Кандастар Ассамблея

Как повлияют мусоросжигательные заводы на экологию Казахстана

25.04.2022 435

Экологи, эксперты, представители общественного мнения Казахстана выступают против проекта 6 мусоросжигательных заводов и за переработку, эффективную систему раздельного сбора отходов, отмену решения комиссии о выборе населенных пунктов, государственную экологическую экспертизу. На прошедшей пресс-конференции в Алматы они обсуждали вопросы о нарушениях публичных интересов, загрязнении воздуха, окружающей среды, влиянии на здоровье населения, представили собственные исследования и результаты зарубежных стран.

Директор общественного фонда «Greenup.kz», сооснователь общественного движения «Recycle Birge» и бизнес-консультант по вопросам экологической ответственности Алия Сальменова отметила, что слушаниями назвать этот процесс очень сложно. С появлением пилотного проекта 6 мусоросжигательных заводов (далее МСЗ) не было проведено общественных слушаний ни в одном из шести городов.

«Это напрямую противоречит Орхунской конвенции, поэтому мы решили собрать экспертов и высказать свою точку зрения по поводу этого проекта для того, чтобы общественность получила максимально обширную точку зрения, информацию, чтобы была объективная оценка по проекту мусоросжигающих заводов, нужны ли они нам, насколько целесообразно и выгодно это гражданам для развития Казахстана, как зеленого государства».

Инициатор петиции «Против проекта МСЗ и ЗА переработку» Куралай Алиева поделилась своим видением ситуации, рассказала, о том, как мусоросжигающий завод может повлиять на загрязнение окружающей среды, чистоту воздуха.

«МСЗ — это источник выбросов диоксидов, урана, тяжелых металлов в окружающую среду. Эти вещества являются ядами, имеют накопительный характер, могут вызывать респираторные, сердечно-сосудистые, онкологические, эндокринные заболевания. Последние исследования проводились в Германии, Бельгии, Англии, США, Финляндии, Италии, где мсз показывают, что заболеваемость населения особенно онкологическими заболеваниями повысилось в радиусе 100 км от мусоросжигательного завода. МСЗ не решают проблемы полигонов, своей основной задачи, так как при сжигании выделяются токсичные: зола, шлаковые отходы, которые имеют 40% от первоначального веса и для них нужны новые полигоны, для опасных отходов», - говорит она.

Цена вопроса за мусорную энергию очень высокая. В июле 2021 года прошел аукцион, где был представлен единственный участник аукциона и установлена цена 172 тенге за 1 кв/ч. По сравнению с возобновляемым источником энергии мусорная энергия в разы дороже.

«Каждая замена очистительных установок для того, чтобы мсз имели хорошую фильтрацию, очень дорогая, есть опыт Индии, где высокая цена была причиной того, что данные установки, так называемые фильтры не заменялись новыми. Поддержка мусоросжигательных станций будет обходиться экономике приблизительно в 85 млрд тг. (в ценах 2021 года), что выше уровня поддержки всех действующих станций по возобновляемым источникам энергии. Изначально цена инвестиций для строительства 6 мусоросжигательных заводов была установлена 180 млрд. тг. в год, но затем цена поднялась до 293 млрд тенге», - рассказывает Куралай.

Она считает, что продвижение проектов мсз преждевременно и принесет вред экологии. Сжигание отходов противоречит экологическому кодексу обращения с отходами: предотвращение образования отходов, повторное использование, переработка, сжигание, утилизация отходов.

«Мы считаем, что продвижение проектов МСЗ, в то время, когда в стране у нас не налажена эффективная система раздельного сбора отходов, не приняты меры по предотвращению образования отходов, нет раздельного сбора практически нигде, не эффективна работа местных исполнительных органов, которые ответственны за раздельный сбор отходов, за организацию органических, строительных и других отходов. Хотя экологический кодекс принят с января 2021 года, в июле он вступил в силу, в декабре вышел приказ о требовании раздельного сбора отходов», - подчеркивает она.

Известно, что с 3 июля 2021 года в Европейском союзе были запрещены одноразовые изделия, такие как пластиковая одноразовая посуда, ватные палочки, палочки для воздушных шаров, посуда из вспененного полистирола, пищевые контейнеры и другие. Есть план по предотвращению сбора отходов, по сокращению пластиковых отходов.

«Планируется сбор и переработка 90% использованных пластиковых бутылок. 25% пластиковых бутылок к 2025 году должны быть произведены из переработанного пластика, а к 2030 году - 30%. Будут запрещены пластиковые бутылки с завинчивающимися крышками, крышки должны будут крепиться к самой бутылке. Планируется, чтобы была возможность у каждого гражданина ЕС иметь возможность к чистой воде, чтобы сократить потребление, бутилированной воды. Европейская комиссия особое внимание уделяет разработке, дизайну, производству», - говорит Куралай.

Научное исследование ученых из «Назарбаев университет» показывает, что переработкой органических отходов можно достичь почти 50% переработки отходов.

МСЗ загрязняют окружающую среду, неэффективны, проект убыточный, дорогой, ставят под угрозу развитие перерабатывающей отрасли.

«Пластик, резина и иные материалы обсуждаются, прочие отходы плохо горят. Проект противоречит концепции устойчивого развития и циклической экономики, пренебрегая более приоритетными ступенями обращения с отходами и приводит к безвозвратной потере полезных ресурсов. Отбрасывают реальное решение проблемы мусора на 25-30 лет назад», - отмечает эксперт.

Руководитель Карагандинского областного экологического музея, эксперт научной антикоррупционной экспертизы из Караганды Айгуль Маликова представила исследование «Общественное мнение карагандинцев по строительству МСЗ». Населенные пункты для размещения объектов энергетической утилизации: Нур-Султан, Алматы, Актобе, Усть-Каменогорск, Шымкент, Караганда (ПС Пришахтинск).

В своем аналитическом исследовании она поделилась, как и кем были выбраны эти населенные пункты, как получилось, что по итогам аукциона строительство и эксплуатация МСЗ будет осуществляться одной единственной организацией, какое участие принимала общественность в решении вопросов в области охраны окружающей среды при решении вопроса строительства МСЗ. В ходе проведения исследования в сети не был обнаружен перечень энергопроизводящих организаций, использующих энергетическую утилизацию отходов. Поэтому процесс формирования нельзя назвать непрозрачным.

«На интернет-ресурсе уполномоченного органа отсутствует информация о начале и дате завершения сроков приема заявок, для формирования перечня (нарушение требований п.7 правил), отсутствует решение комиссии об определении группы, населенных пунктов для внедрения объектов энергетической, утилизации, которое согласно п.5 правил должно оформляться протоколом, подписываться председателем и членами комиссии, отсутствует решение комиссии о соответствии или о несоответствии Заявителя (ТОО «Waste2Energy») и его технологии по энергетической утилизации отходов требованиям правил, оформленного протоколом, которое должно быть подписано председателем и членами Комиссии», - рассказывает она.

Были нарушены публичные интересы: решение о выборе населенных пунктов принято комиссией без учета мнения общественности, петиция «Против проекта МСЗ и ЗА развитие переработки» в Казахстане (avaaz.org), доступ населения к решению в вопросах охраны окружающей среды не обеспечен.

«Нарушен принцип экологического законодательства РК – принцип общественного участия (подпункт 9 ст.5 ЭК РК), общественность имеет право на участие в принятии решений, затрагивающих вопросы охраны окружающей среды и устойчивого развития РК, в принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы охраны окружающей среды и устойчивого развития. Государственные органы и должностные лица обеспечивают гласность планируемых к принятию решений, способных оказать воздействие на состояние окружающей среды, на условиях, позволяющих общественности высказать свое мнение, которое учитывается при их принятии», - отметила она.

Таким образом, из выступления эксперта научной антикоррупционной экспертизы следует, что общественность Караганды требует: отменить решение комиссии о выборе населенных пунктов, так как оно было подготовлено на основании правил формирования перечня, содержащих коррупционные факторы риска, в частности, как предоставляющих неправомерную широту полномочий комиссии из семи человек.

Отменить итоги аукционных торгов No1 от 15 июля 2021 года, так как к торгам неправомерно была допущена организация, не включенная в перечень энергопроизводящих организаций, который на стадии проведения аукциона даже не был утвержден Министерством.

Приостановить действие норм Экологического кодекса и других подзаконных актов (правил формирования перечня энергопроизводящих отходов) в части утилизации отходов, в частности, энергетической, до их доработки с учетом принципа иерархии мер по предотвращению образования отходов и управлению образовавшимися отходами в порядке убывания их предпочтительности в интересах охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития РК (ст. 329 ЭК РК). Согласно которому утилизация находится на 4-ом месте.

Считает, что основная проблема: нарушены требования Экологического кодекса РК, статья 87 «Объекты государственной экологической экспертизы»: разрабатываемые центральными государственными органами и органами местного государственного управления проекты НПА РК, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду (перечень энергопроизводящих организаций). Статья 96 «Проведение общественных слушаний обязательно» в процессе осуществления государственной экологической экспертизы является обязательным.

Требует разработать порядок отнесения проектов НПА к подлежащим государственной экологической экспертизе и вынесению на общественные слушания.

Определить ответственность за несоблюдение требований о проведении ГЭЭ и общественных слушаний. Провести государственную экологическую экспертизу и общественные слушания для проектов НПА, которые были разработаны и приняты центральными государственными органами и органами местного государственного управления, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, как минимум за последние два года.

Со своими предложениями, видениями, презентациями выступили: эколог, президент Экологического союза ассоциаций и предприятий Казахстана «Табиғат» Мэлс Елеусизов; председатель ОО «ЭКОМ», председатель ОЮЛ «Ассоциация «Гражданский альянс Павлодарской области», координатор Орхусского центра Светлана Могилюк; эколог-исследователь, PHD в сфере устойчивого развития, старший научный сотрудник лаборатория «Экология Биосферы», международный консультант из Алматы Айымгуль Керимрай; генеральный директор Kazakhstan Waste Recycling компании по сбору, сортировке и переработке вторичных отходов у физических лиц в Казахстане, соучредитель Qazaq Recycling по сбору и переработке полиэтилена Дана Солтанова; экоактивист, основатель эко-арт школы и проекта экологического образования Ecobook из Шымкента Кунанбаева Айсулу; экоконсультант, управляющий директор ECO Network из Актобе Айман Сексенова; основатель и руководитель компании по сбору вторичного сырья Eco Waste Aktau Салтанат Бралина, инженер-физик, лауреат Госпремии Татарстана по экологии, академик Международной общественной Академии безопасности и природопользования, председатель Антиядерного общества Татарстана, Россия Альберт Гарапов и другие.

Общественные активисты и экологи надеются, что государственные органы прислушаются к их мнению, и пересмотрят надобность пилотного проекта МСЗ, ведь от экологии и чистого воздуха зависит жизнь и здоровье граждан нашей страны.


Фото из открытых источников

Похожие материалы