Как новейшие технологии меняют традиционные медицинские практики

21.07.2017 5106

 IT — основа будущей системы здравоохранения Казахстана

Министерство здравоохранения намерено решить проблемы с бумажной нагрузкой специалистов и очередями в поликлиниках с помощью компьютеризации и информатизации отрасли. Помимо этого, в ведомстве собираются активно использовать мобильные приложения и телемедицину. В интервью EL.KZ и.о. генерального директора Республиканского центра электронного здравоохранения Олжас Абишев рассказал, как ноу-хау от Минздрава скажутся на работе врачей и здоровье пациентов.

- Олжас Амангельдиевич, добрый день! Планов у Министерства здравоохранения на ближайшие годы много, однако многим непонятно, какая роль отводится в этой работе Вашему центру.

- В 2013 году в рамках проекта Всемирного Банка по проведению реформ в сфере здравоохранения, в частности, информатизации сферы здравоохранения был сформирован Республиканский центр электронного здравоохранения.

В 2014 году к нам приезжали специалисты из Европы, они провели аудит текущей ситуации по информатизации в сфере здравоохранения и выработали несколько рекомендаций. На их основе был подписан достаточно крупный проект между Правительством Казахстана и Всемирным Банком по внедрению платформы интероперабельности (интероперабельность -  способность продукта или системы взаимодействовать и функционировать с другими продуктами или системами без каких-либо ограничений доступа и реализации - прим.)

В 2013 – 2014 годах у Министерства здравоохранения было 18-19 систем, которые уже работали: регистр сахарного диабета, электронный реестр онкобольных, но все они были разрознены, между собой никак не интегрированы. Европейские специалисты рекомендовали интегрировать все эти системы в одно поле, чтобы информация между ними свободно «перетекала».

Пациент не должен ходить с кучей бумаг и снимков, он должен приходить в медицинскую организацию, где считывают его штрихкод с ИИН, и система сама поднимает все данные о его медицинском состоянии, аллергическом фоне. Сейчас мы к этому движемся.

В начале 2015 года Всемирный Банк объявил большой тендер на этот проект, в январе 2016 года мы подписали контракт. Министерство здравоохранения подписало контракт с компанией Ериксон на внедрение платформы интероперабельности совместно со специалистами Всемирного Банка. Этот проект сейчас находится на стадии завершения, уже в ноябре – декабре мы его завершим.

По итогам этого проекта мы объединим 21 уже существующее портальное решение. Это позволит все данные, которые находятся в 21 системе, привязать к ИИН резидентов РК. В результате мы создаем электронный паспорт здоровья пациентов на основе международных стандартов.

Также мы делаем электронный кабинет врача, чтобы специалист мог отслеживать динамику прикрепленных к нему пациентов.

Если произойдет вся эта интеграция, то врачи автоматически избавляются от бумажной рутины и будут работать только в этой системе. Суть и цель нашей организации – все платформы унифицировать, стандартизировать, имплементировать эти стандарты в систему.

- Несмотря на нехватку компьютеров и проблемы с доступом в интернет Минздрав планирует перевести врачей на электронный формат работы с 1 января 2019 года (через 1,5 года). На какие основные этапы была разделена работа? И как вы решаете попутные проблемы?

- Информатизация и безбумажная больница – громоздкие задачи. Тут есть несколько игроков: акиматы, Министерство информации и коммуникаций, которое отвечает за доступ к интернету, его внедрение и распространение, и Министерство здравоохранения в части информатизации самого программного уровня.

Между Минздравом и акиматами уже подписаны меморандумы. Это план работ до конца 2018 года, где местные исполнительные органы берут на себя ответственность по обеспечению больниц компьютерным и серверным оборудованием, доступом в интернет. Это все, что нам нужно. Кроме компьютера, ничего в больницах устанавливать не нужно.

По доступу в интернет у нас есть договоренность с МИК, что они в первую очередь медицинским организациям до конца года минимальный канал связи обеспечат. Есть подписанный план работ, по которому мы двигаемся, и на данный момент ведем переговоры с разработчиками медицинских информационных систем, чтобы они в рамках ГЧП предлагали выгодные условия либо сервисную модель больницам.

- Давайте говорить на конкретных примерах. Что получает пациент?

- Конечный пользователь получает личный кабинет на портале Электронного правительства, где у него будет электронный паспорт здоровья. Все это даст ему доступ к собственным медицинским данным. Сейчас пользователь не имеет такого доступа, потому что изначально было так заложено, что только Министерство здравоохранения собирает статданные с электронных систем.

В 2019 году при входе на портал Электронного правительства у вас появится еще одна вкладка «Ваше здоровье», к примеру. Вы ее кликаете и получаете все данные о группе крови, полученных медицинских услугах, динамике вашего здоровья.

Плюс к этому мы хотим подключить существующие сенсоры на мобильных приложениях для мониторинга состояния здоровья пациентов. Если пациент пережил операцию, и он подключает свой телефон к порталу Электронного правительства, не обращаясь физически в больницу, он сможет удаленно отправлять данные о своем ритме сердца, давлении. И не нужно ему, например, из Атырау ехать в Астану, чтобы обследоваться, получать послеоперационный мониторинг.

Люди, страдающие сахарным диабетом, постоянно наблюдаются в больницах. Используя существующие мобильные технологии, вы сможете удаленно отправлять данные своему лечащему врачу. Необходимо ведь учитывать географию, а вы знаете, что у нас огромная территория, а специализированных центров очень мало. Вместо того, чтобы строить в сельских округах крупные профильные больницы, можно просто использовать мобильные технологии - унифицировать процесс общения с пациентами.

В дальнейшем мы планируем развивать и другие функции по удаленной диагностике. У нас есть проект по телемедицине, но она предназначена для общения врача с врачом. Вы приходите к врачу, он все ваши данные отправляет другому врачу, они проводят консилиум. Теперь мы к этой системе хотим подключить пациента, чтобы пациент, находясь дома, мог сказать врачу: вот мой ИПЗ (индивидуальный паспорт здоровья - прим.), я даю согласие, чтобы Вы его открыли, и врач смотрит состояние. Врач может провести вам консультацию. Пациент теперь не будет стоять в очереди и ждать своего врача, а может удаленно к нему записаться и проконсультироваться.

- Извечная проблема с очередями в поликлиниках решится?

- Здесь нужно смотреть глобально. Вы приходите к врачу и говорите: я себя плохо чувствую, угадай, что со мной не так. В свою очередь врач имеет доступ к вашему электронному паспорту здоровья и уже может какие-то первичные данные посмотреть и узнать, какие вы получали медицинские услуги в прошлом году, какой был эффект, каково ваше состояние.

Если система будет иметь доступ к вашему мобильному телефону, то можно будет посмотреть, сколько человек спал сегодня, сколько двигался. Если человек страдает сахарным диабетом и у него небольшая физическая активность, это автоматически приводит к выводу, что вам нужно больше двигаться. У врача будет больше данных для понимания полной картины, почему пациенту плохо. Сейчас врач осматривает и направляет на кучу анализов, на различные снимки. Затем вы понимаете, что этот врач вас не устраивает и вы идете в другую больницу. Другой врач отправляет вас по новому кругу: анализы, КТ, МРТ и т.д.  Получается, что вы тратите время и деньги.

Этот процесс мы хотим оптимизировать. Если у нас будут общие данные сертифицированных систем, то не будет надобности пересдавать эти анализы, предоставлять эти направления. Все будет происходить с разрешения пациента. Пациент будет давать разрешение на доступ к своему ИПЗ.

- А врачи готовы к таким переменам?

- Врачи сами ждут, когда это все заработает, потому что сейчас они вынуждены вести эту работу на бумаге, в компьютерах, а также в других системах. Получается, что на этот процесс они тратят больше времени, чем на свою профессиональную деятельность. Тратится много времени на сбор данных о пациенте. Система позволяет минимизировать все эти процессы.

Вот вам конкретный пример. В Кызылорде запущен пилотный проект под названием «Патронажная медсестра». Совместно с Юнисеф мы разрабатываем мобильное приложение. Сейчас медсестра до обеда находится в поликлинике, собирает все данные о своем контингенте и после обеда начинает обход, затем возвращается в поликлинику и перебивает все это в базу, для того, чтобы данные были доступны центральному аппарату.

Мы создаем мобильное приложение. Теперь медсестра идет, вбивает ИИН ребенка и на месте вводит всю информацию: состояние нормальное, аллергии нет. Ей не нужно возвращаться в поликлинику и вбивать все данные в систему. 

- Когда в других регионах заработает эта система?

- Проект планируем завершить в сентябре этого года, также есть договоренность с организацией ЮНИСЕФ, что все исходные коды по этому мобильному приложению будут безвозмездно переданы нам. По мере получения мы опубликуем их на нашем сайте или сайте Минздрава для бесплатного скачивания.

Сейчас мы придерживаемся концепции, по которой пилотный проект разрабатывается и обкатывается с нашими международными партнерами, а  затем бесплатно распространяется для других пользователей.

На данный момент на Электронном портале правительства зарегистрировано 600 тысяч пользователей из 18 миллионов жителей страны, из них активно порталом пользуется примерно 200 тысяч человек. Мы говорим, что на портале появляется инструмент, который будет доступен, однако по количеству конечных пользователей я ничего сказать не могу. Может, все 18 миллионов человек будут им пользоваться, а может – и 200 тысяч.

Главное в том, что мы не будем создавать новых порталов, а будем делать только дополнительное окно на Egov.  

- Какие сервисы уже работают?

- Можно записаться на прием к врачу. В каждой поликлинике есть свой сервис, но мы хотим сделать один единый, чтобы человек заходил и уже дальше мог обратиться в нужную поликлинику. Повторюсь, в отдельных поликлиниках такая система уже работает, но унифицированного решения нет.

На сайте СК Фармации можно, например, получить сервис по проверке лекарственных препаратов в самой больнице. Если человек обращается в больницу и больница говорит, что определенного препарата нет, то можно зайти на сайт СК Фармации и проверить, так ли это на самом деле.

Это основной функционал.

- Много вопросов по виртуальному формату торговли лекарственными препаратами. Как это будет работать?

- Давайте разделим ответ на две части: как это есть и как это будет. Для того, чтобы описывать систему, мы должны ее разбить на два этапа: методология – сам процесс и IT-инструменты. На данный момент существует информационная система лекарственного обеспечения. В ней работают сотрудники Министерства здравоохранения, Комитета фармации и аптеки, имеющие договоры на распространение такой продукции.

Доступ к этой системе также имеют врачи, назначающие медикаменты. Аптека, имея доступ к этой системе, видит, что пациенту был назначен определенный препарат, но самого пациента в этой системе нет. На данный момент система работает именно таким образом.

Теперь методология фармобеспечения меняется. На базе нашего центра мы должны создать инструмент, модифицировать существующую систему лекобеспечения, предоставив доступ в нее пациенту, чтобы он видел, что ему назначено и где это лекарство можно забрать.

У пациента на портале должен быть выбор: а – выбрать бесплатное предложение в рамках государственного обеспечения, б – получить другой препарат, доплатив определенную сумму, но есть еще один вариант – купить препарат, который не входит в созданный перечень. Более того, пациент сможет заказать доставку на дом. Такую возможность мы планируем предоставить к январю 2019 года.

Еще одно запланированное новшество заключается в том, что сейчас все врачи назначают определенные конкретные препараты, мы же хотим такие факты исключить. Для этого будет внедрена система МНН, чтобы врачи не назначали конкретные препараты, а лишь давали назначения к препаратам. Мы на базе платформы хотим привязать электронный паспорт здоровья к таким направлениям. Смысл в том, чтобы система анализировала назначенные препараты с общим состоянием здоровья пациента, проверяла лекарственные препараты на аллергический фон и выбирала подходящие лекарственные средства из общей базы. Такой функционал существует в других странах, и мы хотим реализовать его у нас.

- С января 2018 года в Казахстане будет действовать обязательное медицинское страхование. Какая роль по внедрению этой системы отводится РЦЭЗ?

- Наш центр сейчас помогает Фонду по модернизации IT-инфраструктуры. В частности, мы работаем по двум направлениям: регистр потребителей медуслуг, который позволит медицинскому персоналу, отсканировав ваше удостоверение личности, определить, смогут ли они оказать вам услугу в рамках медстрахования или нет. Для этого определения посылается запрос через ИИН в Фонд, где проверяются ваши отчисления. Есть они есть, то вы можете получить услугу. Мы помогаем реализовать такой технический инструмент.

Во-вторых, это выбор поставщика. Поставщик – медицинская организация, которая хочет заключить контракт с Фондом. Мы хотим, чтобы организация, вбив свой БИН, все остальные документы из других информационных систем получала автоматически. Другими словами, оптимизируем процесс подачи заявки, облегчая работу самому Фонду и потенциальным поставщикам.

Система работает на базе прототипа, что необходимо для исключения человеческого фактора и подделки документов. Плюс к этому, мы экономим время: не нужно собирать комиссию, документы в электронном формате поступили, электронная подпись проставлена, и они ушли к другому члену комиссии. Все прозрачно. Поставщик будет видеть все этапы рассмотрения его заявки. Чем прозрачнее процессы, тем меньше возникает вопросов.  

Похожие материалы