Старт для молодых

Как работает киберспортивный клуб в столице

Прошлым летом компьютерные игры в Казахстане признали официальным видом спорта. Одновременно с этим событием в республике была создана федерация «Qazaq Cybersport Federation». Перед организацией стоят задачи популяризировать компьютерный спорт среди казахстанцев, налаживать международное сотрудничество в этой области, продвигать имидж отечественного киберспорта в мире, и в общем развивать цифровую культуру среди молодежи.

С новым статусом, киберспорт в стране начал развиваться еще активнее, появляются клубы, в которых геймеры могут не только провести досуг, но и подтянуть свое мастерство на профессиональном оборудовании. Как показывает статистика в Казахстане около полутора миллионов поклонников компьютерных игр и вообще кибер-продукции, но профессионально из них занимаются лишь десятки.

Калыбек Есенжолов один из основателей первого киберспортивного клуба в столице, который работает по принципу академии. Хотя, как говорит сам Калыбек, академией в полном смысле слова, клуб пока еще не стал, но очень к этому стремится.

По образованию Калыбек - инженер-нефтяник, пять лет он проработал на нефтеперерабатывающем заводе в городе Актау. Потом решил сменить профессию и начал изучать разные варианты, а именно что сейчас популярно в мире. Его привлекла IT-сфера и киберспорт. И вместе со своим другом он решил работать в этом направлении и на совместные средства они открыли киберспортивный клуб в столице.

«Открывая спортивный клуб, в первую очередь мы хотели создать комфортные условия для отечественных киберспортсменов, и тем самым развивать этот вид спорта в республике», - говорит Калыбек.  

Об идее

«Наш киберспортивный клуб AST eSports мы разрабатывали на протяжении полугода, еще до того, как была образована федерация киберспорта Казахстана, это было окончание 2017 года. В первую очередь мы изучали рынок, анализировали, что должно быть в клубе, каким он вообще должен быть и т.д. Сперва открылись в тестовом режиме, а после было официальное открытие ко дню столицы», - рассказывает Калыбек Есенжолов.

На фото: Калыбек Есенжолов. 

По его словам, сегодня ситуация с киберспортом в стране значительно отличается от той что была несколько лет назад. Все дело в поколении геймеров, которое уже подросло, и самое главное не потеряло интерес к компьютерным играм.

«Идея открыть такой клуб возникла на основе понимания того что киберспорт в мире очень популярен, и эта популярность только растет. И компьютерные игры сегодня это уже не те игры, в которые раньше играли дети. Даже если смотреть по статистике, всего 10% наших посетителей приходится на школьников, а остальные это взрослые люди от 18 лет и старше. То есть, та аудитория которая увлекалась компьютерными играми будучи еще детьми, уже выросла и продолжает заниматься киберспортом».

Молодежь готова вкладывать время и средства в этот вид спорта, а это значит, что дальше дело лишь за условиями для качественных тренировок, которые и создают спортивные клубы.   

О «железе» и оснащении

Киберспорт больше чем другие спортивные десциплины нуждается в первоклассном техническом оснащении. Качество оборудования на прямую влияет на результаты геймеров, которые они показывают во время игр. Иными словами, в этом спорте важно все до мелочей.  

«На начальном этапе самым сложным при открытии клуба было приобретение игровой техники, а именно компьютеров, то есть «железа». Нужно было приобрести очень хорошие мониторы с частотой от 144Гц. Если их сравнивать с мониторами, которые люди используют в обычной жизни, то на домашних этот показатель составляют лишь 60Гц. А наши мониторы специально предназначены для киберспортсменов и отвечают требованиям любой игры. Отдельный вопрос, это клавиатуры, которые тоже должны быть специальными. Они механического типа и чем-то напоминают клавиатуру печатных машинок, они более чувствительные и даже вовремя нажатия клавиши издают своеобразный щелчок.  Конечно для удобства спортсмена нужны особенные геймерские кресла, которые можно регулировать для своего удобства. Ведь игроки как мы знаем очень много времени проводят за компьютером поэтому комфорт для них имеет очень большое значение, во время игры не должна болеть спина, плечи и шея».

На фото: тренировка в клубе.

Для того чтобы полностью собрать игровое место для геймера включая кресло и «железо» потребуется полмиллиона тенге, и это только самый экономный вариант, - подчеркивает Калыбек.

О тренировочном процессе

Пока что штатных тренеров pro-класса у клуба нет, но несмотря на это, процесс обучения молодежи здесь налажен. Проводятся онлайн мастер-классы и офлайн тренировки с приглашенными специалистами.   

«В мире существует киберспортивная команда HellRaisers по игре CS:GO (Counter-Strike: Global Offensive, популярная многопользовательская компьютерная игра), она входит в топ 10 лучших команд планеты. Мы пообщались с ее главным тренером, и он провел для столичных спортсменов трехчасовой мастер-класс по скайпу, на нем могли присутствовать все, кому интересен киберспорт. Игроки задавали ему много вопросов, часто о том, как продвигаться и совершенствоваться в этом виде спорта. В общем все получили лайфхаки от мастера. Также мы организовывали тренировки именно по дисциплине CS:GO, для этого наняли тренера. В основном аудитория, которая пришла на тренировку состояла из ребят от 13 до 16 лет. Более того многих приводили даже родители, которое хотели, чтобы их ребенок не просто играл дома, а получил какие-то полезные профессиональные знания», - рассказывает Калыбек Есенжолов.

Также по игре Dota (компьютерная многопользовательская командная игра в жанре «multiplayer online battle arena») в клубе было собрана команда. В нее вошли пять человек в возрасте от 16 до 18 лет.

«В нашем клубе мы им бесплатно предоставили игровые тренировочные места. У них проводились довольно интенсивные тренировки, шесть раз в неделю по 4 – 5 часов в день. Отмечу, что команда представляла наш спортивной клуб и выступала на профессиональном уровне. Но сейчас эти ребята нашли спонсоров и перешли в более крупную компанию. Новые спонсоры могут покупать им атрибутику и платить зарплату. Можно сказать, что этих ребят мы подготовили к более высокому уровню и они пошли дальше. В общем, наш спортивный клуб дает старт молодым игрокам», - отмечает Калыбек.

Как говорит Калыбек готовить профессиональную команду - дело очень затратное, для этого нужно самое мощное «железо», а также штатные тренеры. А для подготовки команды на международный уровень потребуется еще больше времени, сил и средств, причем как от клуба, так и от самого геймера.

«Мы конечно планируем выйти на более высокий уровень, но для этого нужны финансы, а, следовательно, спонсоры, а они как известно заинтересованы в получении доходов, от киберспортивных команд. Поэтому от команды всегда ждут отдачи, ведь игрокам нужно платить зарплату, продвигать их чтобы они могли участвовать в казахстанских турнирах. Сейчас мы делаем больше имиджевую работу, когда берем команду и тренируем ее».

Сегодня в стране мало проводится турниров с крупными призовыми, поэтому стимул для геймеров и клубов не такой большой. При этом такая ситуация сказывается и на активности спонсоров.

«Например на турнирах в Казахстане, максимальный призовой фонд, на сколько мне известно, составлял 2 миллиона тенге, это на несколько команд, которые заняли первое, второе и третье места, а в одной команде пять человек. Но есть такая традиция, любой новый компьютерный клуб проводит свои мини турниры с общим призовым фондом от 150 до 300 тысяч тенге. То есть это совсем небольшие выигрыши, поэтому такие соревнования проводятся не с целью заработать, а больше для опыта».

В планах у клуба улучшение оснащения и приобретение нового оборудования, которое позволит казахстанским игрокам обмениваться опытом с зарубежными геймерами.  

«Есть очень интересное и популярное направление в компьютерных играх – «стриминг». И скоро мы панируем открыть стрим-комнату, где будут проводиться онлайн трансляции игр, а также их обсуждение в чате. Во время этого, опытные геймеры со всего земного шара могут делиться своими стратегиями, приемами по прохождению той или иной игры, а также наши ребята могут играть онлайн и общаться с геймерми из любой страны. Кроме того, мы хотим запустить стриминг на казахском языке уже для нашей аудитории. Для этого мы в Европе заказали самые мощные компьютеры, которые сегодня есть на рынке».     

Калыбек сетует, что самая главная проблема в работе киберспортивных клубов в стране – это большие налоги. Ежемесячно за одни компьютер клуб платит 4 МРП, а это более 10 тысяч тенге.

«Такие налоги связаны с тем, что наша деятельность до сих пор приравнена к игровой, поэтому налог остался старый. Мы конечно этот вопрос поднимали и в НПП Атамекен и в маслихате города, но пока он не решен», - говорит Калыбек Есенжолов.  

Калыбек, уверен, что со временем киберспортивный клуб получит официальный статус академии, в которой будут работать штатные сертифицированные тренеры, обучающие профессиональных геймеров. Ведь для этого есть все предпосылки, нужно просто немного подождать, - отмечает он. А тем, кто решил также заняться IT-сферой и открыть свой киберспортивный клуб Калыбек советует составить четкий бизнес-план и учесть все подводные камни этой деятельности.

«Во-первых, нужно найти хорошего айтишника, и не такого который работал в какой-нибудь компании, а который разбирается в игровой сфере, у которого есть опыт работы в компьютерных клубах. Дело в том, что в столице хороших IT-специалистов, разбирающихся в компьютерных играх можно по пальцам пересчитать, но их много в Алматы. Этот человек наладит вам всю систему и соберет компьютеры. Второй момент – интернет, с ним все вопросы нужно решить сразу. Отмечу что у нас в стране он очень дорогой для юридических лиц, поэтому финансы на него нужно рассчитать заранее. К тому же нужно выбрать такой тариф, который удовлетворял бы ваши потребности. Обычно мы привыкли смотреть на входящую скорость интернета, но, когда в зале много компьютеров нужно обращать внимание и на исходящую скорость, чтобы не было лагов. Ну, и конечно нужно не забывать про высокие налоги».

Интерьвю с профессиональным казахстанским геймером Нурболатом Дюсембаевым читайте по ссылке: https://el.kz/ru/news/sport/eto_ne_igrushki_

Фото взяты из Instagram профиля AST eSports.

#киберспорт #Цифровизация #академия киберспорта

Похожие материалы