Молодое лицо педагогики

30.03.2017 3241

Амиржан Джумабеков о трехъязычии и проблемах молодых педагогов

Зачем нужно трехъязычие, с какими проблемами сталкивается молодой педагог и кто он вообще, современный казахстанский учитель? Корреспондент El.kz беседует с председателем Совета молодых учителей Костанайской области Амиржаном Джумабековым.

Несмотря на свою относительную молодость Амиржан уже — заместитель директора школы-гимназии № 3 г.Костанай. Эта школа в 2016/2017 учебном году стала одной из трех школ областного центра, в которых начали внедрять изучение предметов естественно-математического цикла на английском языке. И именно Амиржан - один из первых педагогов Костаная, преподающих физику на английском языке. Осенью 2016-го года он стал лауреатом конкурса «Лучший педагог», участие в котором принимали 5620 человек со всего Казахстана, а награждены были только 48 лучших. Трое — из Костаная.

- Амиржан, как получилось, что вы стали первопроходцем в преподавании физики на английском. Вы так хорошо знаете язык?

- В школе и вузе я изучал немецкий. Английский в моей жизни появился года три назад. Когда я стал задумываться о том, чтобы в будущем поступать в докторантуру. Тогда и начал потихоньку учить для себя. Ходил на курсы, изучал по разным интерактивным методикам в Интернете. Очень помогли и помогают мне мои коллеги-учителя английского из школы. Потому что всегда могут проверить мое произношение или понимание той или иной темы. Тогда еще речи не было о том, что я буду вести свой предмет на английском.

Просто большинство новых интересных компьютерных программ и приложений разрабатываются в англоязычной среде.

Еще мне интересны новые западные педагогические методики, которые также доступны только на английском. И вот я нахожу на YouTube запись урока с применением новых методик и не понимаю ни слова. Так что, можно сказать, время само заставило меня учить язык. Сейчас наша школа поэтапно внедряет трехъязычие. И английский мне пригодился.

- Те методики, о которых хотели узнать больше, о чем они?

Мне интересен опыт работы STEM-центров (Science, Technology, Engineering, Mathematics – Наука, Технологии, Инженерия, Математика. – Прим. авт.). В Назарбаев школах этот метод уже вводится. Допустим, на уроке информатики ученик с помощью 3D-моделирования проектирует мост. На уроке труда на макете он его строит. На физике просчитывает все цифры. На выходе получается человек с готовым инженерным мышлением, который может поступать на техническую специальность. Опять-таки это не для всех и возможно только в рамках вариативной (факультативной. – Прим. авт.) программы. Кроме того, это сложно. Чтобы создать такой кружок, нужно консолидировать всех учителей. Нужна материально-техническая база. Я хотел посмотреть, как работают такие центры в России, но у них на сайте нет материалов в открытом доступе, а обучают они только россиян. Поэтому я изучал англоязычные источники.

В целом же новые технологии, как и английский язык – это веяние времени. Те же смартфоны могут помочь в учебном процессе.

- Физика сама по себе непроста. На иностранном языке – тем более. Как справляетесь?

- В нашей школе преподавание физики на английском введено в гимназическом шестом классе в качестве факультативного курса. Это изучение предмета через язык и изучение языка через предмет. Допустим, мы решаем задачу, и ученик у доски должен сказать «десять в минус второй степени» на английском. Либо же при изучении новой темы какие-то термины и понятия заучиваются на двух языках. 

- Не так давно в сети распространилось анонимное письмо о том, что «казахстанская школа – это школа выживания, прежде всего, для самого учителя». Говорится там о хаосе в системе, невысокой зарплате и о том, что быть учителем сегодня – дело неблагодарное. Есть ли в тех словах доля истины или это просто сгущение красок?

- Хаоса в системе нет. Есть определенные сложности и трудности, с высокой концентрацией которых, видимо, и столкнулся автор письма. Плюс, в той ситуации, явно есть отсутствие поддержки от старших коллег. Единственное, с чем я готов согласиться - построить диалог с родителями бывает крайне сложно. Большинство сегодняшних родителей школьников – это люди, выросшие в непростые 90-е годы, имеющие четкую позицию «бороться за свое». Поэтому многие из них в случае тройки за четверть не приходят поговорить с учителем, чтобы узнать, какую тему нужно подтянуть или над чем усиленно поработать. Они сразу начинают требовать «ставьте четверку или пятерку».

В иных случаях  начинают конфликтовать, жаловаться на учителя руководству школы, требовать присутствия на уроках. Для педагога это не просто, потому что ставит под сомнение его компетенцию. Особенно, сложно это для молодого учителя.

Не все родители понимают, что через десять лет их ребенок не вспомнит, какая оценка у него была во второй четверти шестого класса, допустим, по русскому языку. Но хорошие навыки устной и письменной речи останутся с ним навсегда и они бесценны. Оценки важны, но они не самоцель, потому что они всего лишь цифра, позволяющая отслеживать динамику развития ребенка. Хорошо, когда встречаются родители, понимающие это.

- Общение с родителями – это то, чему молодой специалист учится непосредственно работая в школе, а не учась в вузе. Существует ли для педагогов проблема «теории и практики»?

- Разница существует даже между первой педагогической практикой и непосредственно работой. После практики студенты обычно возвращаются настроенными возвышено – дети слушают, потому что новые лица интересны. Готовиться к урокам интересно, никакой бумажной волокиты.

А когда этот же человек приходит работать в школу, то первое с чем он сталкивается – подворовый обход района. Когда педагог должен обойти многоквартирные дома (в городе) и записать, сколько детей живет в каждой квартире. Об этом в вузе точно не рассказывают. Как и о том, что поначалу на молодого педагога ложится много работы по планированию. Зарплата на первых порах очень небольшая. Если начинать в городе, то это отсутствие каких-либо подъемных, как на селе. Плюс в каждом классе до 30 учеников. Так что, зачастую, в городе начинать гораздо сложнее, чем на селе. Поэтому очень важна поддержка администрации школы и старших товарищей. 

- Кроме того, у нас в Костанайской области ведь есть площадка, где молодые педагоги могут обсудить свои проблемы?

- Да, ежегодно мы проводим летнюю и зимнюю школы молодых учителей. Там молодые ребята могут пообщаться не в стенах кабинетов, а в неформальной обстановке: круглые столы, беседы с лекторами. Много вопросов возникает, когда приглашаем на встречу юриста. Нужно ли отрабатывать грант, какие особенности у программы «С дипломом – в село».

Положа руку на сердце, можно сказать, что вся реализация обновленного содержания образования ляжет на плечи тех учителей, которые сегодня являются «молодыми и начинающими».

Поэтому им, нужно не только быть высококвалифицированными, но и ощущать общность педагогического сообщества. У нас в области она есть. Во многом, благодаря профсоюзу работников образования и науки.

- И, все-таки, несмотря на сложность адаптации и невысокую зарплату на начальном этапе, педагогика сегодня перспективна для молодых людей?

- Да и об этом можно судить хотя бы по тому, что раньше многие педагоги получали первую категорию спустя десять лет работы, а сегодня некоторые становятся обладателями высшей категории уже после пяти лет практики. Категория растет при высокой компетенции и наличии интересных проектов. Это же влияет и на заработную плату. Вы заметили сколько образовательных центров сегодня открывается в Костанайской области? Школа - не единственный путь, многие находят себя в своем деле, связанном с педагогикой. Но все это упирается в личностный рост, неравнодушие к своей профессии и постоянную работу. Все достаточно просто и это же, как ни странно, является самым сложным.