Кандастар Ассамблея

Марс Субханкулов - человек, опередивший время


Имя казахстанского профессора, психолога Марса Субханкулова известно не только в профессиональном сообществе. Он был продолжателем идей изучения целостной личности, стилей жизнедеятельности и интегральной индивидуальности. Его тренинги ценили не только в Казахстане, но и за рубежом. О жизни Марса Субханкулова, вкладе в развитие психологии и общества рассказывает его ученица, магистр психологии Ботагоз Оспанова. 

Судьба Марса Субханкулова – это путь неординарного мастера психологии, опередившего свое время. Он родился в Башкирии в 1935 году. Его военное детство прошло без отца.

Испытав детские душевные переживания, связанные в том числе с гибелью отца на фронте, Марс Галеевич осознал значимость знаковых слов преподавателя литературы: «Тебе, Марс, с твоим неординарным мировоззрением необходимо идти в психологию…».

Большое значение в становлении личности Марса Субханкулова оказывала его мама, Абсалямова Таиба Шагабутдиновна.


Его внутренние осознанные переживания стали катализатором для мощного духовного роста и некими ориентирами при выборе и формировании собственного удивительного взгляда на психологию применяемого в обучении студентов более сорока лет и в авторском тренинге сензитивности и личностного роста, как называют его ученики «Марсовский тренинг», как называл его сам автор, - тренинг «Духовной акробатики».

Марс Галеевич Субханкулов окончил в 1957 году Казанский государственный университет, факультет психологии, русского языка и логики. Закончил аспирантуру в Казанском университете и защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Психология индивидуального стиля деятельности» в Ленинградском Государственном университете (ЛГУ) в 1965 году. Научные руководители: доктор психологических наук Климов Е. А., профессор Мерлин В. С.

С 1965 по 1995 годы преподавал и пятнадцать лет из них заведовал кафедрой психологии в Кокчетавском педагогическом институте КазССР. В этот же период под его руководством, была создана экспериментальная психологическая лаборатория, на базе которой проводились исследования совместимости машины и человека, защищены более 12 кандидатских диссертаций. Это было время творчества, психологических всесоюзных психологических олимпиад. Проводились в стенах Кокчетавского педагогического института, совместные научные конференции молодых психологов и приглашались в рамках проводимых научных всесоюзных конференций крупные ученые: Климов Е.А., Мерлин В.С., Муканов М.М., Петренко В.П., Хмель Н. Д. и др.


В 70-е и 80-е годы он был членом центрального совета Общества психологов СССР. Марс Галеевич Субханкулов ученик известных в психологическом сообществе мэтров Вольфа Соломоновича Мерлина, разработавшего концепцию индивидуального стиля деятельности, индивидуальных различий, целостности личности и Евгения Александровича Климова, первого систематически изучившего проявление основных свойств нервной системы в производственном труде, а также разработавшего классификацию типов профессий. Как отмечал Марс Галеевич Субханкулов его психологическое древо начиналось с Вильгельма Вундта, основателя экспериментальной психологии, Бехтерева В. М. крупнейшего психолога, физиолога и морфолога. Его ученика Лазурского А. Ф. разработавший метод естественного эксперимента. Басова М. Я., будучи его учеником, в своих работах обосновывал необходимость объективного исследования деятельности Мерлина В. С., оставивший яркий след в истории психологической науки, который впервые в советской психологии озвучил идею об интегральной индивидуальности. Мерлин В. С. И его ученики изучали не отдельные свойства человека, а его целостную интегральную индивидуальность. Их научные труды носят гуманистическую направленность, ставя во главу идею индивидуальности человека и изучения его возможностей к самореализации. Эти взгляды отличались от теоретических установок и методологии того периода, в истории советской психологии и идеологии.

Над чем работал известный психолог

Марс Галеевич Субханкулов разработал собственную систему тренингов психологической поддержки индивидуальности и развития личности.

Он опередил свое время, как ученый, интегрирующий знания об индивидуальности человека (Мерлина В. С.) до поисков и нахождения условий для «провокации» изменений в индивидуальности человека через групповые формы «открытых встреч» (тренингов). Его тренинги были необычны тогда и не вписываются в систему практических групповых форм обучения сегодняшнего дня. Как объяснял сам автор: «в самой тренинговой ситуации «здесь и сейчас» ничему не научишься и знания тоже к тебе не придут». А по поводу того, что в тебе происходит – это «Наблюдающее Я». Автор обращал внимание, что это «провоцирует» раскрытию врожденных ресурсов и индикаторами служит видимые и невидимые изменения в культуре подачи миру себя участниками тренингов: «внимательно и открыто смотрят в глаза, всегда здороваются, активно общаются, проявляют спонтанность в самовыражении и творческое начало в самореализации, осознание своей «Я-концепции».

Он изучал способность человека быть счастливым и адаптивным в обществе. К этому стремятся многие авторы собственных образовательных программ и в целом общественные институты.

Раньше в тренингах участвовал казахстанский художник Константин Сергеевич Ганин. Он рисовал участников тренинга такими, какими представлял их «здесь и сейчас», и через много лет, сами портреты заслуживают отдельного внимания, они отличаются высоко художественными линиями и психологически наполненными образами человеческого лица, возникающих вызовов и динамики их изменений, нарисованные углем и простым карандашом. Потом все обсуждали, высказывали, что им видится в этом изображении, каким им кажется этот человек, смотря на портрет со стороны. После обсуждаемый участник об изображении и о себе говорил. Этот опыт «проживания» и переоценки себя помогает осознать себя и мир вокруг.


Психологические тренинги

Марс Галеевич проводил тренинги не только для своих студентов. Тренинги организовывались его учениками по всему Казахстану и за рубежом. Ученица психолога отметила, что «Марс Субханкулов был востребован и неустанно трудился, и провел более 1000 тренингов не только на территории Казахстана, но и в России, Украине и других странах СНГ, Китае.

Тренинги Марса Субханкулова являются интересными в прохождении, такого больше нет нигде, по крайне мере в таком уникальном сочетании: группы из 12 – 18 человек, которые в некоторой ритуальности стучат палочками, прикасаются руками и молчаливо смотрят в глаза друг другу. Поднимают тело участника нарушая понимание о гравитации и влиянию тяжести и роста человека на сам процесс, это выглядит легко и весело. Синхронизируются в прочтении стихов от одного участника бегло к другому, к третьему и далее по кругу. Детской игрой это выглядит на первый взгляд, на самом деле, происходит «волшебство» (трансформация), мастерски тренер ведет участников от сближения физического к психологическому. И этот путь является очень важным в раскрытии индивидуальности и осознании себя, через преодоление зажатости и внутренних установок. Можно это назвать процессом обращения во внутрь себя и группа, являясь живым зеркалом, помогает принять себя нового и это все проходить через «духовную акробатику».


Мы на самом деле не знаем самих себя, «селфи» и «безмолвное зеркало» не отражает истинного «Я», а благодаря такой системе тренингов – это является возможным. Последний этап тренинга имеет сходство с исповедью, когда один выходит из круга на «горячий стул» и выслушивает о себе, как будто есть возможность самому посмотреть на себя через других людей. Это не забывается и сохраняет уважение к человеку и создается некое внутреннее пространство, для творческого, осознанного и счастливого «Я» и «Мы».


Марс Галеевич Субханкулов, начал свою систему тренингов задолго до того, когда это можно было свободно найти в профессиональной литературе или посмотреть в средствах информации и называлось это тогда «буржуазным промыванием мозгов» (в 70-х и 80-х годах ХХ века).

Йога и фотография


Марс Субханкулов был не только выдающимся психологом, он всегда был увлечен йогой и медитацией, ежедневно посвящал занятиям 1-1,5 часа в течение всей своей творческой и интересной жизни.

Заботливый педагог воспитал талантливых учеников, которые работают в разных сферах, как на территории Казахстана, так и за ее пределами.

Основной идеей его творчества проявляется в признание индивидуальности человека, его самобытности. Открытое, доброжелательное общение с людьми является стержневой особенностью личности Марса Галеевича. В жизни он выражал детское, тотальное восприятие мира, радость от общения, и краски встреч, запечатленные объективом его фотоаппарата, которые дарила ему природа.



Марс Галеевич Субханкулов трудился и жил в одном из живописных регионов Казахстана, в Кокшетау. Он воспитал двоих детей и внуков. Его дочь Субханкулова Евгения Марсовна, художница, проживает в городе Обнинск Калужской области, они совместно выставлялись в художественных галереях и выставочных площадках. Марс Субханкулов – свои «прожективные фотографии», она – картины, которые создает, применяя технику батика. Отец и дочь схожи в своих работах применением творческих символов, знаков, цветовых абстрактных линий.



О Марсе Галеевиче Субханкулове, могут рассказать и его ученики, коллеги и все, кто участвовал в одном из тысячи проведенных им тренингов, и каждый рассказ будет ошеломляющим, непохожим и судьбоносным. Ученики говорят: он распространял другое отношение к реальности, вселяя радость в каждой встрече.

Рассматривая жизненный, профессиональный путь нашего учителя, хочется поблагодарить судьбу за встречу с этим удивительным человеком, ученым, который всегда при встрече хлопал по плечу, обогащая менял мировоззрение и уверенно поставил на путь в мир психологии.


В Кокшетау недавно прошло открытие мемориальной доски  Марсу Субханкулову, установленной на стене дома, где он проживал с 1983 года. На ней выгравированы его слова:  «Счастье – это ты и твоя жизнь, такое не повторится». 

Ученики, коллеги, друзья и родные Марса Галеевича приняли участие в съемках специального фильма, посвященный талантливому психологу (фильм Аскара Сеитова).


    Фото из личного архива

 


Похожие материалы