Кандастар Ассамблея

Мой ребенок живодер: советы психолога

17.08.2021 1435

Редакция El.kz получила отклики читателей на материал «Застывшая сдача: почему дети жестоко обращаются с животными». Читатели справедливо задаются вопросом: что делать, если ребенок проявляет жестокость? Об этом и о роли волонтёрских движений мы поговорили с психологом "SOS Детская деревня Астана" Ольгой Валевач.

- Ольга, когда мы читаем новости о случаях детской жестокости по отношению к животным, часто пользователи соцсетей пишут: «изолировать таких детей!», «страшно с ними в одну школу ходить» и так далее. Стоит ли так дистанцироваться от детей, проявляющих жестокость?

- Прежде всего, это дети. Мы взрослые, и мы за них в ответе. Мы можем как-то воспитывать, влиять, корректировать. Реагировать точно на это нужно, но бояться не стоит. Я провожу тренинги, работаю с детьми-сиротами. Если я вижу, что на тренинге один ребёнок на другого говорит «тупой», я понимаю, что, если сделаю замечание, не изменю ситуацию, но пресеку. Я остановлю это, выскажу своё мнение, отношение к тому, что происходит. Я всегда реагирую и говорю: «Попробуй по-другому если тебе, что-то не нравится». У нас такое правило: нельзя оскорблять, унижать друг друга, проходить мимо нельзя. Хуже всего – это равнодушие. Нельзя проходить мимо насилия, это точно нужно остановить, пресечь и сказать: «Так нельзя! Я против такого обращения» и показать альтернативу, как по-другому нужно себя вести.   Например, ты злишься. Но злиться можно по-другому, нельзя вымещать зло над слабым животным. Оно не может защищать себя. Выражать негодование можно разными способами: побей грушу, подушку, пройдись, попинай мяч, поиграй в футбол, пробеги, отожмись, твоя злость выйдет. Животных нужно наоборот защищать, гладить, заботится о них. Важно прививать это ребенку с детства.

- Иногда проявление жестокости ребенка становится новостью для родителей или его близких. Как им нужно реагировать?

- Не стоит отвечать жестокостью на жестокость. Если ребёнок сильно ударил животное, бьёт, издевается, точно на ребёнка не нужно кричать, ругать его за это, бить. Нужно твёрдо настойчиво остановить это действие, взять за руки, отвести куда-то, удержать руки, защитить это животное. Важно показать другой способ обращения и рассказать, как можно свою злость выразить, найти причину этой злости. Прежде всего нужно выяснить почему ребёнок так себя ведёт по отношению к беззащитному животному. Нам самим важно быть добрее, работать над собой, над своими отношениями с детьми. Можно ходить к специалисту заниматься психотерапией, разговаривать больше с детьми, вводить какие-то семейные традиции, улучшать свои отношения с детьми, с собой, с миром, чтобы меньше порождать жестокость и безысходность.

- Можно ли считать, что если ребенок проявляет жестокость, значит в его семье серьезные проблемы?

- Жестокость порождает жестокость, всегда так было, есть и будет. Если ребёнок проявляет жестокость к животным, однозначно где-то с ним поступали жестоко. Единственное исключение — это маленький ребёнок, который не понимает, что такое плохо, что такое хорошо - трёхлетки. Они могут схватить кота резко, ударить, прижать сильно, здесь родителям нужно научить и подсказать, что с кисой так нельзя, надо по-другому. Его можно погладить аккуратно, нежно. Нужно учить, подсказывать, что это другое существо, ему тоже больно - такой воспитательный процесс. Если дети постарше проявляют жестокость, то конечно эти дети, скорее всего, где-то пережили жестокое обращение, либо возможно, как вариант столкнулись с каким-то очень сильным бессилием, с какой-то слабостью, неизбежностью, они не смогли изменить какую-то ситуацию по отношению к себе. Может с ними кто-то грубо и жестоко поступал, а они ничего не могли сделать. Иногда бывает, что такие дети пытаются уничтожить любую слабость, беспомощность, беззащитность, которую они видят вокруг. Они вешают котят, потому что в них видят слабость и бессилие. Они бьют малышей, потому что те бессильны.

- Принято считать, что детская жестокость рождается только в неблагополучной среде, так ли это?

- Жестокое обращение может быть разных видов. Оно бывает физическим, сексуальным, эмоциональным, экономическим, есть еще такой вид насилия как пренебрежение нуждами. В благополучных семьях может быть если не физическое - жестокое обращение – то моральное, эмоциональное. В так называемых неблагополучных семьях рисков больше, конечно. С другой стороны, что считать благополучием? Если в благополучной семье отец постоянно кричит: «Иди сюда! Быстро подойди, давай отжимайся!», - тоже будет жестокость. Взрослый не уважает ребёнка, его право заниматься своими делами, это будет пренебрежение нуждами. Это и есть жестокое обращение, хотя на вид - благополучная семья.  

- Как социальные сети влияют на ситуацию?

- Очень сильно влияют. Всем известны различные ролики, на которых запечатлено жестокое обращение. Но есть в соцсетях и полезный контент. Огромную работу проводят волонтерские группы помощи животным. Их опыт очень полезен для детей, которые наблюдают за их работой, помогают волонтерам. Воспитанный в духе поддержки слабого ребенок никогда не пройдет мимо чужой беды, у него развивается эмпатия, здоровое отношение к окружающему. Волонтерские движения учат объединяться, вместе решать общественные проблемы, нести ответственность. Это очень ценный опыт. Я подписалась на страницу «Асенька» - это приют для животных. А почему подписалась? Потому что случай: взяли кошечку полгода назад и благополучно она у нас жила, и вот у детей пошла аллергия. Теперь не знаем, что делать. Дети мучаются, а кошку не отдашь, не выкинешь. Ну куда её? Приходится лечить, контакт с ней ограничивать, где-то в комнате её закрывать. Думала, отдам в приют. Но когда начала изучать эту проблему, читать про эти приюты, поняла, что им самим нужна помощь. Теперь отправляю иногда по 500-1000 тенге на их счет. Читаю ужасные истории, когда люди находят брошенных щенков в лесу, где они уже умирали. Жутко всё это слушать, видеть, читать. Поэтому нужно пропагандировать, что так нельзя, что всё-таки мы в ответе за этих животных, ведь мы их приручили.

Фото с сайта pravmir.ru


Похожие материалы