Об особенностях казахстанского рынка кино и сериалов

В Казахстане планируют больше снимать совместных телепроектов с другими странами

На площадке крупнейшего медиа-события в Центральной Азии Astana Media Week, которое ежегодно проходит в столице Казахстана в первый день обсудили один важный и непростой вопрос – съемка телесериалов и полнометражных фильмов. В обсуждении приняли участие представители отечественного, зарубежного кино и телепроизводства, а также министр информации и общественного развития Республики Казахстан Даурен Абаев.

Нельзя сказать, что в стране снимают мало сериалов, производят и развлекательные, художественные и масштабные исторические картины, однако доля отечественного контента в этом направлении по-прежнему очень мала. На протяжении многих лет турецкие, индийские и российские телесериалы бьют рейтинги по просмотрам в нашей стране, поэтому телеканалы продолжают закупать иностранный контент.

Участники встречи (а это представители нескольких стран Казахстан, Россия, Китай, Индия и Польша) под названием «Развитие кино и сериальной индустрии Казахстана» в рамках медиа-недели сходятся во мнении: для того чтобы снять качественный и успешный в прокате и эфире фильм или сериал необходим большой бюджет. Вывод очевидный ведь на подготовку сценария, кастинги, оплату актерам, режиссерам, монтаж и постмаркетинг любого фильма уходят колоссальные средства. Как отметил модератор встречи медиаменеджер Багдат Кожахметов, например, на производство одного сериала в соседней России тратится гораздо больше средств чем в Казахстане.

«Например в России производство одного эпизода сериала в среднем обходится в 250-300 тысяч долларов, некоторые каналы покупают сериалы и за полмиллиона долларов… В связи с этим Казахстан есть куда расти. У нас за такой бюджет снимается целый сезон, но отмечу при этом качество казахстанских сериалов ничем не хуже», - подчеркнул Б. Кожахметов.

В свою очередь генеральный директор российской кинокомпании «Star Media» Елена Белоусова поделилась своим видением развития современной индустрии сериальной продукции.   

«Рынок телепродукции расширяется, меняется, поэтому довольно непросто оставаться в нем на лидирующих позициях. Для этого нужно поддерживать высокое качество, нужно следить за инновациями, за тенденциями. Тем не менее тот опыт, который наша компания накопила за 13 лет работы на этом рынке, позволяет говорить, что у этого бизнеса есть хорошие и устойчивые перспективы развития. И конечно один из секретов успеха сериала это хороший бюджет», - рассказывает Е. Белоусова.

По словам модератора встречи, сегодня все производители кино и телепродукции из стран СНГ пытаются попасть на большой китайский медиарынок, с целью проката и трансляции своих продуктов. Однако сделать это не так просто. Например, в этом году Казахстан и Китай совместно сняли художественную автобиографическую ленту о китайском композиторе Сянь Синхае. Фильм повествует о дружбе двух композиторов - казахстанца Бахытжана Байкадамова и его китайского коллеги. От Казахстана режиссером-постановщиком выступил Сабит Курманбеков, а от Китая Шерзат Якуб. В фильме снялись как казахстанские актеры, так и китайские. Однако по словам участника встречи из Китая, представителя Академии искусств Поднебесной У Цзяна, фильм не показал больших сборов в китайском прокате.  

«Этот фильм, который называется «Композитор» уже прошел в кинотеатрах нашей страны. Очень жаль что он не показал больших сборов. Низкие сборы показала и совместная картина с российскими коллегами. Но несмотря на это мы хотим снимать совместные ленты, ведь как вы знаете по объему китайский рынок киноиндустрии в мире занимает второе место после США и это большая перспектива для всех», - отметил У Цзян.

По словам Ляззат Танысбай, председателя правления АО РТРК «QAZAQSTAN», главного производителя отечественных сериалов на казахском языке, телеканал уже давно наладил продукцию на экспорт. И за последние 5 лет корпорация продала 38 сериалов десяти странам. Конечно для нашей страны, это большое достижение.

На фото: участники встречи.

«Когда мы собирались и обсуждали с компаниями, которые снимают сериалы, то всех интересуют два важных вопроса: цена продукции и налоговые преференции. То есть производители сериалов, также, как и кинопроизводители, хотели бы получить эти налоговые преференции со стороны государства. Я знаю, что сейчас этот вопрос государством прорабатывается и думаю, что и нам в ближайшем будущем повезет получить такие льготы», - говорит Л. Танысбай.  

Еще один вопрос который затронула Ляззат Танысбай, это то что поставщики – компании которые снимают сериалы задействуют одних и тех же режиссеров, и актерский состав.

«В последние годы такое ощущение как будто мы смотрим одну большую мелодраму, которая идет на всех отечественных каналах… В сериалах снимаются одни и те же актеры это 10-15 человек, одни и те же режиссеры снимают, стиль которых уже узнаваем. К слову, совсем недавно мы объявили конкурс на съемки сериала «Абай». Объявляя конкурс мы сами до сих пор боимся этого проекта, потому что понимаем насколько это сложно снимать сериал про такую великую фигуру как Абай. Несмотря на то что мы сами приглашали все компании принять участие в конкурсе лишь шесть поставщиков решили предложить свои идеи и принять участие в конкурсе и только у одной из этих компаний был опыт в съемках исторических сериалов. И это очень большая проблема, поэтому призываю компании, которые работают на этом рынке и снимают сериалы не бояться и приобретать такой опыт», - заключила Л. Танысбай.

В этом году корпорация снимает 14 сериалов по заказу государства, в общей сложности это 219 серий.  Стоит отметить, что по продаваемости и рейтингам рекорд сериала «Ағайынды», который был снят еще в 2009 году до сих пор ни один отечественный продукт не побил. Но как отмечают спикеры успех этого сериала не только в хорошей истории и актерской игре, но и большом бюджете.

Как отмечает Алия Увальжанова, сценарист, продюсер. Академик Евразийской Академии телевидения и радио (ЕАТР) в развитии отрасли телепроизводства по-прежнему один из важнейших факторов – образование.  

«Рынок производства сериалов у нас в стране небольшой и есть свои сложности, есть проблема с кадрами, но нужно выращивать свои таланты, нужно развивать систему образования, продюсерских школ, проводить мастер-классы и многое другое. В Казахстане был позитивный опыт, когда отправляли наших продюсеров на стажировку в Южную Корею не телеканалы и я была среди них и у меня была возможность провести сравнительный анализ. Вообще очень важно сегодня давать возможность роста продакшн компаниям путем свободной конкуренции, различных конкурсов».

Ключевой вопрос, который был затронут на встрече «Развитие кино и сериальной индустрии Казахстана» - это сотрудничество между странами в производстве кино и сериалов. И как резюмировал министр информации и общественного развития Республики Казахстан Даурен Абаев уже в этом году Казахстан приступит к этой работе.

«Всем коллегам, которые здесь присутствуют и с казахстанской стороны и из России, Китая, Украины, Польши, я бы хотел официально заявить, что мы готовы сделать совместный продукт. Под этот проект мы готовы заложить отдельные средства и сделать качественный продукт, история которого будет понятна и аудитории Казахстана и аудитории других стран. Поэтому если у вас есть предложения мы готовы их рассмотреть. Но, наверное, это будет совместный проект нашего и зарубежного телеканала и для этого мы даже на самом высоком государственном уровне мы готовы договариваться. Давайте в 2020 году сделаем совместный продукт», - резюмировал Д. Абаев.

Автор фото: Чингиз Майсеит.

#кино #Astana Media Week #сериалы #телевидение

Похожие материалы