ХАДИЧАХАН РАФИКОВА: СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ДОЛЖНЫ ПОЛНОСТЬЮ ОТВЕЧАТЬ ТРЕБОВАНИЯМ «ЗЕЛЕНОЙ ХИМИИ»

25.04.2019 608

Победитель проекта «100 новых лиц Казахстана», приверженец «зеленой химии» Хадичахан Рафикова рассказала о научных разработках и как она прививает детям бережное отношение к природе.

Проект «100 новых лиц Казахстана» стал копилкой самых интересных, заслуживающих внимания и достойных уважения историй успеха. Они представляют различные сферы деятельности, а об одной из них – о науке рассказала в интервью сайта АНК PhD, сеньор-лектор Казахского национального исследовательского технического университета имени К. Сатпаева и Казахстанско-Британского технического университета Хадичахан Рафикова.

Несмотря на строгие традиционные устои в семье и мнение родителей, что основная роль девушки – создать семью и стать хранительницей очага, наша собеседница не отказалась от своей мечты и сделала все возможное, чтобы осуществить ее.

Путь предстоял нелегкий, но она справилась благодаря упорству и ежедневному труду. Сегодня Хадичахан Рафикова – ученый, разработки которой полностью отвечают требованиям «зеленой химии» (новое научное направление, появившееся в 90-е годы XX века). Она создатель уникального родий-иридиевого катализатора для нефти, процессы с использованием которого происходят без вреда для окружающей среды. Это стало одним из крупных и значимых открытий в истории современной казахстанской науки.

Хадичахан Рафикова рассказала, какие проекты находятся в разработке ученого в настоящее время, и как она прививает детям бережное отношение к природе.

— С чего началась заинтересованность в химии?

— У меня в восьмом классе всегда были низкие оценки по химии, этот предмет мне очень сложно давался. Я была непослушной ученицей. Однажды с урока меня вызвал завуч (он был учителем химии). Отчитав меня за низкие оценки и плохое поведение, он сказал, что я никогда не смогу понять и быть успешной в химии. Тогда я решила ему доказать обратное. Стала серьезно готовиться по предмету, и сразу же по следующей контрольной работе у меня была пятерка.

— Первый шаг, который стал ключевым в Вашей научно-исследовательской деятельности?

— В первом году обучения в докторантуре, у меня была совсем иная тема исследования и другой научный руководитель. Год у меня пропал попросту, так как когда я подходила к бывшему научному руководителю с вопросами об экспериментальной работе и о диссертации, она меня не принимала всерьез и всегда была занята своими делами. При мониторинге докторантов, нам необходимо было представить отчет о выполненной работе за весь год. Я обратилась к своему руководителю, на что она дала готовую работу с результатами и сказала отчитаться этими данными. Отчет проходил в формате презентации перед проректором по науке. Я соответственно очень плохо отчиталась, так как презентовала работу, не проделанную мною собственноручно. И тогда я решила сменить и научного руководителя, и тему исследования.

— Насколько научная деятельность увлекательна для молодого поколения – Ваших студентов. Есть ли среди них те, кто хотел бы внести вклад в развитие науки в Казахстане. Какие шаги предприняты?

— Есть из моих студентов те, которые заинтересованы в исследованиях, в открытиях. Они кропотливо работают в лаборатории и стремятся достичь результата, но многие желают работать в производстве, чтобы быть финансово независимыми.

— Вы щепетильны в вопросе тщательного изучения состава моющих средств и прочих веществ, которые являются продуктами химической переработки нефти?

— Да, я обращаю внимание на состав всего, чем мы пользуемся, едим, одеваем. Стараюсь использовать самые экологически чистые, простые средства, без резких запахов и особых добавок.

— Вы владеете пятью языками, используете ли все пять в обиходе?

— Дома мы разговариваем на узбекском языке, с коллегами общаюсь на казахском языке. Со студентами во время занятий — на английском, и с соседями, а также с друзьями общаюсь на турецком языке. В основном активно использую все пять языков, иногда с одноклассниками одновременно говорим на нескольких языках вперемешку.

— Вы как-то сказали, что необходимо объединить науку и бизнес. Что подразумевает по-Вашему такое объединение?

— В результате любых научных исследований необходимо получить более эффективный продукт, который можно будет продать для применения в производстве. Наши разработки также должны приносить пользу и выгоду.

— Какими разработками, проектами заняты в настоящее время?

— В данный момент мы работаем над разработкой экстрагентов для очистки моторных топлив от серы и азота, а также над получением «зеленых» катализаторов на основе ионных жидкостей.

— Какие конкретные шаги должны предприниматься в деле развития науки в Казахстане и поднятия значимости среди молодежи?

— Честно говоря, вначале необходимо вложиться для дальнейших качественных исследований, то есть обеспечить ученых всем необходимым оборудованием, приборами, может быть открыть научно-исследовательский центр общего пользования, (не оплачивая за каждый анализ огромную сумму). Выделенные средства из грантовых финансирований необходимо использовать строго по назначению. Далее нужно конкретно определить, что действительно требуется от научного мира, ученых Казахстана, не просто публикации, которые в основном мало читаемы мировыми передовиками в этой области, а действительно применимый продукт.

— Что по Вашему может мотивировать молодых ученых, в частности, в Казахстане?

— Думаю, это свобода в творческих открытиях, в их сфере деятельности. У ученых свободный график работы, можно заниматься любимым делом в любое время в любом месте.

— Расскажите о детях, какие у них мечты, хочет ли кто-то пойти по Вашим стопам? Как прививаете детям бережное отношение к природе?

— У старшей дочки мечта — открыть свой бизнес, связанный с научными открытиями, второй сын планирует работать в компании Google, третий сын хочет стать юристом и защищать права людей. Ну, а младшая доченька пока мала, поэтому пока не могу сказать, о чем она мечтает.

— Родительский взгляд: как нужно воспитывать нынешнее поколение, какие критерии в воспитании должны быть обязательными? Что необходимо взращивать в детях и каким образом?

— Самое главное, мы должны научить детей быть счастливыми, уметь радоваться, даже если что-то пошло не так, уважать людей и их мысли. Не ущемлять права людей и не быть ущемленным – это очень важно.

Беседуя с ними о растениях, о деревьях, о природе в целом, я объясняю им то, что природа – это наше здоровье, а его нужно беречь.

— Талантливый человек талантлив во всем. Есть ли у Вас скрытые таланты, может играете на музыкальных инструментах?

— Нет, на музыкальных инструментах я не умею играть, но готовлю вкусно.

— Скажите, как родитель, какое у Вас отношение к тому, что в современном мире и девочки, и мальчики работают в различных сферах деятельности? Насколько это приемлемо обществом?

— Я думаю, что это вполне приемлемо. Лучше пусть человек занимается любимым делом в пользу себе и людям, чем бездельничать и вредить обществу.

— Ваши пожелания казахстанской науке и молодежи...

— Казахстанской науке желаю значительного прорыва, выхода на международный уровень и мирового признания. Молодежи желаю достижения намеченных целей и оставаться позитивными при любых обстоятельствах.

Ляйлим АБЕУОВА

Фотографии предоставлены Х. Рафиковой

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Ассамблеи народа Казахстана обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Для авторизации обратитесь по адресу ank_portal@assembly.kz.

Похожие материалы