Лента новостей

Бьет, значит любит бить. Почему не удается искоренить бытовое насилие в Казахстане

Бьет, значит любит бить. Почему не удается искоренить бытовое насилие в Казахстане
09.06.2022 17:43 6181

Проблема домашнего насилия в стране остается актуальной. Связано ли это с пробелами в законодательстве, корреспондент El.kz решил узнать у эксперта. 

Каждый день тысячи женщин становятся жертвами тиранов, терпя побои, угрозы, унижения, что, в конечном счете, приводит к печальным последствиям.

В 2017 году домашнее насилие исчезло из Уголовного кодекса Казахстана. Побои и причинение легкого вреда здоровью перевели из разряда уголовных преступлений в административные правонарушения, с этого же года мы наблюдаем негативную тенденцию или стабильный рост случаев бытового насилия в отношении женщин. К примеру, в 2020 году было зарегистрировано 120 тысяч случаев бытового насилия, а в 2021 году уже более 125 тысяч.  

В декабре 2019 года в законодательство внесли изменения об ужесточении наказания по данной статье, однако эти поправки вызвали критику в обществе. Новые поправки отменили санкцию в виде штрафа - вместо этого есть письменное предупреждение или административное решение сроком до 20 дней. Статистика показывает, что эти изменения лишь ухудшили положение жертв домашнего насилия.

Поправки, внесенные в 2017 году по сообщению МВД и Генпрокуратуры были внесены: «в целях усиления профилактической работы с правонарушителями и упрощения процедуры привлечения их к ответственности». Кроме того, если агрессор привлекается по уголовной статье, то исключается шанс примирения сторон. Чаще всего женщины не обращаются в полицию, так как не хотят сажать отцов своих детей в тюрьму или же потому, что, что агрессор не всегда был таким. Был… Просто хорошо скрывал данный факт, застилая пелену глаз букетным периодом. 

«Не выноси ссор из избы», так гласит старая пословица. Только в этом случае данное высказывание неуместно. Сейчас женщин активно призывают не замалчивать подобные факты. Тысячи женщин становятся пленницами мужей тиранов, при этом молчат до тех пор, пока не дойдет до крайностей, а есть и те, кто замолкают навсегда. Так к чему же были данные поправки в законе? Как отмечают активисты, закон направлен в первую очередь на сохранение семьи. Например, он предусматривает выселение агрессора, но если у него нет другого жилья, то его оставляют жить с семьей. Еще из мер воздействия – профилактические беседы, защитные предписания, запрет на общение с жертвой и употребление алкоголя и наркотиков. В случае если подобный инцидент произошел впервые то, агрессору выносится предупреждение. Но, можно сказать с уверенностью, предупреждение – это совершенно неадекватная санкция за насилие в семье вне зависимости от обстоятельств, и необходимо срочно принять более решительные меры для защиты женщин от бытового насилия

Казнет полон шокирующих историй о жестокости в отношении женщин и вырисовывает картину серьезных изъянов в реагировании государства на домашнее насилие, включая проблемные аспекты правоприменительной практики и нежелание или неспособность привлекать агрессора к надлежащей ответственности и обеспечивать правосудие для пострадавшей. 

По мнению директора филиала «КазЦПЮ» Северо-Казахстанской Палаты Юридических консультантов «ZANGER» Аяжан Кожатаевой, упразднение наказания до административного правонарушения в 2017 было поспешным и ошибочным. 

«Фактические теперь агрессоры не боятся закона. Они знают и прекрасно понимают, что за свой проступок не понесут жестокого наказания», – отметила Аяжан Кожатаевой. 

Эксперт также поделилась конкретным примером из своей практики, где в ходе разбирательств столкнулась с явным изъянами в действующем законодательстве. 

«Годом ранее я помогала гражданке в судебных разбирательствах против бывшего супруга. Как выяснилось позже, он заставил ее взять кредит в размере 20 миллионов тенге на себя и передать всю сумму ему, предварительно угрожая, что если она откажется, то он изнасилует ее дочь от первого брака», – рассказала нам эксперт. 

В ходе разбирательств, доказать правдивость своих слов потерпевшей не удалось, однако суд запретил горе «мужчине» общаться с экс-супругой и выселил его с квартиры.

«Однако тут очень тонкая грань. Он не приближался к бывшей супруге и ее детям, не ломился в квартиру. Но, в качестве устрашающего жеста, сжег ее машину.  Здесь его вину доказать также не получилось. Гражданка на фоне психологических угроз, отказалась от своих претензий в суде», – поделилась с нами Кожатаева. 

Эксперт отмечает, что психологические воздействие на жертву является важным аспектом в ходе подобных разбирательств. 

«Я прекрасно понимаю, что судебный процесс должен проходить исключительно в рамках действующего законодательства. Однако я считаю, что в данном случае необходимо проводить психологический анализ жертвы и агрессора. Изучать каждое дело в индивидуальном порядке», – заключила правовед.

По информации комитета по статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК всего за 8 месяцев 2020 года в семейно-бытовой сфере было зарегистрировано 656 уголовных правонарушений (напомним, что комитет дает информацию только по уголовным правонарушениям). Тем временем в столичном городском департаменте полиции констатируют снижение количества преступлений в сфере семейно-бытовых отношений. Согласно проведенному анализу, в период с 19 февраля по 18 марта, то есть до введения карантина, в Центр оперативного управления в рабочие дни поступило 20-30, в выходные 30-40, а в праздничные дни 40-50 звонков, связанных с бытовыми конфликтами.

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!