Кандастар Ассамблея

Картины из целлофана, гречки и автошин: необычная выставка открылась в Нур-Султане


Выставка произведений современного искусства «Жизнь вещей» открылась на первом этаже Музея энергии будущего NUR ALEM в Нур-Султане. Здесь представлены работы известных казахстанских и зарубежных художников и архитекторов, выполненные из необычных для искусства материалов – целлофана, переработанной резины, пластиковых пакетов, газетных вырезок, наклеек из-под бутылок с лимонадом, пустых пачек от медикаментов, игрушек...

«Жизнь вещей» включает в себя более 30 работ, созданных за последние 30 лет такими художниками, как Зоя Фалькова, Сауле Сулейменова, Елена и Виктор Воробьевы, Саид Атабеков, Молдакул Нарымбетов, Алпамыс Батыр, Куаныш Базаргалиев, Виолетта Богданова, Катя Кан, Георгий Трякин-Бухаров, Арыстанбек Шалбаев, Алексей Шиндин.


Каждый из экспонатов выставки, организованной АО «НК «QazExpoCongress» и НПО «Евразийский Культурный Альянс», представляет отдельное произведение искусства, передающее тонкости эпохи и веяния своего времени, отражающее смелое творческое видение автора и его оригинальные художественные замыслы.


Концепция выставки «Жизнь вещей» заключается, с одной стороны, в рассказе про материалы и техники (то, из чего сделано искусство), а с другой, про метафизические свойства (то, чем потом искусство становится).


«Разные художники используют индивидуальные средства выражения для достижения своих задач, но любое художественное высказывание, так или иначе, замкнуто в телесном и материальном. Как правило, эти материалы художник находит рядом с местом, где живет. Так, мастера Древнего Рима использовали мрамор Каррары, потому что он был доступен: его можно было найти и привезти. Современный мир снабжает художника огромным количеством вторичного сырья и подталкивает к мысли использовать его для создания объектов искусства. Пластик, металл, рэди-мейды, резина и другие вещи получают в руках мастера вторую жизнь», - отмечает куратор выставки Владислав Слудский. 

Выбор локации для выставки неслучаен и особенно важен в контексте миссии Музея энергии будущего NUR ALEM, созданного для трансляции идей по улучшению экологии. В числе основных тем – снижение вредных выбросов в атмосферу, переход к возобновляемым источникам энергии и уменьшение углеводородного следа в Казахстане и мире.






Работы художницы Сауле Сулейменовой сделаны из пластиковых пакетов. Почти в каждом доме скапливаются «пакеты в пакете», и с 2014 года Сауле Сулейменова переносит эти издержки быта в пространство современного искусства. У подобного жеста может быть несколько трактовок: от чисто экологической – художница спасет некий условный мир от мусора – до более социальной, в которой мусор перестает быть проблемой и становится неотъемлемой частью нашего культурного кода.






Южно-Казахстанский художник Молдакул Нарымбетов много работал с таким сложным и токсичным материалом, как использованные автомобильные шины. Это дешевый материал противопоставляет себя каноническим вещам вроде бронзы и мрамора, и в некотором смысле заново изобретает скульптуру.


Картина «Степной пейзаж с покрышкой» пусть и не создана из экспериментальных материалов, но изображает шину в степи – возможно именно тогда Нарымбетов задумал расширить свой визуальный язык до таких необычных материалов, как резина.


Работа «Безумное чаепитие» Елены и Виктора Воробьевых – это акт творения через акт растворения: в чашку изо льда наливают кипяток и чай никогда не заваривается. Результат этого эксперимента фиксирует камера и после этого, казалось бы, бесполезное занятие оказывается в истории искусства.



Произведение Арыстанбека Шалбаева «Крестики-нолики» имитирует детскую игру, вот только поля в данном случае выложены нефтяными баррелями. С одной стороны, художник заранее представляет себе развитие альтернативных источников энергии, с другой, рассматривает саму идею экономики, как тактическую игру, где решение одного игрока неминуемо влияет на все последующие решения на рынке.


Произведения Георгия Трякина-Бухарова сделаны из вторичных материалов. Уникальность художественного жеста тут в создании определенной визуальной и концептуальной логики из уже существующих вещей: ассамбляж, как ключ к поиску новых смыслов и форм. Подобный словарь символов интересен еще и тем, что служит своеобразным архивом определенного культурного среза времени – в этом случае середины 1990-х. Какие-то незначительные на первый взгляд вещи, вроде наклеек, навсегда сохраняют себя внутри произведения искусства и в нужный момент могут помочь понять время, в котором были созданы.




Художник Алексей Шиндин заново изобретает восточный ковер и использует такие повседневные вещи, как джинсы, шапки, пакеты и все то, что изначально не имеет к искусству никакого отношения.


Этот объект Саида Атабекова сделан из сваренных между собой лошадиных подков. Художник сознательно не переплавил их, а оставил оригинальную форму этих подков, а также воздух между ними. Десятки лошадей проскакали, вытоптав километры джайляу и степей, чтобы остановиться в массивном произведении шымкентского художника, которое сейчас отражает реалии уже нового времени.



Работа Куаныша Базаргалиева «Мучения серого и темно-серого», сделанная из ДСП и гвоздей, изображает казахский орнамент «Қошқар мүйіз», который формально тесно связан с природой через Сакский звериный стиль, рога животных и симметрию мира.


Долгое время керамика считалась скорее техническим материалом, в противоположенные, например, мрамору. Ко всему прочему условная художественная академия часто категоризировала керамику, как женский и функциональный материал: из нее делали посуду, предметы быта и декоративные объекты, а высокое искусство керамики сторонилось. Все меняется в XX веке, когда большое количество галерей и институций начинают включать керамические произведения в важные выставки и каталоги. Тут Зоя Фалькова шутит как раз над этим восприятием «искусство – не искусство» и «жарит» свои керамические стейки для важной групповой выставки, тем самым вводя зрителя в некое когнитивное заблуждение.


По словам Оли Веселовой, однажды они выставили эти стейки на прилавок вместе с мясом. К удивлению, многие покупатели желали купить именно этот «кусок мяса».


Это произведение искусства молодой художницы Виолетты Богдановой сделано из вещей первой необходимости, спрос на которые возрос в первые недели карантина, связанного с пандемией Covid-19. Туалетная бумага и гречневая крупа применяются не по назначению, нарушая заданную современностью логику, которая обычно направлена на эффективность и рациональность.



Еще один интересный способ создания коллажа – это использование новых материалов, вроде ткани, акрила и золотого листа – то, что художница Катя Кан покупает в магазине, а не находит где-то. У объектов нет истории и какой-то первичной ценности, о чем ловко шутит художница, нарекая каждый из них NFT (non Tangible Token) или Эфириумом (криптовалюта). Связь между произведениями искусства и криптовалютами выстраивается через символический капитал – именно сообщество из нескольких десятков или миллионов человек определяет стоимость объекта. Если в аграрных обществах эта стоимость часто вырастала из материалов (например, корона дорогая, потому что она сделана из драгоценных камней), то сегодня материал не является определяющим фактором в формировании стоимости объекта.

Мы рассказали лишь о части экспозиции «Жизнь вещей». Получить полное впечатление от блестящих работ ее участников можно, посетив павильон NUR ALEM до 5 августа. 



Без сомнения, выставка станет заметным событием в череде летних культурных мероприятий на территории Делового центра ЭКСПО. По словам организаторов, в рамках проведения выставки посетителей также ожидают выступления уличных артистов и музыкальных групп, мультимедийные библиотеки и разнообразная интерактивная программа для детей.



Справочно:

АО «Национальная компания «QazExpoCongress» было создано в 2013 году для подготовки и проведения Международной специализированной выставки ЭКСПО-2017 в столице. После завершения выставки дальнейшая цель компании заключается в устойчивом развитии инфраструктуры наследия ЭКСПО-2017, а в настоящем - Делового центра ЭКСПО в интересах города Нур-Султан, Казахстана и мировой экономики в целом.

Точкой притяжения и символом делового центра ЭКСПО является уникальный Музей энергии будущего NUR ALEM. Здесь на постоянной основе проходят культурные, социальные и благотворительные мероприятия, а также фотовыставки, которые делают это уникальное место важной локацией культурного ландшафта столицы.

Евразийский Культурный Альянс - некоммерческая организация, основанная в 2010 году, занимается поддержкой и развитием современного искусства Казахстана. Организация старается всячески стимулировать рост креативной экономики, улучшать социальные и экономические показатели ключевых игроков региона в сфере культуры, а также способствовать интеграции Казахстанской идентичности в более широкий глобальный контекст.

За последние десять лет Евразийским Культурным Альянсом организовано около 40 выставок, 15 фестивалей современного искусства, ряд образовательных инициатив, а также различных выставок произведений талантливых художников.

Евразийский Культурный Альянс постоянно оказывает содействие в культурном обмене между местным и международным культурными сообществами, а также консультирует частные и публичные коллекции, тесно сотрудничает с архитекторами, а также поддерживает молодое поколение казахстанских художников.


Похожие материалы