Лента новостей

Посмотреть на невидимый город

Выставка о другой столичной жизни открылась в Нур-Султане
Посмотреть на невидимый город

Посмотреть на невидимый город Казахстанские художники задумали показать жителям столицы всю полноту их социальной жизни. На выставке «Невидимый город» Айсулу и Алма Шайкеновы, Айгерим Оспан, Аяна Байгозина и Туран Нургожин рассказывают о столице, которую обычно не показывают по телевизору.

- Когда речь идет о Нур-Султане, что мы видим в интернете и по телевизору? Это левый берег с его величественными зданиями, символизирующими власть государства. Остальная часть города редко попадает в объектив и, таким образом, исключается из официальных репрезентаций, становясь невидимой. Мы же показываем эту самую невидимую сторону, делая акцент на детали, которые теряются в суете городской жизни, - объясняет историк Нари Шелекпаев.

Посмотреть на невидимый город

По его словам, эта выставка дает метафорические ключи для ответа на вопросы о том, что представляет из себя казахстанская столица для каждого из нас, и как нам всем найти способ принять ее такой, какая она есть. Очевидно, что ответы не могут быть одинаковыми для всех просто потому, что все мы разные, и потому, что наш опыт, жизненные пути и ожидания различны.

Айсулу Шайкенова известна перфомансами на социальные, экологические темы. В этой экспозиции она представила работы, посвященные проблеме застройки озера Талдыколь.

Посмотреть на невидимый город

Посмотреть на невидимый город

Посмотреть на невидимый город

Посмотреть на невидимый город

- Многие не знают о существовании этого озера, хотя ему уже 13 тысяч лет. Озеро является обителью пяти тысяч видов растений, рыб и животных. Моя серия работ сфокусирована на том, чтобы люди обратили свое внимание на это озеро и всех, кто там обитает, - говорит художница.

Посмотреть на невидимый город

Посмотреть на невидимый город

Она хочет обратить внимание общества на проблему сокращения естественных природных зон столицы. Инсталляция «Құстар келді», сделанная из ледяных фигурок, олицетворяет птиц Талдыколя, которые теряют свой дом из-за искусственного осушения системы озер. Все работы Айсулу Шайкеновой, представленные на выставке, выполнены в технике «digital art»: сначала произведения рисуют на электронном планшете, а затем отпечатывают на холстах. Истории и смыслы закодированы в современных орнаментах. Медиативные раскраски о талдыкольском озере – тоже часть проекта. В них автор изобразила растения, птиц и животных, обитающих у озера; дополнила материалами собственного проекта по обучению казахскому языку «Жақын сөздік». Раскраски раздадут горожанам в кафе, парках и других общественных местах.

Посмотреть на невидимый город

Посмотреть на невидимый город

- Изначально мы начали работу с городом вместе с куратором Айгерим Капар в рамках общественного объединения Artcom, - рассказывает художница Айгерим Оспан. - В 2017 году мы проводили исследования по городу, делали различные интервенции, взаимодействовали с горожанами, изучали наш город и пытались определить значение времени в нем. Итогом наших исследований стала выставка «Time and Astana». С тех самых пор мы работаем в контексте города, изучаем его, мы больше масштабируемся в разных тематиках, то есть город – это не только физическое пространство, здания, дороги и все, что мы можем пощупать и увидеть. Город – это и социальное пространство, которое формируем мы с вами: люди, различные городские сообщества, с которыми мы активно взаимодействуем, устраивая различные активности в городе.

Также есть определенные культурные коды города, которые мы можем «нащупать» через искусство. К ним относится и уникальность нашей местности. Мы живем в том месте, где есть маленькие озера, реки, и мы в этой местности строим город, мы строим вертикальные здания. Здесь происходит такой конфликт, что везде презентуется вертикальная часть города, и никто не видит горизонталь. Мы через свои работы пытаемся поднять горизонталь.

Концепцию выставки «Невидимый город» Айгерим интерпретирует как идею, в которой Нур-Султан рассматривается в качестве ковра.

- Город – это ковер, в котором сплетаются ткани. Есть основа – это физическое пространство – ландшафт города, и в него вплетаются, как нить утка, наши здания и дороги, ворс ковра составляют наши коммуникации, люди, которые населяют этот город, а орнамент и цвет ковра – это наша эмоциональная составляющая, то, как мы делаем этот город интереснее, - объясняет художница.

Посмотреть на невидимый город

Работы Айгерим Оспан раскрывают проблемы внутреннего мира и адаптации горожан. Художница активно развивает соседские сообщества, поэтому ее волнует именно социальная часть города, то, как эта часть развивается, как формируются сообщества и строятся коммуникации. Заметное место на выставке занимает серия ее картин «Лейкоциты города», выполненных в разной технике: цианотипия, шелкография и других.

Посмотреть на невидимый город

- Под лейкоцитами я подразумеваю полезные тела в крови, которые следят за гармонией во всем организме. Если город рассматривать как биоорганизм, тогда люди – это лейкоциты, которые лечат общество. Общество – это кровь. Мои лейкоциты – это самые простые граждане, которые ездят каждый день в автобусах. В основном, это тот невидимый пласт общества, который не транслируется на городских открытках, рекламных щитках с улыбающимися прекрасными людьми. Это реальные люди со своей драмой, жизнью и переживаниями. Мы - есть наш город, - комментирует Айгерим.

Посмотреть на невидимый город

В технике «шелкография» изображение обрабатывается в битмапе (от англ. вitmap – формат хранения растровых изображений), затем с помощью специального раствора это изображение переносится на шелковую сетку.

Цианотипия — бессеребряный фотографический процесс, дающий при фотопечати изображение голубого оттенка.

Посмотреть на невидимый город

В технике «цианотипия» художница также выставила документацию перформанса под названием «Срубить капусту». Он был представлен на выставке «Time and Astana».

- Это о городских жителях, которые приезжают в Нур-Султан для того, чтобы заработать деньги. Я шинковала капусту в течение всего перформанса, там же я ее квасила. Следующим этапом была отдача. Это к тому, что заработал – поделись. Но не надо делиться материальными благами, можно делиться эмоциями, своим благим намерением, любовью к городу и заботой о нем, -описывает Айгерим Оспан.

Другая работа художницы под названием «Гранд Палас» выполнена в технике «рэди-мейд».

Посмотреть на невидимый город

- Это ковер, на котором изначально была изображена карта переселений нашей семьи в Нур-Султане. Это работа о том, что переживает человек, когда меняет свое местоположение. У нас было семь перемещений, в том числе съемные квартиры, общежитие, даже кабинет на работе у папы. В итоге мы строим свой дом, наша конечная точка Жаяу Муса, - делится Айгерим.

Посмотреть на невидимый город

Символичность этого ковра заключается в том, что это - та вещь, которая всюду сопровождала семью Айгерим, куда бы она ни переезжала. На выставке представлен самый обычный советский легкий ковер из синтетической ткани, знакомый каждому казахстанцу с детства.

У Алмы Шайкеновой работы под названием «Период» несут социальный контекст.

Посмотреть на невидимый город

- Многие привыкли думать, что у нашего города нет души. Но если пройти немного вглубь города, в его дворы, то мы можем увидеть таких душевных пожилых людей, которые продают различные вещи, - показывает нам свои работы Алма, – В этих людях – душа города.

Посмотреть на невидимый город

Посмотреть на невидимый город

Посмотреть на невидимый город

Горожане, изображенные на картинах Алмы, - реальные. Во время фотографирования они рассказывали ей свои истории, делились мыслями и переживаниями, которые впоследствии отобразились в работах художницы.

Посмотреть на невидимый город

Посмотреть на невидимый город

Аяна Байгозина в своих работах делится личным опытом, который переживает большинство людей, переезжающих в новый город. Этот опыт связан со сменой жилья, когда человек все время в подвешенном состоянии из-за постоянных поисков нового места жительства.

- Я переехала в город в 2012 году. За это время мы переезжали с места на место девятнадцать раз. И на двадцатый раз мы наконец-то заселились в свою собственную квартиру. Тем самым я хотела показать проблемы квартиросъемщиков: стресс, неуверенность в завтрашнем дне и другие малоприятные эмоции, которые связаны с постоянными переездами, - рассказывает Аяна.

Посмотреть на невидимый город

Этой картиной Аяна несет идею: «Семья – это ячейка общества». По ее мнению, город делают городом люди и их семьи.

Посмотреть на невидимый город

Художник Туран Нургожин презентует на выставке свой саунд-арт в стиле «эмбиент». Это жанр электронной музыки, в переводе с английского, означает «музыка окружения». Автор произведения замиксовал звуки птиц, машин, строительных работ и выдал их в одном общем «звуке города». Посетители выставки смогут услышать саунд-арт через наушники в специально отведенной для этого комнате.

Посмотреть на невидимый город

Выставка «Невидимый город» проходит в здании монумента Триумфальная арка «Мәнгилик ел». Посетителям нужно заплатить только за вход в здание монумента. Кураторские экскурсии будут возможны после снятия ограничительных мер, связанных с карантином.

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!