Атсалим Идигов: Казахстан - моя единственная Родина

31.08.2020 286


Атсалим Идигов - его я знаю не понаслышке, мне посчастливилось проработать с ним, на протяжении пяти лет. Человек с большой буквы, у него можно научиться спокойствию, трудолюбию, развитию, и любви к родной стране. Несмотря на то, что он по национальности чеченец , он всегда, говорит что в его груди бьется казахское сердце. И в правду, от истинного казаха его не различишь: разговаривает на казахском языке, знает все обычаи и традиции народа, уважает историю и подает пример патриотизма, подрастающему поколению.

Истинный патриот своей страны

Атсалим Идигов известный журналист и общественный деятель. Он родился в многонациональном Казахстане на благодатной земле Алматинской области. Здесь его родители – отец Салам и мать Халипат – оказались в далеком 1944 году. Несмотря на то, что они детьми были депортированы в Казахскую ССР (Саламу было 13 лет, Халипат – 10 лет), суровую февральскую ночь помнили всю жизнь. Их, как и сотни других чеченских семей, депортировали из Чечено-Ингушской АССР в Казахскую ССР. Эшелон из Грозного шел в Казахстан почти месяц. В дороге умирали старики и дети – от голода, холода и эпидемии тифа. Отойти от вагона на пять метров считалось побегом и каралось расстрелом. Идиговы не любили вспоминать об этом. Супруги дали слово друг другу детям ничего не рассказывать, они хотели, чтобы те росли спокойно. Этот человек прошел тот жизненный путь, который, является, образцом для подражания.

Атсалим Саламович – истинный патриот своей страны, профессиональный специалист, верный спутник жизни и прекрасный отец. 80-е годы прошлого столетия были для него, выпускника журналистского факультета КазГУ, периодом становления. Его острые, проблемные статьи в талдыкорганской областной газете «Заря» всегда находились в центре внимания партийных органов. В результате их рассмотрения за недостатки в работе наказывались руководители, принимались меры, а были даже случаи, когда освобождали от занимаемых должностей нерадивых руководителей. Особенно талант Атсалима Идигова как журналиста проявился в годы установления независимости.

Но нынешний, зрелый журналист Идигов отличается от прежнего тем, что его произведения в основном носят позитивный, созидающий характер. Сегодня он прежде всего публицист-аналитик, имеющий свою позицию и четкие взгляды на происходящее в нашем обществе. Его яркие и глубокие по смыслу, познавательные по содержанию статьи опубликованы во многих республиканских изданиях: в «Казахстанской правде», «Егемен Казахстане», «Айкыне», «Литере», «Анатілі», «Қазақ Әдебиеті», в журналах «Менің елім» и «Достық». Передачи и сюжеты с его участием транслировались на всех республиканских телеканалах. Он четырнадцать лет проработал консультантом, советником, пресс-секретарем, руководителем пресс-службы акима области. Возглавлял региональные газеты. Один из тех, кто стоял у истоков создания национальных культурных центров. Пятнадцать лет был неизменным руководителем областного чечено-ингушского этнокультурного объединения.

В 90-х годах участвовал в различных миротворческих миссиях, в том числе и на Северном Кавказе. Много сделал для сохранения спокойствия и стабильности в нашем регионе.

С первых дней является членом Ассамблеи народа Казахстана. Активный участник различных мероприятий: «круглых столов», международных конференций, форумов, съездов. В составе делегации Ассамблеи выезжал в зарубежные страны – Россию, Японию, Германию, Таджикистан. Член политсовета НДП «Нур Отан». Лауреат Премии Союза журналистов Казахстана. Заместитель председателя республиканского Клуба ведущих журналистов. Победитель республиканских творческих конкурсов.

Атсалим Идигов – хороший оратор и публицист. Известность в казахстанском обществе он обрел благодаря своим впечатляющим выступлениям на мероприятиях различного уровня. Особенно большой резонанс вызвал его яркое и эмоциональное выступление на 13 съезде НДП «НурОтан» в Астане. Не менее обсуждаемым стало и открытое письмо Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву в преддверии 20 –летия Независимости, опубликованное в газете «Казахстанская правда».

Особое место в его журналистском творчестве занимают вопросы национальной политики, мира, стабильности и межнационального согласия в обществе. Цикл статей в региональных и республиканских СМИ посвящен Ассамблее народа Казахстана, Президенту страны Нурсултану Назарбаеву, братским отношениям между казахским и вайнахским народами.

Умело используя силу слова, он много делает для пропаганды государственного языка, культуры, обычаев и традиций казахского народа.

Сейчас Атсалим Идигов является главным редактором областной газеты «Огни Алатау». Он удостоен звания « Почетный журналист Республики Казахстан», а также стал почетным гражданином Алматинской области, города Талдыкоргана и родного Коксуского района. Журналист получил высокую правительственную награду – орден «Құрмет».

Жизненный путь Атсалима Идигова условно можно разделить на два направления: первое – творческая деятельность, второе – общественная. И там, и здесь он зарекомендовал себя как высокий профессионал, истинный патриот, человек активной жизненной позиции.

Безмерная благодарность казахскому народу

В своей творческой деятельности Атсалим Идигов освещает вопросы мира, стабильности, межнационального согласия, деятельности Ассамблеи народа Казахстана в этом направлении. Многие его публикации также посвящены государственному казахскому языку, обычаям, традициям и культуре народа.

Особое место в творчестве Атсалима Идигова занимает деятельность Лидера нации Нурсултана Назарбаева, направленная на укрепление и сохранение мира и согласия, единства и стабильности в нашем общем доме. Свободно владея государственным языком, Атсалим Саламович всегда отмечает его значимость и роль в жизни каждого казахстанца вне зависимости от национальной принадлежности. Наш герой с уважением и благодарностью относится к казахскому народу. Ведь в годы переселения казахи приняли чеченцев как своих родных. Среди переселенцев была и его семья, об этом он говорит в своих статьях как «Чеченец, воспевающий казахскую степь», «Депортация вайнахов – преступление века». И не только эти статьи собраны в одной книге под названием «Судьбы связующая нить». Почти во всех статьях автора мы можем увидеть огромную благодарность казахскому народу. Он пишет об удивительном гостеепримстве, о дружбе.

По его словам он знает, как было трудно его предкам, в период депортации. И он безмерно благодарен казахам, за то что пережили тяжелейшие испытания вместе и не оставили в беде другой народ.

- Люди выстояли, вынесли голод, холод, болезни благодаря единству, взаимной поддержке, милосердию и состраданию друг к другу. Общая трагедия объединила народы, сблизила их. Две разные народы - степные казахи и горные кавказцы - живут в мире и согласии. В дань уважения все чеченское население говорит на казахском языке или понимает его. Это не дань моде, а дань глубокому уважению к казахам, с которыми они живут на одной земле вот уже на протяжении 60-ти лет. Это - стремление постичь мудрость, величие, богатство и красоту древнего народа. Фактически ментальность, психология родившихся в 50-е годы и живущих здесь формировались на основе культур, обычаев и традиции двух народов - чеченского и казахского. В этом и преимущество, в этом их духовное богатство. Я помню, когда народный артист Чеченской Республики Валид Дагаев во время телемоста Грозный-Усть-Каменогорск пел любимую песню «Он алты кыз», многие зрители плакали. Валида Дагаева называют на родине чеченским акыном, воспевающим казахскую степь, - отметил он.

Читая материалы Атсалима Идигова можно научиться уважению своей стране. В одном из его материалов говорится о событиях 1944 года. Это год переселения чеченцев. Автор рассказывает в подробностях о том зловещем дне 23 февраля.

Многие из казахстанцев не знают, что это траурный день для чеченцев.

- А было это так. 23 февраля 1944 года, когда люди безмятежно спали, в каждый дом по всей республике врывались вооруженные сотрудники НКВД. Они выводили мужчин, в основном это были пожилые люди, женщины и дети, на улице брали их в кольцо. Возле каждого аула наготове стояли машины с пулеметами «Максим», - отрывок из статьи.

Перед глазами страшная картина. А дальше читать статью мешают нахлынувшие слезы.

Вот что вспоминает ветеран Г. Абдуразаков, которому в тот черный день исполнилось 14 лет. «Это было страшное зрелище. Повсюду шум, плач, стоны, проклятья. Когда солдаты всех выгнали на улицу, моя бабушка (ей тогда было 80 лет) упала на землю, вцепилась в нее руками и не хотела подчиняться приказу. Раздалась короткая автоматная очередь. Бабушка так и осталась лежать, обняв землю. Во дворе Магомеда Хазуева тоже послышалась стрельба. На глазах Магомеда убили его любимого сына Даяна. Их пытались предать земле, но солдаты не разрешили.

В течение нескольких часов все села Чечено-Ингушетии опустели. В очагах дымились еще не потухшие угли, во дворах домов бродил скот, протяжно выли собаки, кудахтали куры. Нередко можно было встретить припорошенные снегом трупы людей.

Поезда скорби и печали шли и шли на Восток, увозя вайнахов в неизвестность.

Атсалим Идигов всегда задается вопросом, почему все это произошло? Кто виноват?

Спустя многие десятилетия, эти вопросы стоят и перед нами, живущими ныне. Ведь до сих пор за эти масштабные преступления против человечества еще никто не извинился перед народами и поэтому не все точки еще расставлены над «і». А стало быть не до конца восстановлена справедливость.

Боль и страдания, горе утрат, невозможность вмешаться и что-либо изменить, с другой стороны, гордость за людей, преодолевших унижение, неимоверные трудности и выживших, а так же огромная благодарность народу, принявшему и разделившему горе чеченцев.

Дружба между чеченцом и казахом

По словам Атсалима Идигова, у него много друзей казахов и других национальностей. Один из них Мухтар Кушикбаев, которому он посвятил статью «Добрый след в жизни».

- Мы сильно подружились. Всегда старались быть рядом. В классе сидели за одной партой. Вместе пасли овец, вели домашнее хозяйство, гоняли футбол, пропадали на нашей любимой речушке Жарлыозек, - говорит он

Атсалим Идигов вспоминает различные истории, связанные с лучшим другом Мухтаром. Вот одна из них.

- Пойдем, бывало, на сеновал и начинаем бороться. Вначале, вроде бы, понарошку, а потом уже вполне серьезно, чуть ли не до драки. Видя, что силы неравные (я физически был очень крепким) Мухтар всегда звал на помощь моего старшего брата Абаса. Но и вдвоем они не могли справиться. Тогда к ним присоединялись еще двое-трое соседских мальчишек. Все заканчивалось тем, что я их складывал штабелями, а сам садился сверху и принимал позу победителя. Мухтар при этом почему-то всегда оказывался внизу. «Эй, Нурды-ы-ы! – кричал мой друг (это он мне такую кличку придумал и вспоминал о ней в минуты наивысшего эмоционального подъема) – подожди, придет день, когда Мухтар кушикбаев будет сидеть на твоем месте». На это я ему отвечал: «Ладно, не обижайся, в следующий раз я тебя повыше положу». Обижался, даже не разговаривал, но больше одного дня не выдерживал, -  вспоминает Атсалим Идигов.

Журналист рассказывает, каким замечательным и хорошим был его друг Мухтар. Особенно выделяя его неравнодушие ко всему.

- Вот уже несколько лет как Мухтара нет с нами. Трудно к этому привыкнуть. Но это, к сожалению, реальность. Он ушел, прожив недолгую жизнь (ему было всего 51 год), но выполнив свой человеческий долг, оставив после себя добрый след. И мы всегда будем о нем помнить, он всегда будет жить в нашей памяти – Мухтар, сын Абиша, достойный представитель рода жалайыр. Знаете , дружба не смотрит на национальность, религиозность, возраст. Тому доказательство - наша дружба. Он сын казахов, а я сын чеченцев, но у нас обоих есть любовь к родной земле, - сказал Атсалим Идигов

Здоровый образ жизни – здоровая нация

Атсалим Идигов часто печатается и публикует статьи на очень актуальные и патриотические темы. В этом плане читательский интерес вызывает его публикация «Величие народа – в силе и духовности». Подзаголовок «У нас нет альтернативы здоровому образу жизни». Тема актуальная и обсуждаемая в обществе. Автор приводит множество примеров, связанных с Первым Президентом нашей страны, так как он – пример для всего народа.

Атсалим Саламович всегда учит молодежь нравственности, где бы он не выступал, он рассказывает о вреде алкоголя, курения, наркотиков. Он призывает будущее поколение заниматься спортом.

По мнению журналиста, алкоголь – самая большая проблема.

-Как-то одному человеку сказали: «Вот тебе четыре греха. Первый – воровство, второй – насилие над женщиной, третий – убийство и четвертый – употребление спиртного. Какой бы из этих грехов ты соверши?». Мужчина подумал – подумал и ответил: «Воровство – нехорошо. Насилие над женщиной тем более. Убийство человека? Боже упаси! Выпить водку? Да, вроде бы ничего страшного. Кому от этого я сделаю плохо?» После этого пошел, напился и в пьяном угаре совершил все три предыдущие преступления, - говорит он

Атсалим Идигов с радостью и гордостью рассказывает, что число отвергающих алкоголь и табак растет. И, с надеждой обращаясь к народу, говорит:

- Все наши беды идут от злоупотребляющих, не говоря уже об алкоголиках. Именно их действия нередко идут вразрез с нашими моральными и нравственными ценностями, культурой, обычаями и традициями. В качестве примера приведу и акима Алматинской области Амандыка Баталова. Наш Аким мастер спорта по волейболу. Он не только отлично сам играет, но и много делает для развития игровых видов. Именно его заслуга в том, что самый сильный женский волейбольный клуб страны принадлежит нашей области. Глядя на руководителя, тянутся к спорту и подчиненные, - сказал он

Поделился с нами он и об обратной стороне медали, но надеется, что совсем скоро молодежь образумится.

- До карантина я наблюдал одну и ту же картину, как в юртах, установленных прямо возле новой мечети в микрорайоне «Жастар», даже в священный месяц Рамазан безбожники, по другому их не назовешь, устраивают пьяные вечеринки с кривляньями под западные песни. А имеют ли хоть какое-то представление сии любители «позажигать» о том, что такое юрта? Юрта – священное жилище гордых кочевников. Поэтому соответственно к ней нужно относиться. Следует помнить, что, употребляя здесь спиртные напитки, ведя себя при этом безнравственно, мы проявляем неуважение к памяти предков. Если и звучать здесь музыке, то это должны быть чарующие мелодии домбры. А песни – только народные. Питие – чай, кумыс, шубат, коже. Ну, а разговоры – только о светлом, добром, чистом, о величии народа, его истории, культуре, обычаях, традициях, славных сынах. Альтернативы этому нет, и не может быть, - подчеркнул Атсалим Идигов.

Знакомясь с творчеством журналиста, лишний раз убеждаешься в том, что он действительно настоящий гражданин и патриот своей страны, человек, искренне любящий родную землю, свой Казахстан и его многонациональный народ. Не случайно в одном из своих выступлений он сказал:

- Казахстан для меня не вторая Родина, как многие говорят, а единственная. Согласитесь, нельзя одинаково сильно любить две родины и делить чувства патриотизма на части, как буханку хлеба, - сказал он

Пока есть язык - будет жив и народ

За все годы Советской власти казахи, как и многие другие, подверглись и физическому, и духовно-этническому геноциду. В результате возникла угроза потери того самого «первого атрибута уникальности» - языка». Взгляд на развитие казахского языка, условия его существования отражены и в статье «Полюбить казахский как родной».

Говоря о роли языка в судьбе народа и государства, журналист приводит трепетное сравнение языка с птицей.

- Что делает птицу птицей? Крылья. Пока есть крылья, существует и птица. И не просто существует, а парит высоко над землей, наслаждаясь собственной силой, свободой и превосходством над окружающей средой. Если же ей их отрезать, то от нее останется одно название, и, в конце концов, птица погибнет. Так и язык. Пока он есть - будет жив и народ, умрет язык - исчезнет и народ . Скажу больше: было бы невежеством с моей стороны не знать языка народа, с которым я всю жизнь живу и который сыграл такую роль в судьбе наших отцов и матерей , - говорит Атсалим Идигов

Журналист, выражая свое отношение к казахскому языку,  предлагает отказаться от позиции наблюдателя и призывает : «понимать и принимать все казахское».

В очередной раз Атсалим Идигов подчеркивает свой нерушимый патриотизм.

- И вообще, я считаю, что настало время всем нам, прежде всего представителям всех народов, осознать, наконец, что проблема государственного языка - это не только проблема казахов, а наша общая проблема и общая боль. Я родился и вырос на этой земле, она моя кровь и плоть. Она часть меня, без которой я не мыслю жизни. Боль этой земли – это и моя боль, - подчеркивает Атсалим Салламович

И эта патриотическая нота, которая читается в каждом слове журналиста, заставляет задуматься о значении казахского языка для каждого из нас.

Атсалим Идигов является для многих примером для подражания. Он прекрасно знает казахский фольклор. За счет чего он не просто разговаривает на бытовом уровне, но в своей речи уместно и убедительно использует казахские пословицы и поговорки, а также любит петь народные песни.

Духовное наследие предков - юрта

Во многих своих материалах Аталим Идигов упоминаю юрту, и мы поинтересовались у него, почему он уделяет большое вниманию жилищу казахов.

- Юрта – шедевр мировой цивилизации. Меня всегда удивляло то, что предки казахов были простыми людьми, не заканчивали университетов, но создали удивительный шедевр мировой цивилизации – белоснежную юрту, жилище казахов. Она поражает своим совершенством и законченностью. Не знаю, вкладывали ли наши предки – кочевники какой-то смысл, предавая юрте форму круга, но бесспорно одно: таким образом они сотворили «вселенную в миниатюре», символ вечности мироздания, гармонии с окружающей средой. Не зря, наверное, ученые сравнивают юрту с микрокосмосом, - говорит Атсалим Идигов

Журналист поделился с нами и приметами, которые необходимо соблюдать при входе в юрту: переступать порог правой, а не левой ногой, не наступать на «священный порог», отделяющий внешний мир от внутреннего, не прислоняться к дверному косяку, не стоять на пороге, поскольку у казахов есть пословица «Босағаға турма, жетім боласын» - «не становись на порог, осиротеешь»

Особое значение здесь придается разъяснению значимости очага, описание сопровождается пословицами, рожденными в глубокой древности и заключающими мудрость казахов, предостережение бережно относиться к огню.

С большой любовью Атсалим Идигов говорит о бескрайних казахских степях, юрточных аулов, о стаде овец и могучего орла в небе, которые встают перед глазами под звуки домбры.

О гостеприимстве и хлебосольности казахов знают все, кто хотя бы раз побывал в Казахстане. Атсалим Идигов отмечает, что, принимая гостей, казахи строго соблюдают традиции предков, одна из них - приготовление блюд в соответствии с социальным положением, полом, возрастом, родственным отношениям. Так, самому почитаемому, старшему по возрасту преподносят баранью голову, а язык, уши, почки – детям, куырдак с печенью – сватам, грудинка – зятю и т.д. Причем каждый кусок имеет свой смысл, свое пожелание. А заканчивается трапеза произнесением бата хозяевам шанырака, пожеланиями здоровья, мира и спокойствия.

- После этого очередного соприкосновения юрта стала мне еще ближе, еще роднее. И я, пожалуй, по-настоящему понял ее уникальность, неоценимую роль и значение в жизни народа. Здесь ощущаешь казахский дух, дух предков, которые в память о себе и чтобы не оборвалась нить, связующая поколения, оставили своим потомкам этот редкостный шедевр, имя которому юрта. Призываю молодежь побольше читать про свою культуру, - сказал Атсалим Идигов

Не бывает плохих наций, бывают плохие люди.

Национальные религиозные конфликты – все это тревожные черты нашего времени. Сейчас очень много происходит межэтнических конфликтов. Например, этнотерриториальные конфликты, погромы и столкновения на почве межнациональной розни, акции и насилия со стороны неонацистских и экстремистских организаций. Все эти, а также многие другие события, касающиеся жизни представителей различных этносов, проживающих в Казахстане, находят отражение в отечественных СМИ. При этом этническая информация в одних случаях имеет положительную направленность, в других выполняет отрицательную функцию. Нужно отметить, что главной особенностью Атсалима Идигова является то, что он не усугубляет межэтнические и международные конфликты, а, наоборот, старается в своих статьях не сглаживать споры и дискуссии, а давать реальную картину, освещать те события и те факты, которые позволяют восстановить истинное положение, сложившиеся в независимом и миролюбивом Казахстане.

- Всегда говорю, что не бывает плохих наций, бывают плохие люди. Поэтому не стоит судить по одному человеку целый народ. Нужно учиться жить в мире и согласии. Если мы будем уважать друг друга, протягивать руку помощи, то мы и дальше сохраним дружбу между народами, живущих под одним шаныраком Казахстана, - подытожил он

Произведения Атсалима Идигова часто представляют собой описание событий, воспоминания, обмен соображениями и мнениями в беседах с народом, различными чиновниками, это и воспитательные статьи, в которых автор предстает человеком с большим опытом и знаниями. Знание казахского языка, умелое использование богатого пословично-поговорочного материала делают такие тексты убедительными и жизненными.


Атсалим Идигов – журналист, обладающий индивидуальным авторским стилем, твердыми убеждениями и несомненным мастерством. Он умеет взаимодействовать с действительностью и аудиторией читателей. Отождествляя себя с конкретной этнической группой, он не отделяет себя от миролюбивого казахстанского народа, считая Казахстан единственной своей Родиной.

Похожие материалы