Что повлияло на стоимость сахара в Казахстане

Фото: ИА «NewTimes.kz» 29.07.2022 1051

Основными причинами сахарного ажиотажа в Казахстане стали проблемы с логистикой и подорожание сырья, передает El.kz.

Ежегодно казахстанцы потребляют около 550 тысяч тонн сахара. Для удовлетворения потребностей населения Казахстан импортирует 300 тысяч тонн сахара из-за рубежа.

Об этом заявил вице-министр сельского хозяйства Женис Осербай в интервью "Хабар 24".

"Проблема существует, она родилась не в марте месяце, когда Российской Федерацией был введен запрет на экспорт сахара. Проблема в принципе формилась последние годы.

Республика в срденем потребляет в год 550 тысяч тонн сахара, для того, чтобы удовлетворить этот спрос мы импортируем 300 тысяч тонн из стран ЕАЭС, из Российской Федерации и Республики Беларусь порядка 200 тысяч тонн мы привозим сахара-сырца – это сырье для производства сахара прямиком из Бразилии, и порядка 50 тысяч тонн производим из собственного сырья – сахарной свеклы", - говорит Женис Осербай.

По его словам, Казахстан на 90% импортозависим к сахару.

"Март месяц просто обнажил те проблемы, которые были накоплены в отрасли за этот период. Момент, когда Российская Федерация ввела запрет у нас сложился "идеальный шторм" из негативных факторов, которые произошли глобально в мире. Получается, у нас основной поставщик ушел с рынка, который в среднем поставлял от 250 до 270 тысяч тонн сахара, то есть половину потребностей республики. Сахар –сырец, который импортировался в страну, шел через порты Российской Федерации, в основном это был Новороссийск и в связи с введением санкций, под них попали также порты или структуры, владеющие портами. Международные старховщики не давали страховые полисы и корабли не заходили, получается, к проблеме поставки белого сахара у нас возникли сложности с логистикой по поставке сахара-сырца", - отмечает собеседник.

Кроме того, сама стоимость и сроки логистики увеличились, потому что в этот период не только АПК столкнулся с проблемами, в целом весь товарный поток, который шел через Российскую Федерацию.

"Он был переведен по среднему пути, через Азербайджан и Грузинские порты весь товарооборот устремился туда и образовал заторы. При этом объективно – инфраструктура там не была к этому готова, потому что не была рассчитана на такой товаропоток.

Как мы помним, в этот период Brent был более 100 долларов, а у производителя сахара-сырца есть возможность направлять его на производство сахарного тростника либо производства биоэтанола. Когда цена на нефть высокая в основном направляют его на производства биоэтанола, в связи, с чем цена на производство белого сахара также поднялась в цене порядка 100 долларов и логистика со стандартных от 4 до 10 дней поставки из Российской Федерации и Республики Беларусь увеличилась до 90 дней", - уточняет Женис Осербай.

В марте месяце запасы сахара составили всего 70 тысяч тонн.

"У нас подорожали сырье, сроки доставки , логистика и ушел основной поставщик. Поэтому в марте, когда эта ситуация произошла запасы в стране составляли порядка 70 тысяч тонн, что является 1,5 месячным запасом.

Тем не менее, мы считаем, что правительство и министерство отреагировали достаточно оперативно и была организована в первую очередь поставка сахара-сырца, также были подключены заводы. В марте работал Таразский сахарный завод, затем был подключен Коксуйский сахарный завод, также был подключен Меркенский сахарный завод", - сказал вице-министр.


Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!

Лента новостей