Кандастар Ассамблея

Танец, как «будущее без которого себя уже не мыслишь»

29.04.2022 515

Международный день танца отмечается 29 апреля. В истории известны разные виды танцев: уличные, ритуальные, народные, современные, балет, спортивные, бальные, акробатические, эстрадные, свинг и прочие. Педагог-хореограф Айтолкын Тургинбаева, профессор искусствоведения Гульнара Саитова, брейк-дансер Темирлан Асимханов рассказали о видах танцевального искусства корреспонденту El.kz

Международный день танцев был инициирован в 1982 году Международным советом танца ЮНЕСКО. Дату предложил педагог и хореограф Петр Гусев в память дня рождения французского балетмейстера, теоретика, реформатора балета Жан-Жорже Новерре (1727-1810), вошедшего в историю как «отец современного балета».

Балет (от итал. ballere - танцевать) – сценический танец, предназначенный для зрителей, сопровождаемый музыкой театральным представлением, где действующие лица посредством мимических движений, танцев выражают различные характеры, мысли, страсти. Основные элемента балета: танец, мимика, пластика. Балет принадлежит к разряду пластических искусств, имеет три направления: романтический, классический, современный. Начало балета теряется в глубокой древности. Религиозные торжества сопровождались танцами у древних народов. У греков балет сопровождал их трагедии и комедии, не имея общей связи с главным действием. У римлян были религиозные пляски в честь Марса. С падением Рима искусство балета замирает на тысячелетие и возрождается к концу XV и началу XVI веков в Италии. С появлением во Франции оперы балет входит в ее состав. Женские роли в балете исполнялись мужчинами до 1681 года. Впервые четыре милых танцовщицы появились в балете Кино «Триумф любви». 

К концу XVII века были разработаны виды театрального танца классического балета, регламентированы тематика и форма балетного спектакля. В 1820-х годах проявились первые черты романтического балета во Франции и России в работах Ш.Дидло, А.П. Глушковского. В 1830-х годах во Франции романтический балет сформировался окончательно, что стало величайшим достижением хореографического искусства XIX века.

Айтолкын Тургинбаева, кавалер ордена "Курмет", педагог-хореограф Казахской национальной академии хореографии  

В 1999 году на базе Государственного академического театра танца РК под руководством Булата Аюханова открылась школа-студия, в которой я и начала преподавать. Группы были сформированы по возрастным категориям: младшая - с 4-х лет, взрослая группа - от 18 и старше. Школа-студия была ориентирована на классическую хореографию. В том же году я начала получать высшее образование в Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова. Закончила Академию в 2003 году квалифицированным педагогом-хореографом, а в 2016 году начала в ней преподавать.

 

Артисту балета всегда важно быть в форме, совершенствовать свой профессионализм, быть образованным, эрудированным, дисциплинированным, любить свою профессию. С древних времен все главные события выражались танцем. Он передает эмоции, чувства, характер, посвящает в историю, влияет на здоровье, развивает координацию, пластику, музыкальность, ритмичность, дыхание, успокаивает нервную систему. Это способ выразить себя, показать свою индивидуальность, найти себя. Все дети, начиная учиться из года в год постигают искусство балета. В стенах училища я поняла, что это будущее, без которого себя уже не мыслишь. 

В моей жизни есть люди, которым я благодарна Куаныш Жакипова, меня привела в мир танца, первый педагог по классики Маргарита Юсим, народная артистка казахской СССР Сара Кушербаева, мой учитель Булат Аюханов под руководством которого я проработала, практически всю свою творческую жизнь. На пути артиста балета много препятствий. Преодоление самого себя, усталости, боли, постоянный контроль физических возможностей и эмоций, не перегореть, не расплескать их раньше времени.


Чтобы стать профессиональным артистом балета изначально нужно быть избранным, иметь природные данные, требуемые для этой профессии или разрабатывать их, иметь форму, соответствующие критериям, быть музыкальным, иметь чувства ритма, получить образование в профессиональном хореографическом учебном заведении. Моя профессия, педагогическая деятельность, достижения - это моя жизнь, моя семья. Воспитанники школы-студии, многие уже состоявшиеся люди, имеют свои семьи. Многие продолжают заниматься хореографией. Со многими мы и сейчас имеем связь. Ученики школы-колледжа растут и радуют нас своими успехами.

Гульнара Саитова заслуженная артистка РК, профессор искусствоведения, режиссер-хореограф

Хочу начать со слов великого реформатора балетного искусства Жан-Жорж Новерра: «Каждый народ имеет свои законы, нравы, обычаи, особенности, обряды, каждая нация отличается своими вкусами, своей архитектурой и собственной манерой в искусстве». Практика мировой истории наглядно показывает о важной значимости танцевальной культуры, как в жизни народа, так и государства в целом. Благодаря национальной политике многих стран, базирующихся на принципах межнационального и межконфессионального согласия, развивается культурный полилог стран мира. Популяризация танцевальной культуры, взаимовлияние и взаимообогащение подтверждают о наличии культурных контактов. Ярким примером служит Великий Шелковый путь, позволяющий новому поколению почувствовать связь с тысячелетними традициями обмена культурой, религией, дипломатическими отношениями.

 

На примере нашего государства, можно констатировать, этнические народы, развиваясь в русле единой этнокультурной политики Казахстана, не только сохраняют самобытность, язык, национальный колорит, но являются неотъемлемой частью многонациональной республики. Государство поддерживает деятельность этнических центров. Важным и главным направлением их деятельности, прежде всего, является сохранение народных традиций, обычаев, знакомство с музыкальной, танцевальной культурой, как своего народа, так и народов мира.

Знаковые мероприятия, оканчивающие большой яркой концертной программой, представляют самобытные произведения творчества профессиональных и любительских коллективов. Вместе с государственными танцевальными ансамблями «Салтанат», «Шалкыма», «Алтынай» демонстрируют свое мастерство ансамбль «Рухсара» Уйгурского академического театра, танцевальная группа Корейского академического театра, а также коллективы этнических культурных центров как польский, азербайджанский, узбекский, греческий, татаро-башкирский и другие. Приобщение детей, молодого поколения к национальной танцевальной культуре других народов воспитывает чувство уважения и взаимопонимания, межкультурное общение. Танец несет не только воспитательный характер, но и в большей степени эстетический. 

Народный танец – это фольклорный танец, исполняется в естественной среде, имеет определенные традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и прочее. В котором заложено стихийное проявление чувств, эмоций, настроения выполняется в первую очередь для себя, потом для зрителя, общества или группы.

Народный танец синкретичен и по своей сути глубоко интернационален. В нем пересекаются пляска, музыка, игра-танец, вокал. Еще в древности танец имел религиозную основу, связь с философией и мировоззрением народа. Он исцелял (камлание, шаманские пляски) и обучал (пиррические танцы или воинственные), выражал эмоциональное состояние человека. Танец – язык жеста и мимики. Путем энергетического обмена помогал достичь духовное и физическое единство. Символика (семантика) архаичных танцевальных движений, сохранившихся в настенных живописях, наскальных рисунках (петроглифах) демонстрируют социальную значимость танцев, его роль и положение в обществе. Ритуально-пантомимические представления составляют специфические подражательные движения животных, птиц. Встречающиеся круговые, различные орнаментальные рисунки были связаны с природными явлениями. Смысл и содержание танцевального представления отражали материально-пространственную среду повседневных форм жизни и мироощущений людей. В танцах народов мира существуют трудовые танцы, танцы, посвященные различным календарным праздникам.

Ритм, как известно, занимал особое место в жизни людей, отражая духовное состояние человека. В процессе исполнения танца под ритмы воедино воссоединяются человеческие чувства и ритм, который регулирует, становится выразительным средством. Богатейшие ритмоформулы усули, различные триоли, тремоло задают характер пластики. Выработанные каноны, танцевальные композиции исполняются под ударные инструменты. Например, дойра и нагора (узбеков), дойра, тавляк и нагара (таджиков), дап, награ и тевильваз (уйгуров), табла и мриданга (индийский), цзянгу (большой барабан) и баньгу (малый барабан) и яогу (китайский), чанго (двусторонний барабан), чунго (односторонний горизонтальный), 6 и 8-гранные чваго и ёнго (корейский), цудзуми и симэдайко (японский) имеют не только разные ритмические основы, но и различаются приемами игры на ударных инструментах.


Мастера танцевальных ритмов были не только аккомпаниаторами, а педагогами, наставниками и «балетмейстерами» танцоров. Передавая из поколения в поколение богатейшие ритмы танцев, они обучали своих учеников и движениям, и специфическим ритмическим напевам. Отсюда различная ритмопластика, различное настроение. Ритм в суфийском зыкыр заставлял фанатов громко рыдать и постепенно приводил их в состояние экстаза. Об этом процессе интересно описывает Сабит Муканов, участвовавший во время поездки в Восточный Туркестан. «На протяжении многих столетий суфизм претерпел радикальные изменения, но плясовая форма зикра, создавшаяся на основе народного танцевального творчества, сохранилась в быту многих народов. Например, в Чечено-Ингушетии зикр стал элементом религиозных праздников и поминок. В отдельных районах Азербайджана зикр вошел в похоронный ритуал, а у узбеков Хорезма в ритуал свадебный. В среде туркмен-ата зикр сохранился как народный обычай исцеления больных», - пишет ученый, балетмейстер О.В. Всеволодская-Голушкевич.

В настоящее время ритм – это темп, движение, пластика. Сердечный ритм – это жизнь! «Пластическая терапия» - популярна в современном мире. Танец в широком смысле реализует духовную потребность человека в ритмически организованном движении.


Для танцора важно иметь данные, необходимые для артиста балета. Музыкальный, ритмический слух. Чтобы стать профессиональным танцором необходимо иметь природные данные, такие, как рост, пропорции тела, гибкость. Кроме того, необходимо быть артистичным.

Отличия танцев народов мира в условиях жизни, географических условиях, климате, характере, манере исполнения танца. Схожесть, прежде всего, в том, что в нем отражается национальный характер, быт. В разных стилях танца видны духовные направления той или иной эпохи. Все народы брали и продолжают брать вдохновение у природы, от ее богатств.

Общность эстетических и мировоззренческих принципов обеспечивает типологическое единство народного танца.

Танцы исполнялись в честь праздников. В основном это зрелища, в основе которых лежал танец. Они создавались еще в античные времена, их знали такие государства, как Древняя Греция, Рим, Индия, Китай. В честь разных Богов устраивались театрализованные праздничные представления. Античные танцы Греции разделяют на 4 группы: священные, общественные, домашние (сельские) и сценические. Платон объединил в три группы: танцы, исполняющиеся в честь богов на различных мероприятиях; танцы в стиле пирр (пиррические или военные); аристократические – исполнялись нимфами и сатирами. У многих народов встречаются: ритуально-обрядовые; танцы календарных праздников; народно-бытовые; игровые. Единой классификации пока не существует. Но отметим, что у всех народов существуют традиционные танцы, исполняемые в календарные праздники, семейные (свадьба, посвящение мальчиков в мужчины и другие). конкретные праздники – Новый год, Навруз, осенний Сабантой, Рождество (калядки), проводы зимы (масленица). Яркий красочный Новый год восточного календаря (китайский).


Со временем танцы менялись. Форма танца, характер, манера исполнения оставалась, но усложнялась техника исполнения, обогащалась танцевальная лексика. Своеобразными становились хореографические рисунки.

Современный танец - танец модерн, свободная пластика, контактная импровизация, джаз-модерн или уличные хип-хоп, брейк-данс и другие.

В настоящее время в творческих учебных заведениях на всех ступенях, начиная с ТиПО, АХУ им. А.В. Селезнева, РЭЦК им. Ж.Елебекова, на бакалавре существует дисциплина «Современный танец». В Казахской национальной академии хореографии преподают ведущие педагоги-хореографы Асель Абакаева (по танцевальной технике Марте Грэм), Диана Агзамова (техника контактной импровизации), В КазНАИ им. Т.К. Жургенова сестры Гульмира и Гульнара Габассовы. После окончании ТиПО идут работать в театры «Астана Опера», «Астана балет» — это выпускники «Артисты балета», в танцевальные коллективы «Наз», «Шалкыма», «Салтанат» - «Артист ансамбля танца». После окончания бакалавра, в основном занимаются педагогической деятельностью. 

Искусство танца во все времена было востребовано. И проблема как вернуть зрителя в театр не актуальна.

Темирлан Асимханов, брейк-дансер команды «Хромосомы»

Брейк-данс – это уличный танец спортивного стиля, создан пуэрториканской и афроамериканской молодежью в начале 1970-х годов, зародился на улицах Америки. Танец имеет разные вариаций, состоит из четырех видов движений: toprock, downrock, power move, фризы. Танцуют под хип-хоп, соул, фанк, брейкбит, песни, содержащие драм-брейки (соло на ударных). Того кто практикует танец называют брейкером, брейк-дансером, би-боем, би-герлой. Брейк-данс был включен в программу Олимпийских игр 2024 года, в Париже.

Меня в брейк позвал друг. Мы прошли пробное занятие во Дворце школьников.

Мне понравился брейк, я до сих пор занимаюсь этими танцами во Дворце школьников. Мы выступаем на разных соревнованиях и мероприятиях. Часто на соревнованиях присутствуют гости из-за рубежа, у которых есть многолетний опыт и стаж. Когда они приезжают к нам, то делятся своим опытом.

В хореографии танцора важны именно его личные качества, то, как исполнитель подает свой танец, его определенные действия, которые выделяют его из всей толпы других танцоров.

Через танец можно передать много позитивных эмоций, даже обычные движения могут у зрителя вызвать восторг. Несмотря на то, что он увидет этот танец впервые, скорей всего ему захочется посмотреть больше. Танец важен тем, что развивает физически тело танцора, его ментальное настроение, что он всегда спокоен.

Я думаю, что танец собирает людей в «семью», которая может поделиться своим опытом, настроением. Они могут передавать это друг другу.


В танце важна связь между танцорами, так как ты все время занимаешься не один, а в группе с несколькими людьми. Ты можешь делиться своими основными качествами как человек и как танцор знаниями и позитивом.

Для меня танец имеет очень большое значение, так как я в большей части трачу все свое свободное время на брейк-данс. Стараюсь улучшить свои знания, способности в этом направлении. Есть много людей, на которых я смотрел, когда учился танцевать, это мои тренера Сергей, Адилет, Даулет. Благодаря им у меня появлялось желание тренироваться и стремиться к большему.

Самой большой трудностью для него было научиться и понять сам этот танец, так как ты не придешь туда с простой целью я смогу сразу за несколько дней танцевать, как тот человек, который знает об этом танце уже несколько лет. Ты должен вложить всего себя в этот танец.

Я занимаюсь танцами, так как мне это банально нравится. В команде «Хромосомы» семь человек. Несколько раз мы были в России. Конечно, я хочу занимать первые места в соревнованиях, но также больше мне нравиться делиться с младшими, обучать их, подбадривать. Поэтому это можно сказать моя миссия, как я буду продвигать брейкинг в массы, люди будут заинтересовываться этим. Я довольно часто подмениваю своих тренеров, знакомых на тренировках. И поэтому я даю младшим свои знания, которые я получил.

Танец, безусловно, объединяет людей на преодоление культурных, этнических, политических границ во имя дружбы и мира. Объединение танцоров может связать культурно, так как ты приезжаешь в другие страны, ты узнаешь все о них, и даже хочешь узнать больше, много нового об этом народе, языке, их традициях. В политическом плане ты можешь устроить какие-нибудь соревнования, и две страны могут принять решение о том, чтобы объединиться и помочь друг другу, скооперироваться, вложить деньги, силы и создать что-то общее для танцоров и обычного народа.

Я считаю, что возраст в танце не играет роли, в большинстве случаев есть 60-80-летние тацоры, которые занимаются и также показывают все свои умения, на своем опыте. Я видел много взрослых танцоров, которые, несмотря на свой возраст, занимаются и довольно хорошо показывают себя, как танцоры и заявляют о себе очень громко. Взрослые танцоры приглашаются часто на разные мероприятия, чтобы ввести новых людей с их новыми мыслями, чтобы они поняли, что такое брейкинг и в общем, о танцах, что это такое.

Каждый танец выражает внутренние эмоции танцора, будто он в момент проживает жизнь и делится ей со зрителем, тем самым увлекая его в мире прекраснейшего искусства.

Фото из личного архива героев  

Похожие материалы