычи нефти в стране с приостановкой транзита на КТК?

Добыча нефти оказалась на минимуме почти за шесть лет
Фото: arkco.kz 29.07.2022 901

В Казахстане резко снизилась добыча нефти. По информации Бюро национальной статистики РК, в июне этого года в стране было добыто около 4,9 млн. тонн «черного золота». Корреспондент портала El.kz разбирался в этой теме и выяснил, связано ли снижение добычи нефти с недавними событиями на КТК.

Средний объем добычи в январе-мае текущего года составлял 6,37 млн. тонн. Июньский объем на 22,5 процентов меньше уровня мая и на 16,1 процентов уступает добыча июня прошлого года.

Приостановка транзита нефти по КТК на 30 дней завершилось выносом штрафа в 200 тысяч рублей, решение было вынесено Росприроднадзором по причине выявления экологического урона, нанесенного трубопроводом окружающей среде. В свою очередь Консорциум подал апелляцию, отметив, что остановка прокачки нефти приведет к необратимым повреждениям оборудования.

Данные события не остались не замеченными экономистами и независимыми экспертами. Тем временем, озвученную раннее информацию БНС АСПиР РК касательно снижения добычи нефти, общественность связывает как раз-таки с последними событиями на КТК. По мнению независимого финансового аналитика Андрея Чеботарева, резкое снижение добычи нефти по республике отчасти связано с КТК, однако по совсем иным причинам.

«Решение суда со стороны РФ не вступило в законную  силу, то есть приостановки работы КТК не было. Но, сокращение добычи нефти действительно связано от части с КТК, поскольку трубопровод испытывает проблемы еще с марта месяца. С марта там работает только одно внешнее причальное устройство, иными словами КТК перекачивает  только 50 процентов от своего обычного объема», – заявил эксперт.

Чеботарев также добавил, что КТК не функционировал в июне месяце по причине планового ремонта. Приводя все эти факты вместе, эксперт подтвердил, что сокращение добычи нефти по республике связано с КТК, но не по причине вводимых ограничений со стороны РФ.

«Кроме того, сокращение добычи связано с ремонтом объекта на Кашагане в июне. Там тоже шел плановый ремонт, в связи этим добыча на несколько  дней была приостановлена», – пояснил финансовый аналитик.

Мы обратились с официальным запросом в министерство энергетики. Там пояснили, что сокращение добычи нефти не связано с событиями на КТК, и подтвердили факт планового ремонта объекта на Кашагане.

«Снижение добычи нефти по республике в июне связано с плановым ремонтом на месторождении Кашаган», – заявили в министерстве.

Однако, по мнению эксперта в нефтяной отрасли Олжаса Байдильдинова, связывать текущее снижение добычи напрямую с КТК не стоит.

«В начале года Министерство энергетики корректировался прогноз добычи нефти примерно на 2 млн тонн до 85,7 млн тонн. Как известно, Кашаган переносил плановые работы по остановке и ремонту на объектах месторождения со второго на первое полугодие этого года. Сейчас в июле среднесуточная добыча нефти находится на уровне 220-230 тыс тонн», – заявил Байдильдинов.

Отметим, что Каспийский трубопроводный консорциум ежедневно поставляет до 50 миллиона баррелей сырой нефти, что составляет один процент от мирового объема нефти. 31 процентов акций КТК принадлежит Российской Федерации, 20,75 процентов – Казахстану. Другими акционерами являются иностранные компании, такие как: Chevron, Mobil и Eni.

«КТК был и будет стабильным маршрутом поставок нефти в Европу. Напомню, что это не казахстанская нефть, а нефть из Казахстана. Основная доля прокачки принадлежит иностранным консорциумам, которые добывают нефть в РК и транспортируют по нефтепроводу КТК, где также являются акционерами», – отметил эксперт.

В нашем официальном обращении в министерство энергетики, был вопрос касательно влияния снижения добычи сырой нефти на удорожании бензина и дизтоплива. В ведомстве дали краткий ответ.

«Влияние снижения добычи нефти на изменение цен на бензин и дизтопливо не ожидается».

Более развернутое пояснение касательно этого вопроса предоставил, Олжас Байдильдинов. Эксперт считает, что добыча нефти на крупных проектах не соотносится с внутренним топливным рынком. Однако удорожание топлива неизбежно по ряду других причин.

«Эта нефть направляется на экспорт, где цены в 3-4 раза выше наших внутренних цен. Топливо в целом будет дорожать, это мировая тенденция. Себестоимость добычи и переработки долларовая, и сейчас в долларовом выражении наши цены находятся на уровне начала 2000-х годов. Автовладельцам и бизнесу необходимо быть готовыми к этой тенденции. Государство не может бесконечно регулировать ровничные цены, это приводит к дефициту товаров в Казахстане, включая сахар или топливо», – заключил эксперт.



Новости в Telegram

Лента новостей