Высокое искусство на нулевом этаже

18.04.2019 3284

Чем живет андеграунд-театр «Современник»?


Наверняка, когда вы слышите слово «современник», то сразу представляете легендарный московский театр «Современник», который был основан еще в 50-годы известным актером Олегом Ефремовым и его не менее выдающимися сокурсниками. Но в Казахстане есть свой «Современник», народный молодежный театр с богатой историей, со своими премьерами и аншлагами. Театр этот отличается от других классических храмов искусства тем, что в нем играют актеры-любители, и чаще всего школьники и студенты. Портал El.kz побывал в гостях у тетра и побеседовал с одним из его руководителей.

Находится «Современник» в одном из подвальных помещений столицы, что еще раз подчеркивает его андеграунд статус. Сразу и не догадаешься что здесь проводятся репетиции, а в определенные дни все свободные места заполнены до отказа. У театра есть две сцены репетиционная и главная на которой и происходит действа которые мы называем актерская игра по Станиславскому.  

«Художественный руководитель, идейный вдохновитель, наставник и педагог нашего театра Смецкая Наталья Владимировна.  Она протяжении 36 лет она руководит театром. А сам театр был создан 41 год назад как творческая студия, при дворце молодёжи. Так десять лет он просуществовал во дворце молодежи. После, в городе открылся дворец школьников и его перенесли туда, и на протяжении 27 лет театр существовал там. Последние три года мы работаем самостоятельно как независимый театр», - рассказывает Виталий Яковлев, один из руководителей театра «Современник».

Создатель театра – отличник образования Республики Казахстан, заслуженный работник культуры Михаил Анисимович Силин. В середине 70-х годов он проходил стажировку в Москве в театре «Современник» у самого Михаила Ефремова. Именно после этой поездки у него и появилась идея назвать любительский театр при дворце молодежи «Современник». А спустя какое-то время ему дали название народный.  

Михаил Силин хорошо известен старшему поколению, особенно тем, кто так или иначе связан с культурной жизнью нашего города. Он занимался организацией всех культурно-массовых мероприятий в Целинограде.

Двери театра открыты для каждого и не только молодого человека. Любой желающий может прийти и начать обучение, и так постепенно приближаясь к заветной роли в спектакле. Занятия проводятся три раза в неделю по три часа, не считая репетиций перед главной постановкой. Здесь обучают, как актерскому мастерству, так и сценической речи, основам фехтования, хореографии, и вокала. Педагоги говорят, что уже через три-четыре месяца упорных занятий, новичок может участвовать в спектаклях.

«Репертуар мы подбираем всегда под состав актеров, в первую очередь и тема, и сам спектакль должны нравиться актерам. Мы ставим на современные темы, как говорится на злобу дня. Недавний спектакль был в особенности о наболевшей проблеме общества, он называется «Синдром взрывающейся головы». Он был специально написан для нашего коллектива. Поставила его наша воспитанница, режиссёр, которая сейчас живет в Чехии. После премьеры, мы получили очень много положительных отзывов», - говорит Виталий.   

Ребята, которые обучались в театре на протяжении 3-5 лет могут уже сами проводить актерские тренинги и давать мастер-классы. Потому что здесь дается та самая актерская база, но цели вырастить актеров театр не преследует. Программа, по которой здесь обучают называется – «Искусство быть собой», это авторская методика Натальи Смецкой, которую она разработала много лет назад.

«Здесь люди обретают свое «Я», учатся создавать стержень в себе, они говорят увереннее, импровизируют увереннее и только потом начинается поиск предлагаемых обстоятельств по Станиславскому», - отмечает Виталий Яковлев.  

Театр «Современник» сегодня - это тридцать актеров. Однако и наставники также выходят на сцену. Главных постановщиков театра – четверо: Наталья Смецкая, Дана Нурахимова, Бауыржан Тогызбай, и Виталий Яковлев. В детской студии над постановками работает Гузалия Влиева. Иногда ставят спектакли и приходящие специалисты, в основном актеры из профессиональных театров г. Нур-Султана.  Привлекают и бывших актеров «Современника», которые получили профессиональное театральное образование.

За время существования театра его воспитанниками были более четырех тысяч человек, а сколько поставлено спектаклей и вовсе никто и не считал.

«С мая здесь будут каждую неделю идти спектакли. У театра сформировался свой репертуар. Но мы ставим на своей площадке в подвале, так как просить сцену у других театров бывает очень проблематично. Некоторые сцены на реконструкции, у других и без того насыщенный график. Бывает некоторые относятся ревностно к своей площадке, и это нормально ведь сцена ведь как родной дом для актера. Главные наши друзья в этом вопросе Академический русский драматический театр им. М. Горького, по возможности они всегда помогают нам», - говорит Виталий.

Сейчас в репертуаре театра девять спектаклей еще два готовятся к выпуску. Среди них: «Идеальные незнакомцы», «Одумайтесь пожалуйста», «Простите меня». Все они затрагивает очень сложные социальные темы. Хотя есть и комедии. Иногда режиссеры театра сами пишут сценарии и занимаются драматургией.

Синдром взрывающейся головы» написала Бота Сулейменова, большой друг театра, она работает с Даной Нурахим пишут спектакли для Германии, Чехии. Дана живет в Праге, а Бота здесь в Нур-Султане. «Синдром взрывающейся головы», - это авторский экспериментальный полупластический спектакль в котором как такового сюжета нет. Эта пьеса о людях, о том, как недосказанность и недолюбленность портит нашу жизнь. Также в театре ставят спектакли и российских авторов таких как Алексей Слаповский, Ольга Шеренова и других. А сейчас идет подготовка спектакля Жаныша Кулмамбетова известного киргизского писателя и драматурга.

«Найти хорошую пьесу очень сложно. Особенно чтобы она подходила нашим ребятам. Ведь у нас играют не профессионалы, и к тому же пьесы часто пишутся не профессиональными писателями и драматургами. Особенно если читать европейских авторов, то там бывает очень много «трэша». Не смотря на то что мы независимый театр, все же самоцензура у нас присутствует, и мы учим этой самоцензуре ребят. В первую очередь в наших постановках не должно быть пропаганды насилия, разврата, в общем ничего негативного. У нас много табу в полть до демонстрации курения и т.д. Мы не ставим постановки, где есть нецензурные выражения и жесткая брань», - подчёркивает Виталий Яковлев.

Для детей в театре любят ставить сказки, например, «Незнайку». Здесь не занимаются анализом своей аудитории, но как отмечает Виталий - она очень разная. В первую очередь это все театралы столицы, и вообще креативные люди города.  Но чаще всего здесь можно встретит молодежь.  

Средний возраст актеров 17-20 лет. Есть и школьники, студенты и работающие, есть и старожилы театра, которые посещают его еще с 90-х годов. Сюда приходят и представители разных профессий: спортсмены, бывшие сотрудники государственных органов, учителя, особенно преподаватели иностранных языков, есть и технари. Но изначально легенда гласит что в советское время сюда часто приходили врачи и сотрудники правоохранительных органов. Следует отметить, что «Современник» стал отличным стартом для будущих актеров, которые в последствии поступили в театральные вузы страны и зарубежья.

«Наш друг, Санжар Рахимов, до прихода в «Современник» вообще не думал быть актером. Он пришел к нам довольно-таки поздно в 16 лет, отыграл пару лет обучился у Сергея Матвеева в столичном русском театре драмы имени М.Горького и там работает по сей день. Есть ребята, которые сейчас играют на площадках Санкт-Петербурга, Москвы. Например, актер театра сатиры Аскар Ильясов. Он пришел сюда в 12 лет и до окончания школы занимался здесь. Потом он поступил в «Театральный институт имени Б. Щукина» в Москве. Есть Асемгуль Сураганова, она уехала в Корею и работает там на телевидении, тоже наша воспитанница. В общем, все бывшие наши актеры помнят нас, приезжают и проводят мастер-классы», - говорит Виталий.   

Однако многие ребята приходят сюда с твёрдым желанием стать актерами, но потом понимая какой это тяжелый труд, отказываются связывать жизнь с этой профессией.

«В первую очередь люди приходят обрести уверенность, научиться не бояться выступать перед публикой и развить свое творческое начало. Некоторые люди говорят, что, приходя к нам они на время забывают о своих проблемах, о работе», - рассказывает Виталий.

Сам Виталий Яковлев профессию получил уже после того как попал в театр, здесь он уже на протяжении 12 лет. Пришел сюда еще школьником.

«Я плохо говорил, картавость до сих пор осталась, моя челюсть была зажатой. До этого в школьные годы, я серьезно занимался спортом, греблей и гирями, шел на спортивный разряд, но из-за проблем с коленом бросил спорт и пришел в театр. Здесь я начал усилено заниматься, но целый год мне не давали ролей, так как мою речь зрителям было очень сложно разобрать. Потом начал участвовать в постановках и в последующем стал преподавать. Параллельно я поступил в университет, окончил его получил специальность «Инженер-механик», но по профессии так и не работал. Я сразу устроился во дворец школьников, когда «Современник» находился еще там».

Сегодня театр нуждается в своей большой сцене, старый зал вмещает всего 50 зрителей и в аншлаги здесь очень тесно.

«Современник» ставит не только новые произведения, но и классические. Ведь старые тоже спектакли говорят о вечных проблемах человека. Современность театра в том, чтобы говорить понятно о важном, как минимум для актерского состава, а если это интересно им, то будет интересно и публике, - считает Виталий Яковлев.  

С недавнего времени театр начали приглашать на фестивали в страны СНГ и даже Европы. Но на перелет и проживание у коллектива попросту нет средств.

Занимается «Современник» и благотворительностью. У театра есть проект: Школа медицинской клоунады. Также при театре действует школа клоунов, на протяжении 13 лет, ее актеры посещают онкологические отделения города, где проходят лечение дети.  Во время выездных спектаклей ставят сказки, что очень положительно сказывается на психологическом состоянии маленьких пациентов.


Похожие материалы