86 ЛЕТ ТЕРНИСТОГО ПУТИ: ИЗ КОРЕЙСКИХ КЛУБНЫХ КРУЖКОВ В АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР

13.12.2018 655

Чем живет сегодня первый национальный корейский театр в мире? Какие перспективы развития у единственного корейского театра за пределами Корейского полуострова, имеющего статус государственного. Об этом и многом другом мы сегодня узнаем в интервью у бессменного руководителя Государственного Республиканского Академического корейского театра музыкальной комедии Любовь Августовны Ни.

Возглавляет Государственный республиканский корейский театр музыкальной комедии с 1997 года. На должность директора была рекомендована Ассоциацией корейцев Казахстана.

Любовь Ни - с 1998 г. – член президиума Ассоциации корейцев Казахстана
с 2000 г. – член Ассамблеи народа Казахстана и  в 2015г. Указом
главы  государства  назначена заместителем  Председателя Ассамблеи народа Казахстана
с 2007 г. – генеральный директор Театра Наций Казахстана "Самрук"
с 2007 г. – член президиума Союза театральных деятелей Республики Казахстан

с 2007 г. – член  комиссии при  Президенте РК по делам семьи и гендерной политики
с 2008 г. – почетный  профессор Казахской национальной академии

искусств им. Т. Жургенова.

в 2016г. – Председатель Совета Общественного Согласия АНК г. Алматы

Любовь Ни – отмечена Орденами «Достык» II степени, «За заслуги», (Российская Федерация); медальями «Золотая медаль Единства народа Казахстана «Бірлік» Ассамблеи Народа Казахстана, «Ерең еңбегі үшін», «20 лет Независимости Республики Казахстан», «20 лет Конституции Республики Казахстан», «20 лет Ассамблее Народа Казахстана», медалью «550 лет Казахскому ханству», «10 лет Независимости Республики Казахстан»; почетными знаками «Знак Почета» Президента Республики Корея, «За заслуги в развитии культуры и искусства» Совета межпарламентской Ассамблеи СНГ; почетными званиями «Қазақстан Республикасының еңбек сіңірген қайраткері», «Мәдениет қайраткері», почетными грамотами Ассамблеи Народа Казахстана, Министерства культуры, спорта и туризма Республики Корея, тремя Благодарственными письмами Президента Республики Казахстан.

- Любовь Августовна. Ровно два года назад по распоряжению Главы государства три этнотеатра Казахстана получили статусы Академического, в том числе корейский. Что дает этот статус и что изменилось в жизни театра с того самого момента?

- Это был исторический для нас Фестиваль дружбы 2016 года, когда Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев распорядился присвоить трем национальным театрам Казахстана, корейскому, немецкому и уйгурскому – статус академических. Это произошло впервые в истории наших театров. Только начался фестиваль – и Президент дал такую высокую оценку деятельности наших актеров. Это не случайно, ведь театр – лицо корейцев Казахстана. Театр – наше духовное богатство, откуда мы черпаем силы для созидания.

Все эти годы мы росли и развивались вместе с нашей молодой и независимой страной, и сегодня с гордостью можем сказать, что Корейский театр, сохранив свою самобытность, стал частью многообразной культуры Республики Казахстан. Присвоение Академического статуса - это историческое событие не только для театра, но и для всех представителей корейского этноса, проживающих в Казахстане. Отрадно, что это важное событие произошло накануне  85-летнего юбилея театра.

Редакция: Надо понимать, что высокое звание академического присваивается крупнейшим театрам, которые на протяжении длительной творческой практики выработали прочные традиции, воспитали профессиональных актеров, а также создали ряд спектаклей, получивших широкое признание зрителей и театральной общественности. 

Справедливости ради скажем, что в Казахстане из более чем сорока театров статус «Академический» имеет лишь четверть.  

После этого важного события в театре собрались разделить с нами радость те, кто по-настоящему предан искусству, кто знает его постановки и ценит как духовное богатство, которое посчастливилось иметь корейцем Казахстана в Казахстане.

Отрадно, что Казахстан, принявший в далеком 1937г. репрессированные народы и в том числе корейцев, волею судьбы оказавшихся в непростых условиях выживания в холодной степи, приняли, сохраняют и развивают с того времени культуру и искусство корейцев на государственном уровне.

- Все на земле имеет свое начало, истоки, свою историю происхождения. Расскажите вашу историю создания, тем более, вам есть что рассказать и вспомнить, ведь театр имеет 86-летнюю историю восхождения на театральный олимп?

- Только представьте себе, что из корейских клубных кружков с 1932 года вырос вот такой Академический театр.

Старейший национальный театр Казахстана приехал из Дальнего Востока в 1932 году. Он прошел тернистый путь. Наш театр - первый национальный корейский театр в мире и сегодня является единственным корейским театром за пределами Корейского полуострова, имеющим статус государственного. Мы гордимся этим и продолжаем славные театральные традиции.

Решением Дальневосточного крайисполкома на основе корейских клубных драматических кружков создается передвижной корейский театр. Он получил официальное название Дальневосточный краевой корейский театр.

В 1937 году в результате депортации был перевезен в город Кызыл-Орду КазССР.

В официальных документах значится, что его важнейшая задача – постановка спектаклей на основе оригинальных корейских пьес. В течение первых пяти лет на сцене театра были поставлены спектакли «Факел Дян Фен Дона» об освободительной борьбе корейцев против японского милитаризма; «Межа» – о коллективизации и «Рабы» о вооруженном восстании в Корее.                                             

    

- После депортации в сентябре 1937 года одна часть труппы Дальневосточного краевого корейского театра оказалась в Кызыл-Орде, другая – в Ташкенте. Как так получилось, и расскажите об отрезке времени в Кызыл-Орде?

­- Да, это правда. Театры разделяются надвое и целых 13 лет существуют в разных частях страны. Лишь в 1950 году оба театра вновь воссоединяются в единое целое.  Местом пребывания нового театра стала станция Уш-Тобе.

В Кызыл-Орде из артистов театра была организована «разъездная театральная труппа для обслуживания корейского населения» (артисты выступали перед колхозниками во время посевной и уборочной кампаний, а также перед школьниками в период каникул).

В первые годы пребывания в Казахстане на сцене театра были поставлены пьесы «Счастливые люди» Тхай Дян Чуна о жизни корейских колхозов, «Гибель эскадры» Александра Корнейчука, «Враги» Максима Горького.

В 1940-м году труппа была преобразована в Кызыл-Ординский областной корейский музыкально-драматический театр 3-й категории.

В 1941 году в репертуар театра включается «военная тематика», утверждается концертная программа, в основе которой - песни и стихи о Великой Отечественной войне. Артисты театра выступали перед эвакуированным населением и ранеными в госпиталях.

13 января 1942 года решением Казсовнаркома, «в целях обеспечения зрительской базой и нормальными производственными условиями работы», театр переводится из Кызыл-Орды на станцию Уш-Тобе Каратальского района Талды-Курганской области. Театр стал называться Талды-Курганский областной корейский музыкально-драматический театр.

Осенью 1955 года начинаются гастроли театра в Алма-Ату и города СССР, а 30 мая 1959 года Постановлением Совета Министров КазССР наш театр вновь переводится в Кызыл-Орду.

Театр принимает участие в Декаде культуры и искусства КазССР в Москве.
Через девять лет, в 1968 году наш театр переезжает в главный город страны того времени - Алма-Ату. Статус храма Мельпомены меняется на  республиканский корейский театр музыкальной комедии.

В 1982 году за заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня основания Театр награждается орденом «Знак Почета».

- Расскажите о нынешнем состоянии театра, чем живет и дышит храм искусства сегодня?

- По сравнению с театром прошлого века, театром советского периода, в веке нынешнем корейский не только не утратил свою самобытность и уникальность, но и многократно преумножил свой творческий фундамент. Поддержка профильных организаций культуры, Министерства культуры и спорта Республики Казахстан и личная забота Президента нашего Независимого Казахстана, а, также, обширные творческие и культурные связи, которые удалось восстановить и обновить, позволили взрастить целое поколение новых артистов. Мы пробуем себя в новых, авангардных, современных направлениях.

В театре сосредоточены профессиональные силы, представляющие все жанры корейского национального искусства: драматическая труппа, фольклорно-этнографическая группа «Самульнори», балет традиционного корейского танца, музыкальная группа и солисты-вокалисты – это тоже отличительная черта корейского театра Республики Казахстан. 

В театре сегодня работают настоящие мастера сцены, которые интересны и в Стране утренней свежести, которую они регулярно посещают с гастролями. Наш корейский театр подкупил соплеменников тем, что его актерам близки все жанры корейского национального искусства.

Развиваясь в русле единой этнокультурной политики Казахстана, Корейский театр сохраняет национальный колорит, самобытность и язык, обогащая культуру корейцев, проживающих в полиэтничном окружении.

- Известно, что одним из наиболее значимых достижений театра стало открытие к 70-летию Корейского театра (сентябрь 2002 года) собственного здания. Присутствовавший на открытии Президент РК Нурсултан Назарбаев дал высокую оценку проделанной руководством театра работе. Расскажите об этом более подробно?

- Действительно, главным событием 2002 г. стало посещение Корейского театра Президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым.

Празднование 70-летия театра состоялось в ГАТОБе им. Абая, где были показаны спектакль «Сказание о янбане» с участием ведущего артиста Национального государственного театра Р. Корея Ли Ен Хо и большой гала-концерт.

А вообще юбилею театра были посвящены: отчетный концерт народной артистки РК Риммы Ким и заслуженного артиста Казахстана Владимира Кима, сольный концерт заслуженной артистки РК Зои Ким «Разноцветная песня» и молодежная программа «X-pression».

Также Театр удостоен Благодарственного письма Президента Республики Казахстан.

- За 86 лет работы театра, оказывается, было поставлено более 300 спектаклей, из которых более 35 за последние 20 лет. И 70 театрализованных представлений, которые с большим успехом прошли во многих странах мира?

- Общее число зрителей за всю историю театра оказывается превысило 5 миллионов человек. Это как раз та армия зрителей, которые успели посмотреть наши спектакли. Это собственная статистика, которая ведется уже на протяжении 86 лет.

В репертуаре нашего театра - национальные и современные корейские спектакли, а также постановки казахстанских и зарубежных драматургов. Все спектакли идут на корейском языке с синхронным переводом на русский язык, что делает их доступными для представителей других национальностей.

В 2007 году в год 75-летия театр при поддержке Министерства культуры и спорта Республики Казахстан и в сотрудничестве с Ассоциацией корейцев Казахстана реализовал два масштабных проекта – «Поезд памяти», в котором артисты театра повторили путь дальневосточных корейцев во время депортации и выступили в Уссурийске, Хабаровске, Владивостоке, и «Путь диаспоры», в котором труппа выступала во всех областных центрах Казахстана.

В 2008 году корейский театр впервые заключил межгосударственное соглашение о двухстороннем сотрудничестве с Ассоциацией театральных обществ Республики Корея. Коллектив ежегодно участвует в Международном театральном фестивале в Корее. Кроме того, в рамках соглашения проводятся совместные мастер-классы и обмен опытом.

Также хочется отметить, что начиная с 2011 года театральные коллективы из Республики Корея ежегодно выступают на сцене нашего театра в Алматы.

В 2012 году мы подписали Меморандум о сотрудничестве Korean National Universiti of Arts, благодаря которому артисты театра получили возжможность стажироваться и повышать свое прфессиональное мастерство в одном из лучших университетов Кореи.

В 2013 году подписан двусторонний Протокол намерений с Государственной ассоциацией сохранения духовного наследия Республики Корея, в соответствии с которым группы специалистов по различным видам традиционного корейского искусства ежегодного проводят в Корейском театре мастер-классы с последующими совместными выступлениями.

В 2014 году на международном театральном фестивале в корейском Кунсане наш коллектив получил специальную медаль и благодарственное письмо от Ассоциации театральных обществ Кореи за развитие двухсторонних культурных связей.

В 2015 году за мистическую драму "Любовь женщины" Ж. Солтиевой театр выиграл Гран-при на III Республиканском фестивале национальных театров (город Шымкент).

Мы также к 85-летнему юбилею театра приурочили театрализованное представление по мотиву вниги «История корейского театра».

А наша постановка «Утренняя свежесть в горах Алатау» включена в рекомендуемую Культурную Программу феноменальной международной выставки «EXPO-2017» в столице нашей страны Астане и прошла на сцене театра «Астана Балет» при аншлаге и с большим успехом.

К слову, эта постановка международная, так как наряду со всем творческим составом театра участвовали и специально приглашенные артисты из Республики Корея, гармонично влившиеся в общую работу.

В том же 2017 году овациями встречали спектакль «Актриса» по пьесе Дулата Исабекова на исторической сцене шекспировского театра в Лондоне. Вся труппа театра вместе с мэтром казахстанской драматургии Дулатом Исабековым была удостоена официального приема Палаты лордов британского Парламента.

И самая главная и важная для нас новость – в апреле текущего года на баланс корейского театра передано здание по улице Богенбай батыра вАлматы, то есть мы, можно сказать, обзавелись собственным домом.

Наши самые «свежие» поставновки – это спектакли «Сказание о девушке Чун Хян», «Командир Хон Бом До» и «Прощай, Гульсары!».

- В далеком 1989 году театр получил впервые возможность гастролировать в КНДР и Республику Корея. Расскажите, каковы ваши отношения с исторической родиной, насколько они тесные?

­- Действительно, у нас налажены тесные и взаимодружественные связи. Вот уже на протяжении 30 лет мы совершаем гастрольные визиты и участвуем в междунарожных театральных фестивалях, таким образом идет взаимовыгодное духовоное обогащение сторон.

В частности, надо отметить, что в 1990 году театр стал побратимом Государственного национального театра Сеула (Республика Корея). А уже через два года на Всемирном фестивале национального театрального искусства (г. Сеул) наш театр получил первую премию за спектакль «Не стоит раскачивать дерево» Хан Дина.

В 2005 году мы получили Почетную грамоту Президента Республики Корея. Это тоже стало знаковым событием в жизни нашего театра. Ведь это стало поистине высокой оценкой деятельности нашего коллектива на самом высшем международном уровне.

Одним словом, с исторической родиной у нас тесное и активное общение, мы систематически участвуем во многих культурных мероприятиях и фестивалях Кореи.

Буквально на днях мы вернулись с гастрольного тура по Республике Корея (01-05.11.2018). На сценах Военной Академии и Дворца культуры в городе Дечён с большим успехом прошел спектакль «Командир Хон.

Зрители, в числе которых были представители Парламента, Министерства обороны, Министерства культуры и туризма Республики Корея, Общества памяти генерала Хон Бом До, общественных организаций, дали высокую оценку творчеству нашего театра, что также не может вселять в нас уверенность, что мы движемся в правильном направлении.

И надо обязательно отметить, что все наши гастроли состоялись при активной финансовой поддержке со стороны Министерства культуры и спорта Республики Казахстан и хорошей организации со стороны культуры Республики Корея.

- Театр через каких-то 13 лет отметит свой вековой юбилей, а значит, его можно назвать одним из старейших театров страны. В этой связи хочется спросить. Наверняка у храма искусства есть свои ветераны сцены. Существует ли преемственность, какую роль выполняют ветераны труда в жизни театра. Их жизнь на сцене с выходом на заслуженный отдых завершается или они принимают и дальнейшее активное участие, в чем это проявляется?

- У нас очень много артистов, которые отдали всю сознательную жизнь служению искусству. Это те артисты, которые давно уже на пенсии, но в свое время внесли свой существенный вклад в развитие театра, самозабвенно работая ради его процветания и работают, кстати, по сей день. Они –заслуженные артисты Казахской ССР Майя Пак, Роза Лим, Александр Мун, Олег Ли, Вениамин Ли, Зоя Ким и многие другие.

Ветераны проработали в театре более полувека и счастливы, что традиции актерского мастерства продолжают жить и сегодня, что дело, которому они отдали лучшие годы своей жизни, продолжают молодые, талантливые актеры, которые добились того, о чем мечтали.

Что же касается преемственности поколений. Она очень характерна для нашего театра, учитывая наш менталитет. Более того, корейский театр богат династиями: дети и внуки многих наших ветеранов работают в нашем театре, продолжая благородное дело своих отцов и дедов.

Театр действительно вырос, окреп, стал востребованным и значимым для нас всех. В 90-е годы мы прошли испытание на прочность. Были времена, когда радовались каждому инструменту, костюму, не получали вовремя зарплаты.  Это все позади, сейчас театр имеет свое лицо, у театра большое будущее, огромные перспективы открываются перед нами.

- Только что говорили о преемственности поколении. И вот яркое тому подтверждение. Оказывается, по вашей инициативе и при поддержке ректора КазНАИ им. Т. Жургенова, впервые после 20-летнего перерыва в этом учебном заведении был открыт курс для корейской молодежи, что благотворно сказывается на перспективах кадрового потенциала театра?

-  В 2000 году в театре остро ощущался дефицит кадров, поэтому была создана студия при театре, студенты которой в полном составе были приняты в КазНАИ им. Жургенова и в 2012 г. успешно закончили учебу и влились в труппу театра.

Четко продуманная, системная государственная поддержка театра дала корейцам Казахстана  уникальную возможность иметь очаг искусства, который не только сохраняет, но и развивает культуру корейцев, проживающих в полиэтническом окружении.

И все это благодаря мудрой, взвешенной политики главы государства Н.А. Назарбаева и государственному принципу «Одна страна – одна судьба».

Тесно сотрудничая с посольством Республики Корея в Казахстане, Союзом театральных деятелей Республики Корея мы сумели наладить систему прохождения стажировок и учебы артистов театра в Национальном университете искусства Кореи, а также в Государственном национальном театре Кореи.

Корейский театр активно участвует в международных проектах в области культуры и искусства, фактически став культурным брендом не только казахстанских корейцев, но и всей отечественной культуры.

- Известно, что ваш театр в 2010 году инициировал проведение международного театрального фестиваля «Шелковый путь» в городе Сеуле?

- В 2010 году в рамках соглашения Государственный республиканский корейский театр музыкальной комедии инициировал проведение международного театрального фестиваля «Шелковый путь» в городе Сеул. В фестивале приняли участие четыре театральных коллектива из Казахстана: Казахский академический театр драмы им. М. Ауэзова, Государственный академический русский театр драмы им. М.Ю. Лермонтова, Казахский театр для детей и юношества им. Г. Мусрепова, а также наш театр.

В рамках международного театрального фестиваля «Шелковый путь» уже в 2011 году на сцене нашего театра выступили артисты театров «Мулкел» и «Котхи» из Республики Корея6 своего рода состоялся ответный визит корейской стороны.

Все это несомненно свидетельствует о том, что корейский театр является частью многообразной культуры Казахстана.

- Богатым на события стал и 2012 год, когда театр отметил 80-летний юбилей…

­- Верно, в этот год у нас состоялось множество премьерных показов спектаклей – «Принц трех царств», «Все сначала», «Карагоз».

На торжественной церемонии празднования юбилея мы презентовали Музей театра. А также получили очередное признание на высоком уровне –награждены Благодарностью Президента РК Н.А. Назарбаева. 

­- По вашей инициативе в 2007 году был организован Театр Наций Казахстана «Самрук» - единственный в республике антрепризный театр. Поставленный на сцене театра спектакль «Бақыт құсы» по пьесе Дулата Исабекова с большим успехом прошел в Астане и Алматы. Расскажите о театре подробно, чем он живет сегодня. В последнее время о нем не слышно практически.

- В 2007 году ОФ «Социальный консорциум Ассамблеи народа Казахстана» при поддержке членов Ассамблеи народа Казахстана презентовал «Театр Наций Казахстана» (Самрук), чтобы иметь площадку для реализации культурных ценностей казахстанской гражданственности и показать органичность и гармонию положительного взаимообогащения культур многонационального Казахстана.

Исходя из вышеизложенного, наиболее приемлемая форма организации театрального дела - антрепризная. В отличие от репертуарных государственных театров, в антрепризе нет постоянной труппы.

Руководство  театра на определенный спектакль приглашает известных деятелей культуры для участия в проекте.

Данная форма организации театра способна органично, методом художественной передачи способствовать реализации модели межэтнической толерантности и общественного согласия Президента Казахстана. 

Задача театра Наций – объединить обширное культурное пространство Казахстана, активизировать этнокультурные центры, предоставить им возможность через фестивали укрепить культурные связи с исторической Родиной. 

В лирической драме «Бақыт құсы» актуальные проблемы общества на рубеже XX и XXI веков затронули все народы нашей страны. Проблемы показаны глубоко, тонко и порой юмористично.

- Уверен, многие артисты театра отмечены государством высокими наградами и благодарственными письмами за самоотверженный труд. Тем более 9 декабря 2016 года вы тоже были отмечены высокой государственной наградой - за плодотворный труд вы удостоены Ордена «Достық» II степени. Расскажите о других ваших коллегах, которые также заслуженно получили госнаграды?

- Сегодня в театре работают заслуженные артисты, деятели искусств, кавалеры орденов, медалей, лауреаты премии, обладатели знака «Мәдениет қайраткері», «Мәдениет саласының үздігі», многие артисты театра отмечены Почетными Грамота РК. Среди них особо могу отметить О. Ли, Г. Кан, А. Пяк, Г. Юн, Л.Ким, Г. Ким, Р. Цой, А, Цой, Э. Пак, Р. Лим, А. Мун, М. Пак, З. Ким, В. Ли, Е. Ким, Ю. Цой, Ю. Чернова, Н. Ким.

- В этом году исполняется 27 лет независимости нашей страны. Немало пройдено и сделано, но предстоит еще больше. В этой связи Ваши пожелания читателям нашего сайта?

- В день Независимости хочу от всей души поздравить всех казахстанцев и коллег по цеху и пожелать творческих успехов и процветания! А также, конечно, поздравляю всех наших зрителей, ведь мы работаем для них! 

- Поделитесь вашими планами на ближайшее будущее, тем более на носу новый 2019 год.

- В канун Нового года обычно принято подводить итоги и строить планы. Я хотела бы рассказать, чем уходящий и непростой во всех отношениях год запомнился коллективу нашего театра историческим событием: мы в новом здании, по новому адресу которое предоставило нам государство.

Планов громадье и коллектив «рвётся в бой».

- Спасибо Вам за обстоятельную беседу. Творческих успехов.

 

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Ассамблеи народа Казахстана обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Для авторизации обратитесь по адресу ank_portal@assembly.kz.

Рауан ЕСКАЛИ

Похожие материалы