Роботов для защиты безопасности пациентов внедрят в Казахстане

Новые технологии позволят контролировать риски при лечении пациентов
Depositphotos
Фото: Depositphotos 16.09.2022 18:50 1244

Всемирный день безопасности пациентов входит в число отмечаемых ВОЗ глобальных памятных дат, посвященных вопросам общественного здравоохранения. По случаю этой знаменательной даты в столице Казахстана состоялся международный Форум по качеству - Безопасность пациентов. На этой площадке встретились консервативные врачи и современные технологические компании для того, чтобы объединить свои усилия для улучшения оказываемых медицинских услуг и повышения качества жизни казахстанцев. Итогом проведенной встречи стала презентация Института инновационных решений безопасности пациентов, который объединяет самых разных экспертов здравоохранения одной общей целью. Подробнее об этом читайте в материале автора El.kz. 

«Говоря о безопасности пациентов, стоит в первую очередь отметить работу Центра аккредитации по качеству в здравоохранении Казахстана, который, получив международное признание от высшего органа по качеству в сфере здравоохранения – ISQua – занимается вопросами аккредитации в странах СНГ и активно продвигает вопросы аккредитации и стандартизации в сфере качества. Цели нашего форума дополнились также вопросами цифровизации, инструментами мониторинга и контроля качества. Вместе с тем, еще одним важным событием на данном Форуме стало награждение аккредитованных медицинских организаций как из Республики Казахстан, так и из Республики Узбекистан и Российской Федерации», - сказала председатель Центра аккредитации Ботагоз Каупбаева.

О том, какая работа ведется по обеспечению безопасности пациентов в НАО «Фонд социального медицинского страхования» рассказала директор департамента закупа Ляззат Шоманова.

«Фонд является логическим продолжением тех институтов, которые были начаты в стране. Поэтому все структуры нашей организации нацелены на то, чтобы качество медицинской помощи в Казахстане было на соответствующем уровне, начиная с планирования, закупок, мониторинга и оплаты. Участником управления качества медицинских услуг, в первую очередь, является Комитет медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан, который во всех регионах имеет свои территориальные департаменты, инструменты воздействия и осуществляет профилактические мероприятия. Еще одним компетентным органом в данном вопросе является Департамент организации медицинской помощи МЗ РК. При выездах в регионы сотрудники Департамента ведут разъяснительную работу, толкование своих приказов и других нормативно-правовых актов, и в составе координационных советов содействуют в организации медицинской помощи надлежащего качества. Еще одним участников управления качества является Служба поддержки пациентов и внутреннего контроля (аудита) - это ключевой элемент в медицинской организации, который защищает права пациентов и контролирует качество предоставляемых услуг на уровне непосредственно медицинской организации. Фонд медицинского страхования также имеет во всех регионах 17 филиалов и имеет свои собственные инструменты воздействия», - добавила спикер.

По ее словам, организацией осуществляются различные виды мониторинга: текущий (плановый) мониторинг, внеплановый мониторинг, мониторинг летальных случаев и смертности и проактивный мониторинг. При их проведении сотрудники Фонда используют информационные системы Министерства здравоохранения, кроме того, у них имеется доступ к медицинским информационным системам частных поставщиков.

Директор общественного объединения «Национальный центр рационального использования лекарственных средств» (НЦРИЛС) Гульзира Жусупова в ходе своего выступления рассказала о том, на что следует обратить внимание врачам и пациентам при назначении им медикаментозного лечения.

«Современные тенденции таковы, что, когда пациент приходит за лечением, разные врачи начинают обследование и выставляют определенные диагнозы. Конечно, скрининг и нововведения - это хорошо, потому что увеличивается выявляемость заболеваний. Но, вместе с тем, в таких условиях возникает проблема гипер-диагностики, которая ведет к гипер-применению лекарственных средств. Все это чревато тем, что человек употребляет в организм большое количество медицинских препаратов, полипрагмазией. На первый взгляд проблема не очевидна, но на самом деле это является большим фактором риска для безопасности пациента. Многие люди боятся летать на самолете, потому что это бывает опасно, хотя вероятность несчастного случая во время авиаперелета составляет 1 к 3 миллионам. При этом, вероятность возникновения несчастного случая в результате медикаментозного лечения составляет 1 к 300. Поэтому, как говорил алхимик Парацельс: «Все - яд, и все -лекарство. И то, и другое определяет доза». Современные лекарства, действительно, подобны атомной энергии. Они могут принести как огромную пользу, так и огромный вред». Именно поэтому одним из главных постулатов ВОЗ с конца ХХ века является демедикализация лечебного процесса в XI веке», - отметила Гульзира Жусупова.

Она также сообщила о том, что именно делается в Казахстане для обеспечения фармакологической безопасности пациентов.

«Естественно, мы разрешаем применение того или иного лекарственного средства на территории Казахстана только после его официальной регистрации. Почему мы хотим, чтобы эти препараты регистрировались? Регистрация препарата обеспечивает качество и безопасность самой молекулы этого препарата. Для этих целей в нашей стране осуществляет свою деятельность Национальный центр экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий Комитета медицинского и фармацевтического контроля МЗ РК, он проводит все соответствующие исследования. Это дает нам уверенность в том, что мы принимаем качественные, безопасные и эффективные лекарственные средства. Реестр зарегистрированных препаратов можно найти на сайте ndda.kz. Но в этом вопросе существуют так же и исключения из правил. Так, орфанные препараты, применяемые при редких заболеваниях, и лекарственные средства без регистрации по жизненным показаниям ввозят в страну разовым ввозом с разрешения уполномоченного органа», - объяснила эксперт.

Следующим этапом проверки, по ее словам, выступают клинические протоколы диагностики лечения.

«Они разрабатываются профильными специалистами на основе модели конечных результатов и наилучшей надлежащей практики. После препарат попадает в Казахстанский национальный лекарственный формуляр (КНФ), который свидетельствует о доказанной клинической эффективности и безопасности средства, основанной на доказательной медицине. По каждому лекарственному средству, включенному в КНФ, готовится монография с описанием показаний, противопоказаний, особых указаний на сайте knf.kz. Формуляр является основой для разработки лекарственных формуляров Министерства обороны РК и списка закупа медикаментов», - заключила директор Национального центра рационального использования лекарственных средств.

В качестве зарубежного партнера на мероприятии выступила компания Deutsсhe Vermogensberater из Германии. Она специализируется на больницах, клиниках и домах престарелых, что позволяет их клиентам сосредоточиться на своей основной деятельности - на оздоровлении людей. Немецкие партнеры дали настоятельные рекомендации о создании Института инновационных решений безопасности пациентов в Казахстане.

«Со своей стороны мы рекомендуем на базе компании Medical Systems SOS создать Институт инновационных решений безопасности пациентов, так как данная Компания имеет большой опыт и отличные компетенции в сфере инновационных современных технологий. Благодаря будущему сотрудничеству с Институтом IITPS в Казахстане мы делаем большой шаг на международный рынок в Центральной Азии, надеясь эффективно использовать наши идеи и опыт, а также опыт и технологические решения данного института, таких как медицинская система SOS и дистанционный мониторинг беременных женщин и мамочек с детьми до одного года посредством мобильной телемедицины и других потенциальных проектов в области повышения безопасности пациентов во всех больницах и клиниках по всему миру», - подчеркнул координатор международных проектов Deutsсhe Vermogensberater Андре Баскаль.

В своем выступлении представитель компании Medical Systems SOS и руководитель проекта «SOS» Нұртуған Мұхамедалиев объяснил, почему Казахстану необходим Институт инновационных решений безопасности пациентов.

 «Начиная с 2014 года мы разработали большое количество проектов в сфере здравоохранения, многие из которых непосредственно направлены на обеспечение безопасности пациентов. Сами мы является резидентами Astana Hub, и многие субъекты здравоохранения в Казахстане нас знают по созданной нами медицинской системе SOS. Для начала на вопрос: «Что такое безопасность пациентов?» хотелось бы ответить через призму цифровизации. В первую очередь, мы считаем, что безопасность - это ответственность каждого, начиная с сотрудников, заканчивая пациентами. К сожалению, на сегодняшний день безопасность пациентов - одна из самых серьезных проблем в здравоохранении. Тем не менее, подсчитано, что около 50% из всех инцидентов, которые могут повлиять на здоровье и состояние пациента, можно было предотвратить. Именно поэтому мы нацелены говорить о безопасности пациентов и развивать эту сферу», - подчеркнул спикер.

Он уверен, что для обеспечения этой безопасности необходимо знать обо всех существующих ошибках, рисках и происшествиях, чтобы иметь возможность анализировать данную информацию, делать прогнозирование и предотвращать риски в будущем.

«Для этого нам нужна разработка новых инструментов, экспериментальных проектов со своим финансированием и поддержкой законодательной базы. Тогда риски могут быть контролируемыми через цифровизацию. Сейчас современные технологии смогут и частично уже решают задачи по сбору данных о распространенности ошибок и отдельных деталях ошибок; анализу источников ошибок с помощью анализа первопричин; разработке и распространению методов предотвращения ошибок; разработке и внедрению пилотных проектов для изучения инициатив в области безопасности, включая мониторинг результатов; подбору финансовых инструментов для финансирования проектов исследований и безопасности, поддержке нормативных и законодательных изменений и повышению осведомленности и информирования общественности, специалистов здравоохранения, поставщиков медицинских услуг», - сказал Нұртуған Мұхамедалиев.          

Основной целью медицинских технологий является обеспечение цифровых решений в сфере безопасности каждого человека и пациента, нуждающихся в медицинских услугах. В данном направлении нами уже были разработаны такие проекты, как система экстренного и планового реагирования SOS (она позволяет управлять рисками в мед.учреждениях); интеллектуально-дистанционный патронаж (благодаря непрерывной коммуникации с пациентом система позволяет управлять рисками после операции); приложение для беременных (благодаря непрерывной коммуникации с беременными и молодыми мамами систему позволяет управлять рисками развития патологии у детей).

«Таким образом, подобные разработки медицинских технологий позволяют, в первую очередь, прогнозировать риски и управлять ими. В Казахстане задачи по обеспечению безопасности пациентов берут на себя различные организации, в том числе технологии в сфере медицины. Для более слаженной работы эти организации планируется объединить в Институт инновационных решений в области безопасности пациентов. Институт подразумевает собой общую аналитику по отчетам об обеспечении безопасности пациентов в медицинских организациях, разработку мер по исправлению, предупреждению ошибок и ущерба для пациентов, технический простое и недорогое программное обеспечение для внедрения автоматизированных решений», - отметил руководитель проекта «SOS».

По его данным, в соответствии с мировой практикой работа всех экспертов института будет составлять определенный цикл внедрения решений.


«Большую роль в данном цикле играют специалисты по современным технологичных решениям, анализу Big Data и обеспечению информационной безопасности. Поэтому в качестве основных партнеров будут привлечены такие компании как АО «Национальные информационные технологии», Data Seed и JK&Partners. Данные, которые генерирует искусственный интеллект в работе с врачами и пациентами, будут находиться в управлении АО «Национальные информационные технологии», которые выразили готовность выступить экспертами в создании норм IT-стандартов в клиниках и участвовать в их реализации», - резюмировал Мұхамедалиев.

На форуме сами представители АО «НИТ» рассказали о существующих IT-сервисах с данными в Казахстане, а также о возможности таких институтов, как Институт инновационных решений в области безопасности пациентов, интегрироваться в систему и работать с этими данными.

Data Seed является одной из крупнейших компаний по работе с искусственным интеллектом. Задача любой программы с использованием искусственного интеллекта заключается в прогнозировании любых возможных ситуаций. В ходе мероприятия компания продемонстрировала свой успешный опыт работы в таких странах, как Израиль и США и рассказала о ряде проектов по обеспечению безопасности пациентов. Они решают вопросы прогнозирования учета медикаментов и прогнозирования вспышек заболеваемости в регионах.

«Отдельно я остановлюсь на презентации нашего проекта «Помощник врачу». При записи на прием робот проводит опрос пациента о жалобах и симптомах. Так, когда пациент придет на прием, у врача уже будет открыт его паспорт здоровья и история болезни. И робот, в свою очередь, исходя из ответов пациента, будет давать подсказки, на что следует обратить внимание при его лечении. Например, при назначении лабораторных анализов робот будет советовать обратить внимание на наличие аллергических реакций. Технологии, которые внедряются сейчас, являются устаревшими, потому что там человек работает на программу. Мы же предлагаем интегрировать искусственный интеллект, который будет работать на врача. Данная помощь врачу базируется на критических данных», - представитель компании Data Seed Усов Дмитрий Михайлович.

 Второй проект заключается в прогнозировании вспышек заболеваемости в регионах. Третий проект направлен на решение проблем с составлением графика дежурств в больницах.

«Поскольку данная работа сейчас происходит вручную, очень сложно прогнозировать те или иные обстоятельства. Искусственный интеллект с гибким учетом пожеланий медперсонала и всевозможными графиками отпусков анализирует и расставляет правильный и удобный для всех график дежурств. Кроме того, этот проект охватывает также прогнозирование обеспечения кадрового состава в той или иной области. Робот, как оцифрованный HR-менеджер, анализирует потребность в тех или иных специалистах. Если мы будем заранее знать, в каком регионе есть нехватка определенной единицы кадров, у нас будет возможность предоставлять эти данные в Министерство здравоохранения или Министерству образования и науки для удовлетворения этих потребностей», - эксперт компании Data Seed.

 Директор Института инновационных решений безопасности пациентов Виктор Балбачан выразил мнение о том, что подход к технологиям здравоохранения нужно рассматривать через отрасли безопасности пациентов.

«А на безопасность пациентов сейчас влияет абсолютно все: плохое образование медперсонала, слабый менеджмент, неправильное управление финансами клиники, технологическое оснащение медицинским оборудованием. Поэтому, со своей стороны мы предлагаем усилить подходы по обеспечению безопасности пациентов с применением новейших технологий», - заключил спикер.

 

 


Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!

Лента новостей

Логотип сайта adebiportal.kz Логотип сайта baigenews.kz Логотип сайта baq.kz Логотип сайта e-history.kz Логотип telegram канала elinfo_kz