Лента новостей

Жизнь в кадре

Кинорежиссер Берик Жаханов о том, как рождаются его фильмы
Жизнь в кадре
Фото: Фото из личного архива Берика Жаханова. 12.06.2019 14:44 6174

Берик Жаханов – молодой перспективный кинорежиссер из Алматы. Снимать кино он начал с 2012 года и сегодня на его счету семь короткометражных фильмов среди которых «Тополек мой в красной косынке» (2012 г.), «Я и ты» (2013 г.), «Троеточие» (2015 г.), «Еркек» (2016 г.) и другие. Его картины получали награды на кинофестивалях в Казахстане, России и Кыргызстане.

Берик родился в посёлке Жанакорган Кызылординской области. Когда ему было пять лет его семья переехала в Алматы. Путь в кино для него начался со знакомства с кинематографической техникой. После девятого класса он поступил в Политехнический колледж на специальность «Оператор аудиовизуальной техники». Выпускники этой специальности могли заниматься ремонтом аудио и видео аппаратуры.

«По окончании колледжа нам выдали корочки, в которых было указано, что мы являемся операторами 2-й категории. Тогда я был совершенно далек от сферы кино, да и сама специальность по которой я учился меня мало интересовала. Но однажды я попал на съемочную площадку «Казахфильма», где проходили съемки музыкального клипа. Тогда эта атмосфера меня заворожила, я как будто попал в совершенно другой мир, который захотел изучить глубже. Именно тогда я четко понял, что хочу быть кинорежиссёром», - говорит режиссер.

На фото: Берик Жаханов.

После этого Берик решил поступить на режиссёрское отделение в академию искусств им. Жургенова. Набравшись практического опыта на съемочных площадках, он успешно сдал творческие экзамены, попав в мастерскую известного кинорежиссера Нургельды Садыгулова, автора фильма «Балуан Шолак».

Молодой режиссер вспоминает, что первые три курса обучения в академии для него были периодом творческих экспериментов, проб и ошибок. Он снимал много короткометражек, копируя стиль известных европейских и американских режиссеров, что конечно не одобряли его преподаватели. И только на четвертом курсе обучения Берик открыл для себя классиков кинематографа - Андрея Траковского, Микеланджело Антониони и других. Режиссер отмечает, что в первый год обучения не мог прочувствовать и понять всю важность киноклассики в силу своего юного возраста.

«На четвёртом курсе я открыл для себя киноклассиков по-новому, начал понимать суть кинематографа. И у меня стало что-то получаться в этой области. Фильм «Троеточие» как раз я снял в этот период. К тому же кинокартина получилась отчасти автобиографической, так как подобные события имели место в моей жизни, и я их перенес в фильм…», - говорит Берик.

Далее последовали съемки фильмов «Асан» и «Еркек», которые по признанию Берика Жаханова также описывали реальные эпизоды из его жизни. Режиссер отмечает, что пока не может гордиться своими работами, так как трезво оценивает свой опыт, говорит, что ему еще многому нужно научиться чтобы считать свои фильмы профессиональными.

На фото: Берик Жаханов во время съемочного процесса.

Сегодня главная темы его фильмов – социальные вопросы, проблемы взаимоотношений родителей и детей, мужчины и женщины. Так или иначе все, что происходит или происходило в его жизни отражается в его кинолентах.  

«Если говорить о фильме «Еркек», то тема отца всегда меня интересовала. Когда поступил в академию я дал себе слово, что в будущем обязательно сниму фильм про отца. Но вовремя учебы отошёл от этой идеи. Однако, когда заканчивал обучение, я вспомнил о своем личном обещании и решил снять этот фильм. Во время подготовки сценария я практически ничего не придумывал, быстро написал его, а когда снял фильм, то почувствовал настоящий катарсис. Однако сейчас я не так сильно стремлюсь снимать социальное кино, так как на данном творческом этапе оно меня мало интересует. К тому же пока мне нечего сказать зрителю в этом направлении кино».

Как и многие начинающие режиссеры Берик работает с короткометражным кино, оттачивая свое мастерство в небольших лентах. Хотя, по его мнению, «короткий метр» - не так прост, как кажется на первый взгляд, этот формат является отличной школой для молодых режиссеров, которые в будущем хотят снимать полнометражные фильмы.

«Короткометражные фильмы сложны тем, что режиссёр должен вместить в небольшой хронометраж главную мысль и события, которые должны происходить здесь и сейчас. Если же тема в фильме растягивается на месяцы или годы, то такая картина претендует на «полный метр». А к полнометражному кино я только приближаюсь, у меня уже готов сценарий фильма и в скором времени будет запущен подготовительный процесс к его съемкам», - говорит Берик.

Режиссеры, как актеры, писатели и поэты нуждаются во вдохновении. Берик Жаханов черпает вдохновение для будущих фильмов из разных источников, особенно его привлекает изобразительное искусство.  

«Иногда это могут быть картины художников, фильмы других режиссеров или клипы и конечно события который происходят в жизни. Например, на съёмку фильма «Троеточие» меня вдохновила картина Эдварда Мунка (норвежский живописец и графикприм.El.kz) которая называется «Расставание». В этом фильме я постарался показать насколько сложно может даваться расставание мужчине, и наоборот, как легко может уйти женщина, почувствовав свободу.  Картина Мунка как раз-таки ярко иллюстрирует это».

На фото: "Расставание" картина Эдварда Мунка (1896 г.).

В 2018 году у Берика Жаханова состоялся дебют в новом для него направлении - неигровое кино. Совместно с киностудией «Казахфильм» он снял документальную ленту под названием «Наследие предков».

«Я никогда не думал, что буду снимать документальное кино. В начале пути у меня были небольшие попытки снимать документалку, но это были небольше репортажное проекты. Поэтому я очень рад, что мне доверили съёмки фильма «Наследие предков». Я благодарен руководству «Казахфильма», что оно поверило в меня. На самом деле, это был сложной этап в моей работе, ведь у меня уже было сформировано свое видение документалистики, на мой взгляд она должна быть наблюдательной, а не наигранной, не постановочной. И этот фильм мой первый серьёзный опыт в документальном кино», - признается режиссер.

Картина «Наследие предков» рассказывает о человеке по имени Абдиманноп Запуров, который делает детские колыбели - бесики. Это ремесло передается в его семье из поколения в поколение. И цель героя фильма также передать свои умения детям. Фильм получил главный приз «Лучший документальный фильм» кинофестиваля студенческих фильмов «Бастау», был показан на кинофестивале в Лондоне - The London International Filmmaker Festival 2019, получил приз на Севастопольском международном кинофестивале в 2019 году. Берик Жаханов выступил режиссером-постановщиком и автором сценария. «Наследие предков» - это проект из цикла «Тюркские народы Казахстана», съемкой которого занимается киностудия «Казахфильм». Съемки проходили в Туркестане и длились две недели, а подготовка к съёмкам картины заняла три месяца.

«На протяжении всего этого времени мы держали связь с главным героем, каждый раз узнавали о нем что-то новое. Однако в первый съемочный день все герои фильма стеснялись нас и камеры, волновались. Помню момент, когда я даже пытался их успокоить, сказав, чтобы они не обращали внимания на съемочную группу. Но на второй съемочный день герои к нам привыкли, и начали вести себя более естественно. Мы снимали их жизнь, быт, снимали как они просыпались по утрам, и можно сказать за это время стали частью их семьи. Очень много интересных моментов нами было запечатлено, которые мы включили в фильм, чему я очень рад», - делится впечатлениями Берик.

На фото: во время съемок фильма "Асан" реж. Берик Жаханов.

По словам Берика первоначальный сценарий, который он написал для этого фильма, не впечатлил комиссию. Но несмотря на это, молодой режиссер был уверен в своих силах.    

«Комиссия бурно обсуждала мой сценарий: говорили, что в нем нет энергии, но в глубине души я знал, что смогу снять хорошую картину. Помню был момент во время съемок, когда я стоял за камерой и мне на миг показалось что я снимаю игровое кино, хотя это были реальные эпизоды из жизни героя, от этих ощущений у меня побежали мурашки по коже, я был настолько впечатлен процессом, тогда я понял, что значит настоящее документальное кино…Поэтому думаю мой дебют в документалистике был удачным. Фильм вышел очень качественный к тому же художественной руководитель картины Асет Ерназаров разрешил мне сделать его продолжительностью 40 минут, хотя изначально требования к картине были не более 29 минут».

У Берика нет кумиров среди режиссеров, он любит изучать работы классиков мирового и казахского кинематографа.   

«Я учусь у каждого мастера, беру какие-то «фишки», раньше меня впечатляли работы Тарковского и Робера Брессона. Сейчас я больше экспериментирую ищу свой стиль, и пишу сценарий для полнометражного фильма, который хочу снять в другом стиле с использованием новых приемов. Ведь режиссер должен всегда находиться в поисках, меняться от фильма к фильму и только после этого он найдет свой киноязык», - резюмирует Берик Жаханов.

Сейчас Берик готовится к съёмкам телесериала по заказу одного из казахстанских каналов, полным ходом идет работа над сценарием, набирается творческая команда, уже объявлен кастинг актеров. Параллельно он работает над музыкальным клипом для одного российского исполнителя. Берик отмечает, что хочет видеть в отечественном кинематографе больше профессионалов, а не любителей, которые не всегда имеют для этого базовые знания и навыки, что отрицательно сказывается на итоговом кинопродукте.

Также вам будет интересно прочитать:

Любовь как абсолютное беззаконие

На одном дыхании

Высокое искусство на нулевом этаже

Формула вокала 

Режиссерский шоурил Берика Жаханова:

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!