Кандастар Ассамблея

Как работает «Астана Опера» в новых реалиях

Директор театра Галым Ахмедьяров рассказал о жизни «Астана Опера» во время пандемии


Коронавирус внес свои изменения в привычный уклад жизни людей и организаций. Радует, что ситуация улучшается, ограничения постепенно снимаются, и сегодня посетить театр уже не кажется чем-то из области фантастики. При желании, сделать это можно и виртуально – в онлайн-режиме. Директор «Астана Опера», заслуженный деятель РК рассказал, как живет театр в период пандемии, с какими трудностями пришлось столкнуться работникам, а также чем они планируют удивлять своих зрителей в ближайшее время. Обо всем по порядку – в нашем интервью.

Галым Алгиевич, расскажите, как изменилась жизнь сотрудников и артистов «Астана Опера» в связи с пандемией коронавируса? Каких новых правил внутри театра теперь приходится придерживаться?

– Безусловно, жизнь изменилась, и это касается не только театра «Астана Опера». Все мы сегодня, так или иначе, подстраиваемся под новые реалии времени. Например, прийти в общественное место без маски недопустимо, люди должны уважать друг друга, строго следовать всем предписаниям Межведомственной комиссии и главного санитарного врача РК. В театре санитарные нормы соблюдаются каждым сотрудником, потому что мы понимаем, что от нашего отношения к карантинным мерам зависит, будем ли мы работать дальше. На входе в «Астана Опера» каждому человеку измеряют температуру тела, затем все должны обработать руки специальным раствором из санитайзера, к слову, они установлены по всему театру. Кроме того, согласно графику, несколько раз в день проводится кварцевание репетиционных залов, гримерных и кабинетов сотрудников. Пол и поверхности в театре обрабатываются специальными дезинфицирующими растворами. Санитарные нормы касаются также наших дорогих зрителей: рассадка в залах осуществляется в шахматном порядке. В этом, конечно, есть свои неудобства, потому что если вы пришли парой, сесть вам все равно придется порознь. Но, тем не менее, публика уходит со спектаклей очень довольная.   

                       

– Интересно узнать, в каком формате сейчас проходят репетиции?

Несмотря на то, что количество зрителей значительно сократилось в связи с требованиями санитарных норм, наша афиша по-прежнему осталась насыщенной. Артисты выходят на сцену для демонстрации спектаклей при неполном зале, но качество их исполненийвсегда остается на очень высоком уровне. Конечно, это происходит за счет интенсивных репетиций. Понятно, что каждый член труппы не может оттачивать свое мастерство у себя дома. Потому что театр – это, все-таки живое искусство, требующее присутствия артиста, педагога, концертмейстера на одной рабочей площадке. Говоря иными словами, это коллективный труд. Опираясь на предписания санитарных норм, мы разделили артистов на группы количеством до 30 человек, которые занимаются в разных залах. Изменения коснулись и рассадки музыкантов оркестра: согласно санитарным нормам, инструменталисты находятся в полутора метрах друг от друга. На таком расстоянии сложно создать безупречный ансамбль музыкантов, но артисты оркестра блестяще с этим справляются.

         

А как коронавирус повлиял на работу костюмеров и гримеров? Столкнулись ли они с проблемами, связанными с доставкой материалов или с задержками, касающимися их производства?

– Костюмеры и гримеры, также как и все сотрудники, имеют свой график работы. В период отсутствия спектаклей у них одно расписание, но в день репетиций и представлений их работа устроена иначе. На своем рабочем месте они должны быть за 4-5 часов до начала оперы или балета, чтобы успеть подготовить артистов к выступлению. Во время спектакля остаются дежурные, которые после окончания представления, собирают костюмы, парики, обувь и так далее. Конечно, как и у всех, у нас возникали некоторые сложности с закупом материалов в период жесткого карантина, но позже ситуация наладилась. В театре есть свои производственные цеха: пошивочный, бутафорский, декорационный, мы в обычном режиме изготавливали костюмы, декорации, предметы бутафории своими силами. Кроме того, в период чрезвычайного положения на сцене мероприятия не проходили. А после снятия ограничительных мер, когда мы открыли театральный сезон, использовали имеющиеся запасы. Стоит отметить, что определенные вещи можно приобрести и в нашем городе, к примеру, парики и некоторые ткани. Поэтому выход из положения можно было найти. Также хочу отметить, что в период жесткого карантина мастерицы швейного, костюмерного и бутафорского цехов в домашних условиях изготавливали маски для медицинских центров. Делали они это на собственных швейных машинках. А необходимые материалы каждой из них были доставлены из театрального склада.

         

– Театр «Астана Опера» всегда славился своими шикарными декорациями, для создания которых тоже требуется множество деталей. Не могу не спросить, с их подготовкой не возникало схожих проблем?

– Любой театр должен планировать свой репертуар на годы вперед. Понятно, что создание спектакля – это дело не одного дня. К примеру, на текущий театральный сезон подготовка премьер обсуждалась еще в 2019 году, многое было сделано заранее, поэтому сразу после жесткого карантинамы с успехом смогли представить вниманию зрительской аудитории премьеры оперы «Дон Паскуале» и «Любовный напиток» Г. Дониццети, национальный балет «Зов степи» на музыку казахстанских композиторов. Сейчас идет подготовка премьер «Белоснежка и семь гномов», «Шесть танцев» и других интересных спектаклей. Поэтому, я рад, что нам не пришлось отказываться от премьер, единственное изменение в том, что их пришлось перенести.

           

– Что вы можете сказать о психологическом настрое солистов и артистов театра после перерывов и сбоев в работе, связанных с карантином, а также в связи с невозможностью гастролировать?

Недавно к нам приезжал балетмейстер-постановщик Луиджи Бонино, который в 2015 году перенес на нашу сцену потрясающий балет «Собор Парижской Богоматери» Ролана Пети. Так вот, он сказал, что мы счастливые люди. Дело в том, что в Европе артисты уже 9 месяцев находятся без работы, в начале карантина они выполняли классические уроки у себя на кухне, но вы понимаете, что это не может продолжаться вечно, люди просто выдохлись. А взгляните на театральную афишу нашей столицы, здесь все становится понятно без слов. Люди искусства имеют возможность репетировать, развиваться и расширять свой репертуар, выходить на сцену, и это уже большое счастье.

– Мне известно, что спектакли сейчас транслируются в прямом эфире. Это так? А как обстояли дела во время жесткого карантина? Были ли постановки в онлайн-формате?

Да, действительно наши спектакли транслируются в прямом эфире. В целом, у театра большой опыт проведения онлайн-трансляций на площадке наших информационных партнеров. Во время пандемии мы открыли для себя новые возможности, а именно создание онлайн-программ. Отмечу, что технически мы были к этому готовы. Во время ограничительных мер у нас произошли интересные изменения. Раньше в интернете нами интересовались в основном молодежь и люди среднего возраста. Но карантин значительно расширил этот список: в онлайне оказались взрослые, дети и пожилые люди. Поэтому мы старались подстраиваться под вкусы нашей новой аудитории. Например, разрабатывали программы для юных зрителей. Примечательно, что спектаклями в режиме онлайн можно наслаждаться вне зависимости от локации.

            

– Какие спектакли сейчас доступны посетителям? Какими инициативами театр порадует жителей и гостей столицы в ближайшее время?

– Мы стараемся показывать публике все спектакли, которые вошли в наш репертуар за эти восемь лет. Из оперных постановок в афише на февраль можно увидеть «Биржан - Сара» М. Тулебаева, «Тоску» Дж. Пуччини, «Кармен» Ж. Бизе. Из балетов предлагаем посмотреть «Спартак» А. Хачатуряна, «Жизель» А. Адана, также запланированы интересные программы гала-балетов. Кроме того, у нас работает Камерный зал, на сцене которого проходят увлекательные концерты для детской и взрослой аудитории. В конце января мы запустили новый проект «Театральный урок» совместно с акиматом города Нур-Султан. В рамках данной инициативы, учащиеся старших классов имеют возможность побывать за кулисами, увидеть, как создается спектакль, подержать в руках балетную пачку и послушать оперу или посмотреть балет. Я с радостью приглашаю жителей и гостей столицы к нам в театр, чтобы прикоснуться к прекрасному миру высокого искусства.

Галым Алгиевич, благодарю вас за интервью. Театру «Астана Опера» - процветания и новых ярких постановок!

Фото: пресс-служба "Астана Опера".

Похожие материалы