Что общего между казахами и туркменами?

30.10.2019 932

 

Туркмены – гордый, прямолинейный народ. Кажется, что о них известно многое, и в то же время ничего. Возможно причиной формирования таких особенностей стали суровые климатические условия проживания. Историю многих этносов, проживающих в Казахстане, можно начинать со времен депортации. Большая часть из них были депортированы на территорию Казахстана в тяжелые военные годы, а также переселены в рамках освоения целинных и залежных земель. Но туркменский этнос нельзя причислить к таковым – они веками соседствуют с казахским народом. Отсюда и сходство в традициях и обычаях. Однако, каждый народ, как известно, имеет свои особенности. Ведь этим и подтверждается казахстанский девиз: «Единство в многообразии».

Туркменский общественно-культурный центр города Алматы и Алматинской области был официально зарегистрирован в 1995 году. Центр занимается возрождением туркменской культуры в Казахстане, поддержкой развития казахской культуры и культур представителей всех этносов, а также поддержкой отношений с этнической родиной туркмен и казахской диаспорой Туркменистана. Наша редакция провела интервью с председателем центра – Гульнарой Аннакулиевой. Кандидат экономических наук руководит центром с момента его основания. Предлагаю окунуться в особенности туркменской культуры.

- Гульнара Атаевна, расскажите, пожалуйста, о вашем этнокультурном центре.

- Вообще история создания нашего этнокультурного центра берет свое начало с сентября 1992 года, когда председателю общества «Отан» Казахстана господину Батырбекову поступило письмо от председателя одноименного общества («Ватан») Туркменистана с просьбой направить в октябре 1992 года в Ашхабад на курултай двух представителей туркменской национальности из Казахстана. Соседом по дому председателя общества «Отан» Казахстана был директор научно-исследовательского экономического института, в котором я тогда работала, - Эдыге Туркебаев. Он мне и передал эту новость. Так, в октябре 1992 года мы со старейшиной туркменской диаспоры в Казахстане Ашир-ага Довадовым отправились на курултай. На курултае мы прониклись мыслью о регистрации в Алматы Туркменского общественно-культурного центра. Вернувшись из Ашхабада мы с Ашир-ага Довадовым начали подготовку к созданию нашего общественного объединения.

В нашем центре более 100 человек. Большую активность в работе центра проявляют оралманы из Туркменистана. В трудные 30-е годы сотни тысяч жителей Казахстана нашли приют в пределах Туркменистана, большинство там родились и выросли. В настоящее время многие вернулись на свою историческую родину - в Казахстан, но о жизни в Туркменистане, отношении туркменского народа всегда вспоминают исключительно добрым словом. И туркмены чувствуют себя уверенно и спокойно в братской многонациональной семье народа Казахстана.

- Сколько этнокультурных центров туркменского этноса существует на сегодняшний день в Казахстане?

- В стране на сегодня официально зарегистрированы туркменские этнокультурные объединения в Алматинской, Мангыстауской, Карагандинской, Костанайской и туркменское этнокультурное объединение города Нур-Султан. Получается, в общем 5 этнокультурных центров. Все они работают над содействием гражданам их успешной интеграции в реформируемую рыночную экономику, развитием образовательных и культурных программ, содействием развитию экономических и культурных связей между Туркменистаном и Казахстаном.

- Есть ли при вашем этнокультурном объединении молодежное крыло и проводится ли обучение государственному языку?

- Да, в нашем центре на сегодняшний день развивается молодежное крыло. Оно нацелено на тесное взаимодействие с молодежными крыльями других центров. Вот уже четвертый учебный год в нашем этнокультурном объединении функционирует воскресная школа. Ее целями и задачами являются расширение знаний родного туркменского языка и овладение знанием государственного казахского языка. Наряду с этим, есть группы по изучению казахского и туркменского языков. Кроме того, хотелось бы добавить, что при культурном центре действует самодеятельный танцевальный коллектив «Бахар», в котором участвуют 8 человек.

- Сколько туркменов проживает в Казахстане? Где наиболее расселены?

- По официальным данным в Казахстане проживает приблизительно 2000 туркмен. Однако, фактически, по некоторым данным, количество туркмен составляет 10 тысяч человек. Все туркмены в Казахстане – горожане. Представители нашего этноса равномерно распределены по всей территории страны. Но, можно сказать, что больше всего туркмен компактно проживает в Байдибекском районе Туркестанской области.

«Что касается туркмен, то они, будучи также кочевниками, дисперсно проживающими в одной из великих пустынь мира – Каракум, сохранившие в полном объеме культ коня, культуру всадника-«кентавра», дух и менталитет представителя кочевой цивилизации, в этнопсихологическом отношении очень и очень родственны и, по-человечески, симпатичны казахам. Туркмены Казахстана, являясь полноправными гражданами Республики Казахстан, не имея психологических барьеров в сфере языковой, культурно-цивилизационной, культурно-обрядовой среды, сохраняя свою этноидентичность, объективно вносят свою лепту в дело и идею становления и развития единого казахстанского общества. Туркмены Казахстана, как видим, являются составной частью казахстанского общества, привнося своей самобытной культурой, врожденным чувством кочевнического закала толерантности, открытостью и душевностью особый аромат и настрой в казахстанскую симфонию межнационального согласия, содружества».

                                                                                                                            Этнограф Ернар Оразбек

- Туркменский этнос, как известно, соседствовал с казахским народом на протяжении многих веков. Расскажите, пожалуйста, историю этноса.

- Туркмены издревле жили совместно и по соседству с казахами на берегах Каспийского моря. Согласно жизненной легенде: «Туркмены и казахи роднились между собой. Праматерь адайского рода Косай – туркменка Огыл-Менли. Когда старый Косай потерял свою семью при переходе реки Чу, первым к нему пришел его туркменский друг и отдал ему свою молодую дочь. Отсюда этот род называют еще и турикпен-адай". Такая тесная территориальная близость всегда сопровождалась близостью традиций, обычаев, религии, исторических судеб. После размежевания границ в 20-е годы прошлого столетия многие туркмены остались жить на территории Мангистауской области. Часть нынешних казахстанцев туркменского происхождения остались на постоянное место жительства после прохождения воинской службы в Казахской ССР, а также после участия в освоении целины. Были и печальные страницы, когда туркмены избирали местом своего жительства Казахстан, после своего освобождения из застенков КАРЛАГА. В современное время в Казахстане проживает много смешанных казахско-туркменских семей.


- У каждого народа есть свои обычаи и приметы. Расскажите о них подробнее.

- Обычаи, традиции и быт туркмен очень суровые, что обусловлено сложными природными условиями. Населенные пункты (оазисы) занимают один процент территории страны. 99% территории – это пустыня Каракум. В пустыне очень трудно выжить, поэтому одежда (массивный головной убор) защищает организм от перегрева, длинная женская одежда удобна в условиях юрты, обильное чаепитие помогает переносить высокие летние температуры. Традиции ислама также отражаются в обычаях. Туркмены очень толерантны и немногословны, слово старшего – закон. Из музыкальных инструментов используется «дутар» (в переводе с фарси: «до» – два, «тар» – струна), гыджак, туйдук (свирель) и гобыз (кобыз). Исполнители на дутаре называются бахши, (то есть, - баксы, шаман). Таким образом, происхождение дутара – доисламское и исполнение музыки на нем являлось атрибутом языческих верований. Из древних традиционных танцев популярен, особенно у йомудов – «кушт депти». Этот танец также является ритуальным и имеет доисламское происхождение. Он исполнялся в хороводе, под музыку и пение бахши (баксы) и был направлен на изгнание злых духов и имел лечебный эффект.


- Расскажите о выходцах туркменского этноса, которые представлены, возможно, в политике, искусстве, культуре и спорте.

- Выдающимися представителями туркменского этноса в области языка, литературы, истории, науки является академик Курбан Аманниязов. Наша диаспора гордится военным летчиком в отставке Сапаром Назаровым, военным в отставке Бабамурадом Худайбердыевым, долгие годы возглавлявшим пожарную часть Жетысуйского района города Алматы; бывшим сотрудником министерства обороны Республики Казахстан, ныне пенсионером - Гульдымурадом Мустаевым. Больших вершин в искусстве достиг старейшина нашего центра, член Союза художников Республики Казахстан Шихдурды Орадов; музыковед Шахым Гуллыев. И, конечно же, в спорте выдающимся представителем является бывший футболист и тренер «Кайрата» - Курбан Бердыев.

- Когда в ходе Международной выставки «ЭКСПО-2017» я посетил павильон Туркменистана, меня удивило, что братский этнос так же ранее использовал юрту в качестве жилья. Расскажите об особенностях туркменской юрты.

- Для кочевых народов юрта - это не только жилище, а нечто намного большее, своеобразная концентрация бытия, объединяющая быт, религию, исторические традиции и культуру.

Туркменская юрта - ой, гара-ой, сохраняющаяся до настоящего времени в качестве летнего жилища, состоит из деревянного остова и войлочных покрышек. Нижняя цилиндрическая часть остова - деревянная складная решетка – тэрим - в свою очередь состоит из четырех отдельных складных частей - канат (ганат, — «крыло»). В колониальный период у текинцев встречались иногда юрты из шести и более канатов, что считалось обычно признаком большого богатства. Верхняя часть остова - деревянный обод - туйнук - соединяется с нижней решеткой посредством тонких, слегка изогнутых жердей - ук, длиной 2-2,5 м. Жерди прикрепляются к решетке плетеными или витыми шнурками - укбагщик, продетыми в отверстия на нижних концах уков.

Войлоки, составляющие наружный покров юрты, обычно изготовляются из серой овечьей шерсти. Юрты, крытые белыми кошмами, встречались только в богатых хозяйствах и предназначались либо для почетных гостей, либо ставились молодоженам. Один из войлоков - серпик - покрывает верхнюю часть юрты до обруча, два войлока - узук - служат для покрытия остальной части куполообразного верха и, наконец, четыре специальных кошмы - дурлук - предназначаются для покрытия нижней решетчатой части юрты. Войлоки, составляющие наружный покров деревянной решетки -терим, прикрываются с внешней стороны камышовыми циновками, предохраняющими их от порчи. Это отличает туркменскую юрту по внешнему виду от казахской.

Одной из характерных особенностей туркменской юрты, также отличавшей ее от типов юрт, распространенных у других среднеазиатских народов, являлся более пологий купол. Но он не был одинаково пологим у всех туркменских племен. Йомудская юрта отличалась самым пологим куполом, човдурская - самым высоким, а текинская занимала промежуточное положение. По форме купола човдурская юрта напоминала каракалпакскую. Сближало их и наличие в човдурской юрте узорных тканых полос - дармык украшавших купол юрты с внешней стороны и внутри.

Основные части туркменской юрты: очаг, тор, мужская половина, женская половина. Тор – для почетного гостя, очаг – для долгих разговоров. Очаг – это душа юрты. Туркмены верят, что в очаге живут духи предков. Перешагивать через очаг нельзя, как и бросать в него мусор или объедки. Это место – святое. Нельзя даже поворачиваться к нему спиной, как и двигать дрова ногами. Очаг – это счастье. «Отдашь огонь из очага – уйдет счастье из дома», ‒ говорят старики. Когда невеста входит в дом суженого, она кланяется очагу.


Туркменская юрта, вид снаружи


Туркменская юрта, внутреннее убранство

- Туркменская музыка и танцы отличаются своей самобытностью. Расскажите о музыкальных инструментах и национальных танцах.

- Танец был особенно популярен у туркмен, населявших побережье Каспийского моря, у племени — йомуд. В конце 1990-х годов танец куштдепти начали танцевать по всему Туркменистану и приравняли к национальному танцу туркменского народа. Куштдепди танцуют на всех праздниках, торжествах или свадьбах. Начинается танец напевами первых аккордов жанрового туркменского песнопения «газал» в исполнении юноши и девушки, делающие при этом первые, плавные «па» танца. Окружающие наблюдая за их движениями, сопровождают похлопыванием ладоней. В конце каждого четверостишия «газала» они восклицают традиционное «эй-ха», «ух-ху», «кушт-кушт». Во время танца руки танцующих не соприкасаются. Иногда в самом центре тон всем остальным задают мужчина и женщина. Люди двигаются по кругу с приподнятыми руками. Танцующие периодически останавливаются со словами «кушт, кушт, куштдепди».

Обычно танец завершается звучным криком «хув-хак», все танцующие останавливаются и подносят руки к лицу. Существует три разновидности куштдепди. Это «бир депим» — когда участники танца одновременно правой рукой и правой ногой делают своеобразный полуоборот в левую сторону, затем возвращаются в исходное положение и вместе продолжают движение по кругу. «Ики депим» — когда танцующие делают два полуоборота подряд, и «уч депим» — три полуоборота. Важно сохранять единый ритм и синхронность движений.


Туркменский танец «Куштдепди»

- Еще один интересующий нас вопрос – это национальные костюмы. Расскажите о мужском и женском нарядах.

- Национальная одежда туркмен - это практически их второе лицо, за которым они очень бережно ухаживают, часто его балуют и безмерно им гордятся перед другими. При этом их национальный костюм - это не просто предмет роскоши и хвастовства, а прямое отражение быта, традиций и верований этого народа. Его формирование длилось долгое время, и с каждым разом появлялась та или иная деталь одежды, непременно что-то значившая. Туркмены в одежде предпочитают наличие разнообразных ярких красок. Чтобы добиться того или иного цвета, ткань долго и тщательно обрабатывалась красителями, естественно, растительного происхождения, которые либо можно было найти на территории собственного государства, либо их привозили из-за границы, в основном из Ирана. Но, тем не менее, желаемого цвета всегда добивались, каких бы усилий это не стоило. Любимым и самым почитаемым, согласно народным приданиям, цветом был красный.

Красный цвет у туркмен всегда был символом животворящей силы природы, люди верили в его магические свойства оберегать человека и во всем помогать в жизни. Действительно ли этот цвет выполнял все эти обязательства, возложенные на него суеверными племенами туркмен, доподлинно не известно.

Мужской костюм состоял из рубахи свободного покроя, штанов, халата, которые шились из хлопчатобумажной ткани. Халат же делали из полосатой ткани (шелка), обычно красной, в белую и черную полоску. Обувью служили туфли с загибающимся кверху носом, которые надевали поверх шерстяных носков.

Женский костюм так же, как и мужской, состоит из рубахи прямого покроя (платья), штанов, халата и головного убора, который до сих пор сохранил национальное своеобразие народного костюма. Доминирующим цветом в одежде туркменок является красный. Женская рубаха шилась из красного, малинового шелка. Уличной одеждой служили халаты «чабыты» и «чекмены», сшитые из темно-синих, темно-зеленых или красных шелковых тканей с белыми или желтыми полосками. Праздничные халаты отличались роскошной вышивкой.


- Национальная кухня каждого этноса – это олицетворение образа жизни. Какие блюда подаются на праздничный дастархан у туркменов?

- Туркменская кухня так же, как и казахская, славится обилием мясной продукции. Кроме того, наша кухня богата сладостями. Наиболее распространенными блюдами являются плов, чектырме, дограма, фитчи, ишлекли, кара чорба, каша мяш-мяш, кунжутная халва, сач-халва.

- Очень богатая и интересная кухня. Совсем недавно президенты Казахстана и Туркменистана встретились в Ашхабаде. При встрече главы двух государств отметили высокий уровень политического диалога между странами. Какой вклад вносит туркменский этнос в укреплении дружбы между соседними государствами и каковы ваши пожелания в этом вопросе на будущее?

- На встрече Президента Казахстана Касым-Жомарт Токаева в Ашхабаде с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым был отмечен высокий уровень политического диалога между Казахстаном и Туркменистаном, носящий доверительный и открытый характер. При этом было отмечено, что развитие казахско-туркменских отношений движется по восходящей линии. Было высказано пожелание о поддержке с туркменской стороны создания центральноазиатской «Шенген-зоны», что является отражением чаяний населения о безвизовых поездках в наших сопредельных странах, прежде всего, для привлечения иностранных туристов, так и самих граждан. Хотелось бы отметить неоценимый вклад неправительственных организаций наших стран, каковой является Туркменское ЭКО, объединяющее туркменский этнос Казахстана и жителей страны, интересующихся туркменской культурой, в укрепление дружбы между соседними государствами. В связи с этим, хотелось бы в будущем совершить поездку в Туркменистан в составе представительной делегации, включающей в себя видных деятелей казахской интеллигенции, творческих личностей, ученых нашей страны. Ведь тяга к такого рода взаимоотношениям, как со стороны населения Казахстана, так и Туркменистана огромная. Тем более, что соответствующее соглашение в свете гуманитарно-культурных отношений между нашими странами подписано Президентами Казахстана и Туркменистана.

- Гульнара Атаевна, спасибо вам большое за интервью. Мне хочется пожелать успехов и творческого подъема вашему этнокультурному центру!

- Спасибо! И вам желаю успехов!

 Беседу вел Туремурат Дабисов


Похожие материалы