Лента новостей

Мне предлагали сотрудничество испанцы и россияне, но я выбрал Родину – изобретатель из Алматы

Изобретателей объединяет любовь к своему делу, а Елтая Нурмолдаева выделяет еще и любовь к родине
Мне предлагали сотрудничество испанцы и россияне, но я выбрал Родину – изобретатель из Алматы
26.01.2018 15:44 5985

Ученые бывают самого разного формата и из самой различной сферы деятельности. Но всех их объединяет одно – любовь к своему делу. А Елтая Нурмолдаева выделяет еще и любовь к родине.

Людям с особыми потребностями повезло, что талант изобретателя из Алматы нашел применение именно в сфере конструирования инвалидных колясок и протезов. К этому процессу Елтай Нурмолдаев, который сейчас находится на пенсии, подходит весьма креативно – достаточно увидеть его последние модификации специальных ходунков для детей, больных детским церебральным параличом и высокотехнологичные протезы для человеческого колена. В данный момент патент ученого находится на последней стадии подписания у министра юстиций Бекетаева. О своих ноу-хау в столь полезной для социума сфере, он рассказал корреспонденту El.kz.  

- Елтай ага, расскажите о прекрасных приспособлениях для детей, больных ДЦП. Это Ваше изобретение? С чего все началось?

- Все началось очень давно. 22 года тому назад я переехал в Алматы и устроился на работу в ортопедическом центре. На протяжении всего этого времени я проработал там в качестве ортопеда-протезиста. При этом, хочу подчеркнуть, у меня нет врачебного образования. Я окончил художественно-графический факультет. Мне всегда нравилось рисовать, чертить. Так что, думаю, мне удается создавать эти различные приспособления, о которых мы сейчас с Вами говорим, во многом благодаря образованию художника. Потому что, это образование подразумевает постоянный творческий поиск – сделать что-то лучше, красивее, удобнее.

После того, как я проработал в этом качестве первые полгода, данная профессия стала меня завлекать. Ко мне приходили люди, чтобы протезироваться, и я видел, как они мучаются. Это были не очень удобные протезы, тем не менее, я всегда старался сделать так, чтобы они уходили довольными. Только в книге отзывов, свою благодарность мне выразили порядка трехсот человек, и для меня это было главным стимулом к дальнейшему совершенствованию. Как это бывает часто, процесс с каждым разом начал увлекать меня все больше, и я подумал: почему бы мне самому не придумать приспособления, которые помогли бы существенно облегчить непростую жизнь людей с ограниченными возможностями?

Я решил попробовать себя в новом качестве, и вроде бы у меня неплохо получалось. Постепенно, в результате кропотливой работы из года в год у меня начали появляться протезы собственного изготовления, модифицированные на основе моего опыта работы в качестве протезиста и пожеланий пациентов. Признаюсь, было непросто находить для этого время. Ведь у меня была основная работа, соответственно, для творчества оставалось меньше времени.

Первое время свое творчество я посвящал в основном модификации и изготовлению протезов, однако со временем ко мне стали приводить все больше детей с ДЦП. И с каждым разом я все глубже начал осознавать необходимость помочь этим детям. Параллельно я начал придумать специальные ходуночки для таких детей, различные приспособления, чтобы ребенок меньше страдал и болел. Более того, я старался сконструировать все таким образом, чтобы от ходунков еще и была практическая польза, чтобы ребенок развивался и вставал на ноги постепенно. Наверное, это получалось у меня не самым плохим образом, потому что в итоге народ стал узнавать и говорить обо мне. Через какое-то время, наверное, добрая половина населения нашей страны уже знала о моих ходунках и протезах. Ко мне приезжали корреспонденты с отечественных телеканалов, в одном из таких случаев мы на протяжении полутора часов готовили сюжет к конкретной программе на тему помощи детям с детским церебральным параличом. Таким образом были зафиксированы все изобретенные мной ортопедические изделия и мне на руки дали фильм об этом. 

- Знают ли о Ваших творениях за рубежом?

- Как раз в тот период я поехал вместе со своим сыном в Испанию, где встретился со своими испанскими коллегами. К слову, их очень заинтересовали эти приспособления и они предлагали даже начать совместную работу по дальнейшему развитию данной сферы. Однако я им объяснил, что все уже придумано и нам нужно налаживать такое производство в Казахстане. Все-таки Европа находится на достаточно большом расстоянии от нас.

В принципе, популярностью пользуются все приспособления, однако больше других заинтересовал всех коленный модуль – это очень легкий и мобильный протез. Примечательно и то, что в нем абсолютно все детали отечественного производства. Сначала я поставил его одному человеку, затем второму, третьему и так далее. В конце концов, этими протезами начали интересоваться очень многие люди, и я подумал, что пора получать патент и ставить их на массовое производство. Вместе с тем, этот протез очень простой, в нем нет избыточного количества разных деталей. Сейчас производится большое количество самых разных протезов – компьютерные, гидровакуумные. Однако, у всех у них есть большой недостаток – они очень дорогие, стоят десятки тысяч долларов и даже больше. 

Чтобы разработать этот протез, требовались очень четкие математические расчеты. Непосредственно в процессе изготовления, мне помогали наши токари, содействуя в вытачивании деталей для него. К слову, ко мне приезжали коллеги из Москвы, которые привезли свои протезы в качестве рекламы, для того, чтобы в будущем реализовывать у нас. Я посмотрел привезенные протезы, и предложил посмотреть наши аналоги. Поначалу они отказались, ссылаясь на нехватку времени.

Однако после того, как я объяснил, что это займет не более трех минут, они согласились. Они совсем не ожидали встретить здесь протезы с таким уровнем комфорта, поскольку считали, что в Казахстане эта сфера совсем не развита. Так как, к тому моменту я еще не успел подать на патент, а они были очень умными и грамотными специалистами, я обернул протез скотчем, прежде чем показать им. При этом, сохранились все его основные функции и движения остались мобильными. Московские протезисты не поверили своим глазам, когда увидели его. Естественно, они захотели заглянуть вовнутрь механизма, но я не позволил, объяснив, что подаю его для получения патента. Коллеги поначалу были немного возмущены, спросив, зачем тогда я их пригласил смотреть? 

- Насколько помог скотч скрыть основу механизма? Как Вы сами отметили, это были опытные протезисты из Москвы, которым могло не составить труда понять, в чем заключается его особенность. Не боитесь, что у Вас могут украсть Вашу идею?

- Дело в том, что сама идея не так проста, как может показаться на первый взгляд, и моментально понять всю работу механизма нельзя. Для это, нужно тщательно изучить протез в действии, сфотографировать, снять на видео. К тому, же к данному моменту я уже сдал все документы для получения патента, и они (документы) к настоящему моменту прошли уже все инстанции и лежат на подписи у министра юстиции РК Марата Бекетаева. Возвращаясь к рассказу о визите московских коллег, которые поначалу не хотели выделять время для того, чтобы познакомиться с изобретенным мною модулем – в конечном итоге они так им заинтересовались, что я никак не мог выпроводить их из мастерской.

При выходе из мастерской, главный инженер московского центра попросил уделить еще несколько минут для приватной беседы. «Я официально приглашаю Вас в наш московский центр для работы в качестве инженера-конструктора», - сказал он. Я поблагодарил его за приглашение, но ответил отказом. «Вы знаете, - сказал я – В Казахстане все меня знают и ценят. Московский центр я знаю и уважаю, но я привык работать здесь, другого мне не нужно». Он, конечно же, был очень удивлен. «Вас приглашают в Москву и вы отказываетесь?!», - читалось у него на лице. Тогда он предложил организовать совместное предприятие по производству моих коленных модулей. Я пообещал им подумать и начал работать дальше.

- Комфортный коленный модуль для людей с особыми потребностями – это прекрасно. Однако хотелось бы больше узнать о модифицированной конструкции, которую вы назвали ходунками для детей с ДЦП.

- Я не могу восхвалять свою работу, но признаю, что очень ими горжусь. Это очень мобильная и универсальная технология. Одним из главных их преимуществ является то, что они подходят для детей от двух до четырех лет. Можно даже сказать, что они идут в рост вместе с малышом. 

- Несмотря на безусловные достоинства Ваших изобретений, их производство пока не поставлено на поток. Я правильно понял?

- Касательно тех же ходунков, я пока выполняю их в индивидуальном порядке. Люди приезжают ко мне, привозят ребенка, я делаю замеры и подгоняю весь процесс. Этот процесс у меня уже наработан, теперь, я в принципе, могу думать и более массовом производстве, участвовать в тендерах.

- В данный момент Вы работаете один или у Вас есть команда?

- Есть. Мне помогают мои племянник и младший брат, пока мы работаем втроем. Но мы несомненно будем расширять производство. Думаю, что так. Те ходунки, которые Вы видели на видео, представляют собой фасадовый тренажер. Он действительно бесподобен – это прогулочный аппарат, который помогает разрабатывать двигательные рефлексы. Это достаточно сложный аппарат, на его создание ушел не один день работы. Его двигатель можно сделать управляемым при помощи специального пульта управления и установить прямо в комнате. Ребенка нужно всего лишь посадить в этот механизм, и просто наблюдать за ним. Ребенок будет двигаться и в то же время будет на одном месте, он так сконструирован. Двигатель работает в двух вариантах.

- В начале нашей беседы Вы говорили о сотнях позитивных отзывов о протезах. Есть ли подобные касательно этих ходунков? Насколько они доказали свою эффективность уже к настоящему моменту?

- Результаты также прекрасные. Детей, кому мне уже удалось помочь, достаточно большое количество. Их родители постоянно мне звонят, советуются и сами дают советы по дальнейшей модификации. То есть, что еще можно улучшить. И Вы видели на видео именно мою последнюю модель, то, к чему я пришел в итоге, расспросив хорошенько родителей этих особых детей.  

- Хотелось бы узнать, хотя-бы приблизительную стоимость Ваших изобретений…

- Если затрагивать коммерческие вопросы, я видел американские вертикализаторы – два года назад они мне встретились в интернете. Их цена равна 1,3 млн в отечественной валюте. Я сам апробировал наши вертикализаторы, и могу заверить Вас, что они ни в чем не уступают американским аналогам, но их цена в разы ниже. Они обходятся всего лишь в 70-80 тысяч тенге. Вместе с тем, такие аппараты просто необходимы детям с детским церебральным параличом. Родители детей знают, как их непросто «вытаскивать» в нормальную жизнь. Лекарства стоят очень дорого, на это нужно финансирование. Кроме того, они влекут за собой головные боли.

- По всей видимости, Вы работаете в индивидуальном порядке с каждым ребенком, создавая эти ходунки?

- Не совсем. Разрабатывая ходунки, я, если можно так выразиться, нарабатывал для себя процесс производства. Я тщательно изучал каждую сторону вопроса, анализировал и изучал ошибки. Благодаря этому, я теперь могу открыть свою фирму по производству высококачественных товаров для людей с особыми потребностями. И по уровню качества наша продукция вполне может конкурировать с европейской.

- Все-таки, лучше всего эффективность любой продукции и ее востребованность отражает статистика. Сколько ходунков и протезов у Вас заказали в общей сложности?

- Порядка 30-40 единиц, а то и больше. Что касается протезов, то я изготавливал примерно один протез в месяц, вот и считайте, сколько протезов я изготовил за 22 года. 

- Можно предположить, что если производство будет поставлено на широкий поток, стоимость товаров наверняка поднимется?

- Это – факт. Ведь, здесь уже будут затрагиваться коммерческие аспекты, потому что, все-таки государство здорово помогает казахстанским пациентам, решает социальные вопросы. Я думаю, что можно помочь гораздо большему количеству людей, нежели мы делаем это сейчас. 

- Раз уж Вы затронули тему взаимодействия с государством, хотелось бы знать – помогает ли оно Вам в Ваших научно-технологических трудах?

- Откровенно говоря, я никогда не просил помощи у государства в процессе разработки и изобретения моих технологий. Ведь, это дело, как я говорил ранее, началось у меня аналогично хобби – я попросту увлекся самим процессом. И раз на тот момент это было хобби, то все комплектующие детали я закупал на свои средства. Разработкой я занимался дома, используя специальные станочки различного формата. Могу сказать одно – на всех стадиях изучения и разработки различных приспособлений для инвалидов мне было очень интересно. 

- Возвращаясь к ходункам, Вы сказали, что это последняя Ваша модель. Тем не менее, многие ученые уверены, что нет предела совершенству: собираетесь ли Вы и дальше улучшать и модифицировать производство вспомогательных приспособлений для детей с ДЦП?

- Безусловно. Я только рад этим заниматься и помогать большему количеству людей, но для этого нужно время. 

- Вам предлагали сотрудничество в Испании и в России. Что можете сказать об отечественных университетах? Не было ли предложений по взаимодействию на родине?

- В одно время я приезжал в Назарбаев Университет, сотрудник этого учебного заведения записал все мои данные и пообещал позвонить, как будут решены все вопросы с Министерством здравоохранения. Однако, это произошло три года назад, и с тех пор, этот разговор больше не поднимался. 

- Каковы Ваши ближайшие планы, на 2018 год в частности?

- Мое хобби по-прежнему представляет огромный интерес для меня, и я не могу остановиться. Так что, я намерен двигаться дальше в том же направлении. Я буду тщательно и упорно работать, и не собираюсь останавливаться на достигнутом. 

- Все-таки, говоря о дальнейшем производстве и о Вашем хобби, что Вам представляется более важным – материальная составляющая или же творческая, альтруистическая? То есть, возможность помогать людям.

- Само собой, главное для меня – этот непосредственно сам творческий процесс. Что касается материальной составляющей, думаю, я уже нормально себя обеспечил. Можно сказать, у меня интерес чисто научного характера. В последнее время в Казахстане очень прогрессивными темпами развиваются инновации самого различного характера. Думаю, в этом свете мои разработки и исследования тоже будут полезны стране.

- Спасибо за беседу! 

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!