Лента новостей

Расходы на соцобеспечение выросли на 20,6% и составили 4,1 трлн тенге в 2022 году – Назгуль Сагиндыкова

Расходы на соцобеспечение выросли на 20,6% и составили 4,1 трлн тенге в 2022 году – Назгуль Сагиндыкова
Фото: primeminister.kz 27.06.2022 12:03 2460

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, правительство Казахстана обеспечивает исполнение всех социальных обязательств перед населением. Последствия пандемии коронавируса и экономическая нестабильность в мире оказали существенное влияние и на Казахстан. Постоянный рост цен ощутимо бьет по карману каждого казахстанца. В обществе все чаще возникают вопросы об усилении социальной поддержки со стороны государства. Как сейчас правительство помогает нуждающимся гражданам и насколько минимальные социальные стандарты соответствуют международным нормам? С этими вопросами редакция El.kz обратились к вице-министру труда и социальной защиты населения Назгуль Сагиндыковой.

Назгуль Ериковна, расскажите, какая работа ведется Минтруда и соцзащиты по поддержке населения в этот экономически сложный год для страны?

– Уровень социального обеспечения на каждом этапе развития страны определяется ее экономическими и финансовыми возможностями.

В условиях экономических трудностей и кризиса, вызванными последствиями пандемии коронавирусной инфекции, спадом производства во всем мире, различными санкциями, применяемыми разными странами в отношении друг друга, высоким уровнем инфляции, возможности развития социальной сферы значительно ограничены.

При этом в последние годы государством принимались различные меры, направленные на смягчение отрицательных последствий кризиса и защиту наименее обеспеченных групп населения. Кроме своевременной выплаты пенсий и социальных пособий, как вы знаете, многие граждане получили единовременную выплату в связи с потерей работы в период чрезвычайного положения, людям предоставлялись продуктово-бытовые наборы, активно реализовывались меры содействия занятости, была проведена пролонгация заявлений на назначение адресной социальной помощи, дополнительно повышены размеры пенсий и пособий.

На сегодняшний день социальным обеспечением охвачено более 4 млн человек или 21,1% всего населения страны. Это пенсионеры, лица с инвалидностью, многодетные семьи и другие категории граждан.

Запланированные расходы на социальное обеспечение в 2022 году в сравнении с 2020 годом увеличились на 20,6% и составили 4,1 трлн тенге. Это позволило значительно увеличить доходы населения.

В целом, следует отметить, что за годы независимости в Казахстане построена многоуровневая система социальной защиты, особенностью которой является распределение ответственности между государством, работодателями и гражданами. Поэтому помимо базовых выплат из республиканского бюджета имеются еще дополнительные выплаты из других источников, таких как Единый накопительный пенсионный фонд и Государственный фонд социального страхования.

Но все же мы ежедневно наблюдаем рост цен на продукты питания. И, кажется, действующие в настоящее время государственные минимальные социальные стандарты перестали отражать изменившиеся социально-экономические условия. К примеру, прожиточный минимум. Расскажите, из чего он состоит и для чего он используется?

– Прожиточный минимум (далее – ПМ) – это базовый индикатор системы минимальных государственных стандартов, который используется для расчета порога бедности и применяется для исчисления размеров 6 видов выплат, в том числе базовой пенсии по возрасту, адресной социальной помощи, пособия по инвалидности и ряда других госсоцпособий.

ПМ равен по величине стоимости минимальной потребительской корзины, которая состоит из продовольственной корзины и фиксированной доли расходов на непродовольственные товары и услуги,  необходимые для обеспечения жизнедеятельности человека.

Минимальная продовольственная корзина – это научно обоснованный перечень продуктов, который обеспечивает организм человека  достаточной энергией для удовлетворения его потребностей: поддержания температуры тела, метаболической активности, обеспечения роста, физической и умственной деятельности. В настоящее время продовольственная корзина состоит из 43 наименований продуктов, обеспечивающих среднедушевую энергетическую ценность на уровне 2 175 ккал в день.

Как часто в нашей стране пересматривается методика определения прожиточного минимума, насколько она соответствует международным нормам? Планируется ли пересматривать размер ПМ?

– Глобальное изменение структуры прожиточного минимума произведено в 2006 году. Сокращена доля продовольственной корзины с 70 до 60% и, соответственно, увеличена доля непродовольственных товаров и услуг с 30 до 40%. Также в два раза был увеличен набор продуктов питания в продовольственной корзине – с 20 до 43 наименований. В итоге ее среднедушевая энергетическая ценность увеличилась с 1 175 до 2 175 ккал. Это привело к увеличению величины ПМ на 30%.

По итогам проведенных в стране исследований с привлечением международных и национальных экспертов методика определения величины ПМ, используемая в Казахстане, признана соответствующей международным требованиям.

Кроме того, отмечено, что продовольственная корзина составлена надлежащим образом в соответствии с рекомендациями Казахской академии питания и соответствует требованиям к питанию Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН и Всемирной организации здравоохранения.

При этом было рекомендовано внести некоторые изменения в состав продовольственной корзины и в структуру ПМ.

С учетом экономических возможностей страны и в реализацию поручения Первого Президента РК с 1 января 2018 года пересмотрена структура величины ПМ. Так, доля непродовольственной части ПМ была увеличена с 40% до 45%. Это привело к увеличению величины ПМ с 24 459 тенге в 2017 году до 28 284 тенге в 2018 году и повлияло на доходы более 3 млн граждан. Из республиканского бюджета дополнительно было выделено порядка 386 млрд тенге.

В 2020 году в связи с эпидемиологической ситуацией в стране размер ПМ был увеличен на 10% или с 29 698 тенге в 2019 году до 32 668 тенге. Соответственно, были повышены размеры социальных выплат, рассчитываемые от величины ПМ. На эти цели дополнительно направлено более 140 млрд тенге.

В 2022 году размер ПМ увеличен на 9% или с 34 302 тенге в 2021 году до 37 389 тенге – с начала года на 5% и с 1 апреля 2022 года еще на 4%. Соответственно, были повышены размеры социальных выплат, рассчитываемые от ПМ. На эти цели дополнительно направлено более 185 млрд тенге.

Таким образом, ежегодное повышение размера ПМ положительно сказывается на получателях социальных выплат, размер которых привязан к этому показателю.

Совершенствование методики определения прожиточного минимума осуществляется поэтапно с учетом социально-экономического развития страны и возможностей республиканского бюджета.

В мире прожиточный минимум применяют как критерий для определения уровня бедности. В нашей стране также при назначении адресной социальной помощи (далее – АСП) применяется прожиточный минимум. Каким образом? В дополнение просим рассказать, как изменился механизм АСП с учетом поручений Главы государства по мотивации к труду, искоренению иждивенческого настроя?

– С целью усиления адресности социальной помощи, перехода к политике, стимулирующей трудовую активность и усилия семей для преодоления трудной жизненной ситуации, с 1 января 2018 года в Казахстане введен новый формат оказания АСП, предусматривающий безусловный и обусловленный виды денежной помощи.

Безусловная денежная помощь предоставляется тем семьям, в составе которых нет трудоспособных членов (например, семьи лиц с инвалидностью или пожилых пенсионеров), или семьям, трудоспособные члены которых по объективным причинам не могут участвовать в мерах содействия занятости (например, одинокая мать с детьми дошкольного возраста). Поэтому для таких семей обязательное участие в мерах содействия занятости для получения пособия не требуется.

Обусловленная денежная помощь предоставляется семьям, имеющем в своем составе как минимум одного трудоспособного члена, при условии заключения социального контракта активизации семьи и обязательного участия всех трудоспособных членов семьи в мерах содействия занятости.

В качестве критерия для оказания АСП устанавливается черта бедности на основе величины прожиточного минимума в процентном выражении.

В 2018 году черта бедности была увеличена с 40% до 50% от величины прожиточного минимума, в апреле 2019 года – с 50 до 70% от ПМ.

Вместе с тем, по поручению Главы государства с 2020 года действующая система предоставления АСП была скорректирована. Главным ориентиром стала мотивация к труду, обеспечение прозрачности и справедливости в отношении учета доходов малообеспеченных граждан и размеров государственной поддержки.

Реализация введенных мер осуществляется в комплексе и включает в себя поддержку многодетных семей, модернизированную АСП и гарантированный социальный пакет для детей в возрасте от 1 года до 18 лет.

С 2020 года введено государственное пособие многодетным семьям, имеющим 4-х и более несовершеннолетних детей, выплачиваемое независимо от доходов, в дифференцированных размерах по 4 МРП на каждого ребенка.

По состоянию на 1 июня 2022 года данное пособие получили 509,1 тыс. семей на общую сумму 138,4 млрд тенге.

Кроме того, модернизирована действующая система оказания адресной соцпомощи, а именно усилены требования к трудоспособным получателям АСП, т.е. в случае их отказа от предложенных активных мер содействия занятости, право на получение АСП теряют все члены семьи. Также усилен институт участковых комиссий, увеличен срок проведения обследования материального положения семьи с трех до семи дней.

По состоянию на 1 июня 2022 года АСП назначена 113,6 тыс. семей или 585,3 тыс. человек, что на 35,6% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Также внедрен гарантированный социальный пакет для детей из числа малообеспеченных семей в возрасте от 1 года до 18 лет, предусматривающий для детей дошкольного возраста – обеспечение продуктовыми наборами и гигиеническими принадлежностями, для школьников – бесплатное питание по месту обучения, льготный проезд на городском общественном транспорте, обеспечение школьными формой и принадлежностями.

На 1 июня 2022 года численность получателей ГСП составила 213,3 тыс. детей, из них дети в возрасте от 1 до 6 лет – 150,2 тыс. детей, школьного возраста – 63,1 тыс. детей.

А что Вы можете сказать о пенсионном обеспечении казахстанцев? Расскажите подробнее о нынешнем состоянии пенсионной системы.

– Пенсионное обеспечение наших граждан является одним из важнейших приоритетов государственной социальной политики.

С 1998 года Казахстан, основываясь на лучших международных практиках, начал переход от однокомпонентной солидарной пенсионной системы, единственным источником финансирования которой являлось государство, к многокомпонентной пенсионной системе, основанной на сбалансированной ответственности государства, работника и работодателя.

В результате проведенных преобразований в стране сформирована трехуровневая пенсионная система.

Первый уровень (базовый) – государственная базовая пенсионная выплата, которая введена с 2005 года как основной инструмент в предупреждении бедности и позволила увеличить доходы пожилых людей.

Примечательно, что если ранее она предоставлялась всем в одинаковом размере, то с июля 2018 года размер ее стал определяться каждому получателю индивидуально в зависимости от стажа участия в пенсионной системе в размере от 54 % до 100 % от прожиточного минимума.

Второй уровень (обязательный) представлен двумя выплатами:

- солидарные пенсии, выплачиваемые за счет средств государственного бюджета;

- пенсионные выплаты из единого накопительного пенсионного фонда за счёт пенсионных накоплений работников.

Размер солидарной пенсии зависит от трудового стажа не менее 6 месяцев по состоянию на 1 января 1998 года и среднемесячного дохода, полученного в предпенсионный период, чем больше стаж и выше доход, тем выше размер солидарной пенсии.

Размер накопительной пенсии зависит от объема пенсионных накоплений, сформированных за счет перечисления обязательных пенсионных взносов всеми работающими. Каждый работодатель осуществляет регулярное перечисление ОПВ в размере 10% от ежемесячного дохода работника на его индивидуальный пенсионный счет, открытый в Едином накопительном пенсионном фонде.

Третий уровень (добровольный) – добровольные пенсионные взносы, стимулирующие личную ответственность граждан за пенсионное обеспечение.

Следует отметить, что принятые в 2018 году меры по изменению механизма назначения базовой пенсии позволили увеличить ее средний размер почти вдвое, а благодаря ежегодной индексации солидарной пенсии удается обеспечить коэффициент замещения дохода на уровне не ниже 40%, что соответствует рекомендациям Международной организации труда.

А многоуровневый подход характерен только для пенсионной системы или применяется еще при каких-то видах социальной поддержки?

– На таком же принципе строится и система социальной защиты лиц с инвалидностью и семей, потерявших кормильца. Эти категории граждан при участии в системе социального страхования помимо государственных социальных пособий получают и социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования (далее – ГФСС).

Стоит отметить, что для работающих граждан, за которых работодатели делают социальные отчисления, из ГФСС осуществляются 5 видов выплат в случае наступления социальных рисков: по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1 года, по утрате трудоспособности, по потере кормильца и по потере работы.

Необходимо подчеркнуть, что у участников системы обязательного социального страхования средний совокупный размер выплат, с учетом государственных пособий и выплат из ГФСС, выше порядка на 30 тыс. тенге.

А если говорить о единовременной социальной выплате из ГФСС на случай потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), то можно отметить, что на сегодняшний день ее средний размер составляет 677,6 тыс. тенге.

Таким образом, созданная на сегодняшний день многоуровневая система социального обеспечения является экономически эффективной, социально справедливой с распределением ответственности между государством, работодателем и работником.

Несмотря на последствия пандемии коронавируса и экономической нестабильности как в стране, так и во всем мире, государство выполняет в полном объеме все принятые обязательства по социальному обеспечению населения.

Дальнейшее совершенствование системы социального и пенсионного обеспечения рассматривается в рамках разрабатываемого проекта Социального кодекса.

Благодарим вас за беседу! 

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!