Казахские оперные постановки, о которых вы не слышали

Истории создания опер и описание либретто

Казахское оперное искусство насчитывает десятки постановок, многие из которых дошли до наших дней и успешно ставятся как на сценах страны, так и зарубежья. Но в истории казахской музыки есть оперы, которые по разным причинам не закрепились в репертуарах театров и были поставлены лишь несколько раз. В этом материал речь пойдет как раз-таки о таких постановках, то есть о малоизвестных казахских операх.

История казахского оперного искусства довольно молодая. Самым старым постановкам чуть более 80 лет. Прочно в репертуары академических театров вошли такие музыкальные шедевры как «Абай», «Биржан-Сара», «Кыз-Жибек», «Енлик-Кебек» и другие. Но даже эти оперы за свою историю претерпели множество редакций и интерпретаций не только сюжета, но и нотного материала. И насколько это вышло удачно или нет судить зрителю.

По подсчетам отечественных искусствоведов, начиная с начала XX века, было создано около полусотни казахских опер. 30-годы выдались самыми плодотворными, именно в тот период в Казахстане произошел настоящий композиторский и драматургический бум. Но, увы, большинство из созданных в те годы опер так и не дошли до наших дней и до сих пор ждут смелых энтузиастов режиссеров-постановщиков, дирижёров, композиторов, которые бы могли вдохнуть в них жизнь и довести начатую работу до логического завершения. И я думаю, такие найдутся, кто решит взять с архивных полок, запылившиеся нотные тетради и тексты либретто.

Конечно, рассказать обо всех операх в одной статье невозможно, остановлюсь лишь на нескольких из них, истории которых мне показались наиболее интересными. Информации о таких операх понятное дело немного, поэтому большим подспорьем для меня стали труды известных казахстанских музыковедов: Сары Кузембаевой и Гульмиры Мусагуловой. Исследователи собрали данные о пятидесяти операх, созданных казахстанскими композиторами, тщательно изучив и проанализировав каждую из них.

Опера «Туткын Кыз»

Первая опера, о которой хочется рассказать – произведение композитора Василия Великанова (1898-1969), которое называется «Туткын Кыз» или «Пленная девушка». Опера была написана в 1939 году. Авторами либретто выступили писатель Габит Мусрепов и драматург Ныгмет Баймухамедов. Если Мусрепов в представлении не нуждается, то о Баймухамедове следует немного рассказать. Он является автором нескольких пьес, как на казахском, так и русском языках. Как истинный ценитель европейской и русской литературы Ныгмет Баймухамедов, много времени уделял переводам на казахский язык таких классиков как Шекспир, Пушкин, Чехов и многих других. Как драматург он переводил либретто опер «Евгений Онегин», «Чио-Чио-Сан», «Пиковая дама».

Теперь подробнее о самой опере «Туткын Кыз». Композитор Василий Васильевич Великанов, пусть и не настолько популярен как Евгений Брусиловский (1905-1981), однако свою лепту в становление классической музыки Казахстана и в том числе оепрной, он все-таки внес. Будучи автором нескольких казахских балетов, среди которых известный «Калкаман-Мамыр», Великанов долго работал в коллективе ГАТОБ им.Абая. За годы своего творчества в алматинском театре он написал не только балеты, но и симфонические произведения для оркестров, создавал произведения и для эстрадных оркестров казахских народных инструментов.

Премьера оперы состоялась в феврале 1939 года. История (либретто) описывает период гражданской войны и русско-японского конфликта. Главные герои – красноармеец Арман и его супруга Науша. Чтобы спасти любимую, взятую в плен белогвардейцами, Арман вынужден притвориться японским генералом и внедриться в лагерь белой армии. Далее описывается его подвиг. Финал у оперы счастливый, главные герои побеждают всех и выходят из битвы невредимыми.

В общем, опера «Туткын Кыз» была создана в ярких традициях советской пропаганды того периода. И конечно дальнейшая судьба произведения была, мягко говоря, неопределенной. К тому же опера не получила успеха из-за слабой драматургии и недостаточно выразительной музыки. Не смотря на масштабность, обилие разговорных диалогов и речитативов, местами диссонансное звучание инструментов, также не прибавило произведению зрелищности, отмечают музыковеды. Если еще говорить о музыке, то в ней были мало представлены народные казахские мотивы.

Не смотря, на все эти минусы, искусствоведы считают, что творение Василия Великанова достойно внимания, так как это была первая попытка создать казахскую оперу после трех успешных постановок Евгения Брусиловского.

Опера «Бекет»

Еще одна постановка, которая не получила ожидаемой популярности – опера «Бекет», премьера которой состоялась в 1940 году. В отличие от произведения Василия Великанова, опера «Бекет» была создана в традиционном казахском музыкальном стиле и состояла из четырех действий. Композитор Александр Зильбер (1899-1970) в те годы был известен тем, что адаптировал народные казахские песни под классические инструменты в частности под фортепиано.

Либретто к опере написал сам Мухтар Ауэзов (1897-1961). Сюжет был основан на событиях конца XIX века, а именно периоде восстания казахского народа против царского гнета. В центре повествования – народ и борец за его свободу молодой человек по имени Бекет. Наверное, его можно назвать последователем Исатая Тайманова, который повел угнетенный народ за собой. Бороться против султанского и ханского произвола Бекету помогают его верные друзья Самалдык, батыр Олжай, Сержан, и супруга Зере. Однако из-за коварного плана султана Шернияза друзья Бекета погибают. Самого же его отправляют на каторгу в Сибирь. Однако Зере находит мужа и организовывает ему побег. Так, ставший, народным героем Бекет продолжает борьбу против царского произвола.

Опера получилась довольно громоздкой, несмотря на накал страстей, национальный колорит, и яркие партии героев в лучших традициях айтыса – отмечают наши музыковеды. Сложность сюжета сделала произведение неудобным для постановки, поэтому оно не прижилось в театре. Опера «Бекет» интересна своим масштабом, массовыми сценами и айтысами. Это настоящее музыкально-драматическое полотно, которое однозначно требовало доработки, чтобы получить сценический успех.

Опера «Жалбыр»

Оперу «Жалбыр» на музыку Евгения Брусиловского и либретто Беимбета Майлина (1894-1938) ждала примерно та же судьба, что и постановку «Бекет» композитора Василия Великанова. Произведение «Жалбыр», наряду с известной оперой «Кыз-Жибек» - было одним из крупнейших творений Брусиловского. Работа над оперой была завершена в 1935 году. Премьера состоялась в ГАТОБ в Алма-Ате. В дельнейшем оперу показали в Москве на сцене Большого театра.

В этой постановке, так же как и в опере «Бекет» поднимается историко-героическая тема. В основе спектакля лежит эпизод национально-освободительного восстания под предводительством Амангельды Иманова. Описываются события 1916 года, которые происходили на севере Казахстана в Тургайской степи. В произведении описывается тяжелая жизнь казахского народа, мобилизация казахов на военную службу, и борьба против царского произвола.

В центре повествования – реальные исторические личности: Жалбыр и его соратник Елемес. Основой для сюжета стала пьеса Беймбета Майлина «Биздин жигиттер». Создателями произведение задумывалось как реалистическая музыкальная драма, сплетенная народными мелодиями. Само собой опера отличалась от пьесы: частично изменены сюжет, драматургия и имена некоторых персонажей. В опере две основные сюжетные линии: героическая - восстание народа, поддержанное Жалбыром, и лирическая - личная драма возлюбленных Елемеса и Хадишы.

В опере звучат народные, а также обрядовые песни, кюи. Главные партии исполнили сопрано Куляш Байсеитова и баритон Курманбек Жандарбеков. Композитор Евгений Брусиловский к тому времени имел большой опыт работы с казахским музыкальным фольклором, поэтому самые лучшие его образцы были представлены в этой опере. Однако помимо народных мотивов на первый план выходят героические, маршевые песни. Впервые в казахской опере особое внимание уделяется хору, - воплощавшему образ народа.

Главный мотив оперы – народная песня «Елим-Ай», ее вариации звучат как в начале произведения, так и в его финальной части. Елим-Ай – это песня народа тоскующего по родной земле, соложенная еще во время великого бедствия в период джунгарского нашествия. По средствам этой композиции в опере раскрывается образ народа.

К сожалению, опера «Жалбыр» не прижилась на театральной сцене, по явным политическим причинам. Автора либретто писателя Беимбета Майлина власти лживо объявили «врагом народа». В 1937 году он был репрессирован, и после расстрелян.

В 1937 году опера подверглась второй редакции, в ней была усилена роль симфонического оркестра. Следующая редакция была сделана в 1969 году.

Как было отмечено в начале статьи, середина 30-х годов стала важным этапом в развитии казахского оперного искусства. Именно в этот период были написаны самые популярные отечественные оперы. Однако этот же период и последующие несколько лет, стали экспериментальными. Композиторы, драматурги и режиссеры пробовали адаптировать казахское эпическое наследие под классические музыкальные формы. Ключевой фигурой в этих поисках стал, Евгений Брусиловский, автор нескольких казахских опер.

Опера «Ер-Таргын».

Очередное творение Евгения Брусиловского – опера «Ер-Таргын». Сочинение, которое также было основано на одноименном казахском героическом эпосе. За либретто взялся молодой драматург Сагыр Камалов, переработав сюжет эпоса, он создал собирательный образ батыра, защитника народа и искателя справедливости. Премьера постановки прошла в 1937 году на сцене оперного театра в Алма-Ате. В том же году во время гастролей казахского музыкального театра, ее показали в Ленинграде.

                

Главные герои оперы: смелый батыр Таргын, его возлюбленная Дана и ханская дочь Акжунис. Кстати, либретто отличается от оригинального эпоса тем, что в нем любимой супругой Таргына является девушка из простого рода, а Акжунис наоборот – отрицательная героиня. Остается только предполагать, почему Сагыр Камалов остановился на таком варианте. Хотя в 30-годы оригинальный вариант эпоса, компартия просто бы не пропустила. При этом основанная сюжетная линия легенды сохранена, опера повествует о противоборстве Таргына с Акаш ханом и его приспешниками, а еще о женском коварстве, предательстве, и конечно же о любви и дружбе. Другими словами опера насыщенна драматизмом.

«Ер-Трагын» еще раз демонстрирует, как непросто вплести сложный эпический сюжет в рамки классической оперной постановки. Но все-таки у авторов получилось создать большое музыкальное полотно. В спектакле очень много речитативов, звучит народная музыка в частности кюи, а также танцы. Наиболее сильные в драматическом плане партии Таргына и Акжунис. Акжунис – это совершенно новый женский образ в казахской опере, полная противоположность традиционным мягким и нежным героиням. Ханская дочь – умна, упряма и властна.

«Ер-Таргын» - одна из немногих казахских опер дошедших до наших дней. Еще в советский период он подвергалась редакциям. В 80-годы снова вошла в репертуар ГАТОБа. Однако сейчас ее ставят очень редко, самая свежая постановка была в 2015 году.

Кстати, легендарный баритон Ермек Серкебаев пел во многих операх, в том числе в его репертуаре были партии из таких малоизвестных постановок как: «Жалбыр», «Дударай», и «Ер-Таргын». Однозначно ария Таргына в исполнении несравненного Ермека Бекмухамедовича является шедевром отечественной оперы.

В этой статье мы остановились лишь на четырех операх, которые не получили такой популярности, которой возможно ждали их создатели. На самом деле таких опер – десятки. Это как масштабные, так и совсем небольшие постановки. Но, несмотря на это вклад этих музыкальных произведений в искусство Казахстана - огромен, ведь они стояли у самых истоков. И как знать может их время еще не пришло...

Похожие материалы