Уважаемый аксакал Сибири

185 лет со дня рождения этнографа Григория Потанина

В этом году, а точнее 22 сентября (4 октября), в некоторых источниках 21 сентября, исполняется 185 лет со дня рождения выдающегося русского ученого, этнографа, географа, публициста Григория Николаевича Потанина.  

Чтобы понять величину личности Г.Н. Потанина таких слов как этнограф, исследователь недостаточно. Потанин – феномен многогранный и всеобъемлющий, который обладал не только глубочайшей интеллектуальной одарённостью, любознательностью, образованностью, но и что самое главное искренним желанием познать природу и человечество. Что подтверждает его научная плодовитость в виде множества всевозможных трудов. В этом материале вкратце обозначим основные направления исследований этнографа, связанные казахским народом.

Жизнь Потанина, а прожил он 84 года, была наполнена разными событиями и далеко не все они были связаны с наукой. Он был и офицером, и ссыльным, учителем, в последующем уважаемым ученым и путешественником, истинным первооткрывателем настоящим гуманистом.

Для Казахстана имя Потанина также близко и значимо как имя первого казахского ученого Ш. Валиханова. Ведь оба этих человека, тогда на рубеже XIX и XX веков открывали Центральную Азию для всего научного мира, и открывали ее с другой стороны, как регион с самобытной культурой, традициями, народами и землей.


За время длительных экспедиций по Средней Азии, Сибири, Монголии, Тибету, Китаю, Григорий Потанин собирал самые полные данные о народах, населяющих эти территории. Так изучая Казахстан, он записывал историю, фольклор, и даже шежире некоторых родов, изучал флору и фауну местности. Особенно его интересовали обычаи казахов, углубляясь в традиционную кочевую жизнь, он изучал язык кочевников. Труды ученого о природе и жителях Восточного Казахстана (оз. Зайсан, оз. Маркаколь, горы Тарбагатай) красочно и достоверно рассказывают о быте и обычаях казахов. Находясь на Алате, Потанин наблюдал за тем как местные рыбачили на озере Маркаколь. Ученый отмечал, что ловля рыбы проходила с помощью неводов, так как лодок не было. Целыми семьями люди заходили в воду и гнали рыбу в сети, после чего рыбу делили. Так в летний период рыба была основным источником пищи, молочную же продукцию в частности курт готовили на зиму.

Вообще Григорий Потанин с особым интересом изучал искусство казахских рыболовов. Так находясь на озере Зайсан, он наблюдал за зимней рыбалкой, которая велась обычно в начале зимы и в конце. По обыкновению, рыбачили крючками самой разнообразной величины.

Интерес, а в последующем и любовь к истории, этнографии казахов Потанин начал проявлять благодаря своему другу и сокурснику по кадетскому училищу Шокану Валиханову. Вместе они изучали книги по истории и географии, мечтали о больших экспедициях и приключениях в места, о которых еще мало кому было известно. Так их дружба и совместная работа продолжилась и после окончания училища, не смотря на разделяющее их расстояние. Оба молодых исследователя учились друг у друга иногда даже вступая в споры, однако всегда оставаясь братьями. 

После смерти Валиханова, Потанин прибыл в Сырымбет родные края друга, чтобы поддержать его семью. Здесь же в последующем он будет собирать ценные данные о казахском эпосе. Кстати, помогали ему в этом друзья и родные Ш. Валиханова.


Г. Потанин написал сотни научных работ, посвященных казахскому народу, сюда вошли как труды по истории, географии, этнографии, так и сказки, легенды и поэмы. Для этих целей он посещал Кокшетау, Каркаралы, Баянауыл. Находясь в Кокчетавском уезде, этнограф записывает легендарную поэму о трагической любви Козы-Корпеш и Баян-Сулу. Потанин работая над эпосом народов Центральной Азии всегда проводил между ними аналогии, находил общие черты и темы. Он искал так называемый единый духовный центр тюркских народов, параллели, которые, по его мнению, проявлялись в эпических сказаниях и легендах.

                  

Как было упомянуто выше, отдельное внимание этнограф уделял традициям, образу жизни, главной черте казахов - гостеприимству. Так отдельного упоминания заслуживают труды, в которых Потанин описывал типичные, но в то же время очень важные для казахов явления жизни одно из них – перекочевка. Ученый детально и с явным пониманием дела описывает подготовку и сам процесс смены кочевий. Он отмечал, что перекочёвки стали не такими пышными и в них было уже меньше праздничности чем в былые времена.

На склоне лет ученый прибыл в Сарыарку. В Каркаралинске при поддержке местной интеллигенции и родственников алашординцев он продолжил собирать казахские придания и народные песни. Планов у Григория Потанина была уйма, (даже была идея организовать концерт казахских народных песен), но не все из них он успел реализовать.  Стоит отметить, что лидеры партии "Алаш" всегда относились к Григорию Потанину с большим уважением. Так Миржакып Дулатов называл его уважаемым аксакалом Сибири и на 80-летний юбилей посвятил ему стихотворение.   

Умер Г.Н. Потанин в 1920 году в Томске, где и был похоронен на территории Иоанно-Предтеченского женского монастыря.

Фото: elib.tomsk.ru

Похожие материалы