На струнах души

Репортаж с конкурса юных гитаристов, посвященного Дню Первого Президента

Известно, что музыка воспитывает и расширяет кругозор человека, делая его открытым для творчества. Особенно благотворно занятия музыкой влияют на детей, ведь доказано, что дети посещающие музыкальные школы и кружки, демонстрируют высокие результаты и в других школьных дисциплинах.  

В музыкальной школе №3 города Астаны, конкурс среди юных гитаристов - воспитанников, по традиции проводят в преддверии Дня Первого Президента. Эта традиция связана с тем что Глава государства особое внимание уделяет духовному и культурному развитию молодого поколения, к тому же сам Президент отлично играет на музыкальных инструментах.

«Мы организовали фестиваль, в рамках которого проходит городской конкурс юных гитаристов, посвящённый Дню Первого Президента Казахстана. В нашем конкурсе в первую очередь есть отдельная номинация «Лучшее исполнение казахской народной музыки» тем самым мы стимулируем играть детей казахскую музыку, но именно те композиции обработки которых подходят под гитару. Под гитару больше всего подходят песенные, народные композиции и аранжировки, например, Абая «Көзімнің қарасы», не быстрые кюи на подобии «Келіншек», также играем Шамши Калдаякова, например, «Цыганская серенада», или народные песни как «Ахау бикем» и другие», - рассказывает преподаватель по гитаре и жюри конкурса Андрей Шакенов.

Андрей Шакенов отмечает, что с обретением Независимости музыкальное исполнительство в Казахстане начало развиваться особенно активно. В республике появляются истинные виртуозы-гитаристы, которые востребованы не только на родине, но и за ее переделами.  

«Вообще казахстанская гитарная музыка имеет большие достижения. За годы Независимости стало гораздо легче выезжать на международные конкурсы. Есть конкретные примеры, с того же Шымкента есть выпускник колледжа, Дмитрий Мурин, он работает преподавателем в московском институте им. Гнесиных, это шикарный гитарист, виртуоз, он добился большего успеха именно в направлении классической гитары и таких примеров не мало в стране. Если говорить о нашей школе, то ребята успешно и довольно часто участвуют на республиканских конкурсах, но нам есть еще куда расти», - рассказывает Андрей Шакенов.

В конкурсе приняли участие 40 юных музыкантов, в возрастной категории от 7 до 16 лет. Максимальную оценку, которую может получить исполнитель от одного члена жюри это 8 баллов. Среди участников есть ребята, которые не так давно начали изучать гитару, а есть и те, кто достиг определенного уровня мастерства.

«Основная цель нашего конкурса, это то чего нам больше всего не хватает – добиться профессионализма в игре на гитаре, и также мы хотим добиться того чтобы в этой профессиональной среде, которая только формируется появилась конкуренция. Хочу сказать, что в скором будущем нас ждет реорганизация музыкальных школ, то есть это означает, когда все музыкальные школы города будут объединять в одну, однако, тем самым мы потеряем основополагающий принцип музыкального совершенствования – конкуренцию. То есть конкуренция будет только внутри одной школы» - отмечает педагог.

Во время игры члены жюри обращают внимание в первую очередь на исполнительское мастерство, на звучание инструмента в руках исполнителя и артистизм ребенка. А также на то, на сколько дети способны к будущему профессиональному развитию. Отдельное внимание уделяется, так называемому рабочему аппарату молодого музыканта, а именно его рукам.

«Мы смотрим на то можно ли такими руками в дальнейшем сыграть более сложные произведения. Имеется ввиду посадка и постановка рук, каким пальцем он сыграл, каким приемом, с какой силой, как ребенок мыслил во время игры на гитаре и на сколько правильно он развивается с точки зрения технологии гитарного искусства. Мы не играем медиатором как в джазе, поэтому смотрим на пальцы, на сколько они развиты, независимы, на сколько они могут выполнять поставленную задачу. Причем строение, и длинна пальцев не имеет значения, это природная способность пальцев, у кого-то бывает природная беглость, он может быстро играть главное технику поставить, у кого-то хорошая читка нот с листа, у кого-то отличное чувство ритма, у кого-то интонация очень хорошая, слух, он очень чисто играет. Отмечу что детей глупых не бывает, все чем-то наделены, все находятся в одинаковых условиях, и наша работа их сильные качества усиливать, а слабые развить и сделать незаметными». 

Поддержать конкурсантов пришли родители, бабушки, дедушки, и конечно же сами педагоги. Кроме того, перед началом конкурсной программы был проведен своеобразный мастер-класс от преподавателей. Они сыграли известные гитарные произведения в ансамбле (трио), а также сольно. Как известно, многие гитарные произведения сопровождаются вокалом, поэтому на конкурсе-фестивале, педагоги подготовили и вокальный номер - песню на французском языке.

Пока одни выступают перед жюри, другие ребята репетируют за кулисами, или прямо вот так, сидя на ступеньках оттачивают произведение.  

«Главное в нашем конкурсе я считаю – это дети, чтобы у них был стимул, чтобы они играли, чтобы у них было в дальнейшем понимание того как нужно играть на гитаре, и чтобы они учились друг у друга. Почему сперва фестиваль? Потому что в начале на сцене играют участники жюри, это основополагающий момент всех конкурсов, делается это для того чтобы дети видели наглядный пример выступления. Потом играют дети как сольно, так и ансамблем.  В нашей школе можно сказать гитарная жизнь кипит. Нам в Астане очень необходим такой конкурс, потому что если сравнивать по Казахстану, а я уже 25 лет занимаюсь педагогической деятельностью, и часто мои ученики выступали на республиканских конкурсах, то за первенство в игре на гитаре всегда борются такие города как Шымкент, Караганда, Алматы и Павлодар.  Проблема кроется в корнях этого музыкального направления, а именно у нас конечно есть специалисты по гитаре, но они как правило либо по своей специальности не работают, либо те, кто работает их профессиональной уровень пока еще далек от высокого. Поэтому перед нами задача сейчас стоит чтобы вырастить в Астане своих юных гитаристов, которые будут занимать первые места на разных конкурсах» - говорит Андрей Шакенов.  

За 25 лет педагогической деятельности Андрей Шакенов выпустил немало талантливых гитаристов и почти все они работают по профессии. Ну а музыкальная школа №3 имеет все возможности готовить гитаристов-профессионалов.  

«В нашей музыкальной школе №3 города Астаны есть все условия для подготовки гитаристов. Сюда входит и преподавательский состав, и материальная база, она здесь сохранена и могу сказать, что наша школа одна из самых музыкальных, именно в плане если говорить в общем, о понятии музыкальность.  Хотя история этой школы не очень большая. Основной костяк преподавателей нашей школы — это приезжие учителя, которые образование получили в других городах. На сегодняшний день преподавателей по гитаре у нас пять, а учеников обучается по этому направлению порядка 80 человек».

Как отмечают педагоги музыкальной школы, спрос на гитару у детей очень высокий и из года в год он не падает. И одна из причин этого явления, в том, что хорошему гитаристу в будущем найти работу по профессии – несложно.

В музыкальной школе преподают основы классической акустической шестиструнной гитары, инструмента, который должен освоить любой гитарист.

«Изучение инструмента я бы сравнил с изучением языка или какой-то науки. Если посмотреть с точи зрения науки, то есть фундаментальные, а есть прикладные науки. Так и в гитаре, есть классическая гитара – это фундаментальная наука, от которой пошли уже производные направления, они не хуже, но это уже другое. И когда человек переходит с классической на другую гитару, например, на испанскую фламенко, или семиструнную русскую цыганскую, на гитару старинную, джазовую, эстрадная, бардовская или рок гитару – это считается уже отдельным направлением. Все это разновидности музыки и инструментов и их нельзя сравнивать. У них и мышление и музыкальная философия тоже разная. Поэтому детям нужно прививать фундаментальные знания и используя их они уже могут отклоняться в другие направления, возможно, более интересные для них. Поэтому программа нашего конкурса очень широкая и мы не ограничиваем в этом детей. Кто-то играет переложения казахских композиторов или казахской народной музыки, кто-то играет старинную классическую музыку, кто-то испанскую. Но единственное что хочу особенно отметить в чем важность этого конкурса, мы хотим, чтобы на гитарных конкурсах играли исключительно гитарную музыку, ведь ее очень много. Я не вижу смысла играть на гитаре, произведения из кинофильма «Пираты Карибского моря», которая изначально была написана для симфонического оркестра и сыграть его неполноценно. К сожалению, бывают такие педагоги, которые дают детям играть такие несвойственные для гитары произведения. Это тренд к популярной музыке, и от этого нужно уходить, мы ведь не воспитываем музыкантов для ресторанов. Я не имею введу что нужно насаждать классику, но есть определенные законы и их нужно знать», - поясняет преподаватель по классу гитары Андрей Шакенов.

Возможно, не все из этих ребят свяжут свою жизнь с профессиональной музыкой, кто-то осваивает инструмент для себя, однако, то, какую пользу приносит общение с инструментом нельзя переоценить. Ведь ещё одной из важных функций музыкального образования является привитие любви к прекрасному.   

Автор фото: Чингиз Майсеит

#День Первого Президента #детское творчество #музыкальный конкрус

Комментарий

comments powered by HyperComments

Похожие материалы

Партнёры