Кандастар Ассамблея

О чем рассказывает зал «Руханият» в центральной мечети Актобе


Выставочный зал «Руханият» Актюбинского областного историко-краеведческого музея – лучшее место, где можно изучить историю религий. Расположен он в областной центральной мечети «Нұр Ғасыр».



«Экспозиция демонстрирует материалы об истории возникновения ислама. Также здесь можно найти информацию и биографию о пророке Мухаммеде, обрядах ислама. В зале собраны уникальные священные книги, рукописи, обереги, украшения, одежда, четки, предметы обихода, оружие с кораническими текстами, картины, литографии, гравюры, а также современные репродукции», - рассказывает экскурсовод выставочного зала Алибек Рамазанов.


История мечети «Нұр Ғасыр» на цокольном этаже которого расположен выставочный зал «Руханият», начинается с 2006 года. Среди целого ряда проектов, присланных из разных стран мира, лучшим стал проект российского архитектора Айвара Саттарова, автора проекта мечети Кул-Шариф, что расположена в Казани. В этом году выставочный зал «Руханият» отметит свое 10-летие. Хотя официально он в структуре краеведческого музея, многие воспринимают его как отдельный музей с яркой палитрой экспонатов.




«Руханият» создавался при участии команды художников, историков, религиоведов и культурологов. В нем представлены несколько экземпляров Корана – священной книги мусульман, старейший из которых относится к XIX веку.





Сура «Аль-Анбийа», выгравированная на кости.

Сура «Аль-Алак». Камень.


Копия страницы Корана, выполненная на коже.


Этот молитвенный коврик был создан около 2-2,5 веков назад одним богатым мусульманином во время поездки в Мекку и Медину. Затем коврик оказался во дворце российского императора Николая II, который привез его в Екатеринбург. И уже после коврик для намаза оказался в мечети.



Одними из ярких представителей суфизма в Казахстане были Ахмед Ясави (11-12 в.в.) и Бекет ата (18 в.). Произведения Ходжа Ахмеда Ясави – стихи, рисаля были широко популярны среди местных жителей, он писал стихи на арабском, чагатайском, персидском, тюркском языках. Благодаря Ясави тюркский язык был введен в литературный обиход. Он выступал не только как духовный наставник, но и как мудрый государственный деятель. Ахмед Ясави считал пророка Мухаммеда своим учителем и при достижении 63-х летнего возраста, возраста пророка Мухаммеда, он поселился в хильвете – подземной келье, недалеко от мечети города Ясы, где жил до конца своей жизни вдали от мирской суеты.



Бекет ата - святой-аулие, просветитель, зодчий. Мастер-строитель Бекет ата на скалистых отрогах построил четыре мечети. Первую в Кульсарах – ее называют Ак-мечеть - вторую в меловых скалах в 20 километрах от поселка Бейнеу, третью – в местности Тобыкты, и четвертую, подземную мечеть, вырубил в массиве мелового скального мыса в урочище Огланды. Как и у всех суфиев, у Бекет ата был посох. Когда он дошел до ступени духовного наставника, его наставник Пакыржан баба отдал ему свой посох «Кок Аса». В свою очередь Бекет ата передал этот посох своему ученику Орзайулы Шектыбаю. И до сих пор посох хранится у потомков Орзайулы Шектыбая. Копию посоха вы можете увидеть в выставочном зале «Руханият».



Также в зале представлены книги, рукописи и личные вещи священнослужителей Актюбинской области, построивших мечети и проповедовавших ислам в регионе.



Досжан ишан Кашакулы, Копешов Ержан, Бибиталы Тылембетов, Амангали ахун Итесулы, Абдолла Бисен хазрет и другие – все они религиозные деятели, вышедшие родом из Актюбинской области. Каждый из них оставил в наследие мечети, некоторые сохранились по сей день, а некоторые были разрушены в ходе истории.




Так, например, мечеть «Кокжар» в Уилском районе была построена татарами в 1869 году и была рассчитана на 170 человек.


Некрополь Ойсылкара находится в 35 километрах от города Хромтау. Эпонимом кладбища считается святой Ойсылкара – покровитель верблюдов и верблюдоводства. Данный комплекс представляет собой старинное кладбище XVIII-XX в.в., состоящее примерно из 150 традиционных надмогильных сооружений.


Мечеть Шакен ишана находится в 55 км от города Актобе. Она была построена в начале XX века татарским мастером по образцу Казанских мечетей. Полумесяц минарета был снесен в 1928 году. В свое время помещение мечети использовали как амбар для зерна, во время ВОВ было местом заключения дезертиров. В 90-ые годы часть стены обрушилась. Мечеть вошла в список охраняемых объектов Актюбинской области.


Центральная мечеть города Актобе – строительство мечети началось в 1901 году и было закончено через 2 года. В комплексе мечети, помимо основного здания, входили медресе, гостиница, стоянка для лошадей и дома священнослужителей, которые был снесены во время Великой Отечественной войны для нужд строительства. Первый намаз в ней был прочитан в 1904 году.


В выставочном зале представлен экспонат Каабы – мусульманская святыня, место паломничества всех мусульман.

Кааба находится в самом центре Священной мечети Харам в Мекке. Кааба представляет собой каменное сооружение кубической формы, углы которой ориентированы по сторонам света. Кааба покрыта черным шелковым покрывалом «кисва». Это покрывало меняется раз в год. Верхнюю часть покрывало украшают вышитые золотом изречения из Корана. Изречения из Корана украшают и покрывало, закрывающее дверь в Каабу. Дверь, кстати, сделана из чистого золота (вес 286 кг).


Паломничество в Мекку-Медину совершается в одежде ихрам. Ихрам - особое состояние духовной чистоты паломника, совершающего хадж. Для пребывания в нём требуется совершить полное омовение тела, облачиться в особые одеяния и соблюдать правила ихрама. В дар музею был представлен ихрам (рида, изар) от Б.А.Есмахан, который долгое время являлся представителем Духовного управления мусульман Казахстана в Актюбинской области, был главным имамом самой крупной мечети Актобе – мечети «Нұр Ғасыр» (слева).

Галабея (рубашка и штаны) Ивана Казанбаева, который также совершил паломничество. Был имамом в мечети в Байганинском районе Актюбинской области (справа).


Куман – сосуд для воды. Прежде всего, молитве предшествует омовение, для чего используют сосуд для воды - куман. Намаз обычно совершается на молитвенном коврике – жайнамаз, он может быть украшен различными узорами, изображением мечети, рисунок обычно указывает направление в сторону Каабы.




Тасбих – четки, применяемы в исламе. Используются для облегчения счета при совершении зикра, восхваления Аллаха, дополнительных молитв к намазу. Тасбих состоит из 99 бусин, каждая из которых соответствует одному из 99 имен Аллаха.


В исламе существует два основных направления – суннизм и шиизм. Такое разделение произошло после смерти пророка Мухаммеда. После его смерти не оставалось живых наследников мужского пола, и среди мусульман стали возникать разногласия по поводу того, кто должен стать приемником. В результате на власть в халифате стали претендовать верные последователи пророка Мухаммеда – Абу Бакр, Омар, Осман и Али. В дальнейшем они правили в халифате друг за другом. Но в то время праведность всех четырех халифов и их законная власть в халифате признавалась не всеми. В этом и состоит главное отличие этих двух направлений.

Сунниты делают особый акцент на следовании Сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы – халифа. Шииты, напротив, признают только власть на преемничество Али и его потомков в качестве духовного и светского главы мусульманской общины. Али был двоюродным братом пророка Мухаммеда и мужем его дочери Фатимы. Это идея представлена в экспонате Лауха знамени шииов – выполненная полностью из серебра, украшенная бирюзой и сердоликом, здесь на персидском языке нанесены слова Аллах и имена пророка Мухаммеда и Али.



Книга Коран была дарована Актюбинской областной центральной мечети «Нұр Ғасыр» от депутата сената Казахстана Елеусина Сагиндыкова.


Оригинал книги «Грамматика арабского языка». Наху. Конец XIX – начало XX века.


На фото представлены женские украшения (серьги, застежки, браслеты, ожерелье и др.), датируемые XIX - XX в.в.






Похожие материалы