Анимация с национальным колоритом

19.04.2019 3770

Как создаются казахстанские анимационные мультсериалы

Компьютерная анимация – одно из самых быстрорастущих направлений в цифровой эпохе. Еще в 2015 году рынок этой индустрии был оценён в 100 миллиардов долларов. Сегодня анимация используется практически во всех сферах, связанных с созданием видеоконтента: реклама, производство фильмов, компьютерных игр, презентаций и блогов. А такие анимационные гиганты как «Pixar» и «Dreamworks» ежегодно выпускают десятки короткометражных и полнометражных фильмов, бьющих рекорды по просмотрам не только в мировом прокате, но и на просторах сети Интернет.

Казахстанская анимация хоть и имеет прочный фундамент, заложенный еще режиссёром-мультипликатором Аменом Хайдаровым, однако находится в стадии развития и нуждается в поддержке инвесторов.

Журналист портала El.kz поговорил с Дильшатом Рахматуллиным режиссером-аниматором, основателем одной из самых крупных анимационных студий в Казахстане «Dala animation», которая создает мультсериалы для главного детского телеканала страны «Балапан». Режиссер рассказал о том, сколько уходит времени на создание одного мультсериала и когда отечественные мультфильмы смогут конкурировать с зарубежными.

На фото: Дильшат Рахматуллин.

Путь в профессию

В 2000-м году Дильшат поступил в художественный колледж в городе Алматы, по направлению «Станковая живопись» и получил диплом художника-живописца. Однако после окончания учебы, вместе с сокурсниками решил поступить в Казахскую национальную академию искусств им. Т. Жургенова, где в последствии и познакомился с анимацией.

«Нам как художникам, было очень интересно создавать не статичную, а живую картинку. Анимация для нас была каким-то волшебством. Но так получилось, что в академию на грант я поступил лишь с третей попытки, на платное обучение у нас просто не было средств. На протяжении пяти лет я обучался в академии на режиссера анимационных фильмов. За эти годы я получил огромный багаж опыта и знаний, ездил в Москву по программе обмена студентами, также при посольстве Франции в Казахстане, французские художники обучали нас созданию комиксов», - вспоминает Дильшат.

После окончания академии Дильшат устроился режиссером в студию «Asia animation», где проработал год. После этого он начал работать над созданием собственной студии анимации. Молодой режиссер-аниматор предлагал свои идеи всем производителям видеоконтента: от телеканалов до киностудий.

Первый успех

Одним из проектов Дильшата заинтересовался детский телеканал «Балапан», что стало отличной возможностью для молодой студии закрепиться на только развивающемся рынке анимационной продукции страны. Как вспоминает сам Дильшат в свой первый проект были вложены все силы.  Он был посвящен истории. В нем молодые режиссёры показали все свое мастерство, была использована 3D, 2D-анимация, пластилиновая анимация, «stop-motion» анимация. Получился целый микс жанров, который стал своего рода портфолио команды. После этой работы на студию начали обращать внимание заказчики. И уже не следующий год была начата работа над большим проектом - обучающим мультсериалом «Сиқырлы кітаптар». Так с 2012 года студия начала свою профессиональную деятельность.

На фото: команда за работой. 

Сперва в штате было четыре человека, потом началось расширение и сегодня в студии работают 15 штатных сотрудников: художники, аниматоры, режиссеры, и столько же привлеченных специалистов со стороны, это композиторы, актеры и сценаристы. 

«Большинство наших специалистов имеют профильное образование аниматора, режиссера или художника, но есть и самоучки, которые очень сильно интересуются и разбираются в компьютерной анимации. Они к нам приходят, мы оцениваем их потенциал, если видим в человеке даже малейшие задатки и навыки, мы из него начинаем готовить аниматоров. Потому что аниматоры-мультипликаторы в Казахстане это как говорится «штучный товар», у нас очень мало профессионалов в этой области. В итоге мы иногда сами готовим для себя кадры, обучаем их на протяжении нескольких месяцев и конечно платим им, потому что они уже выполняют определенную работу», - рассказывает Дильшат.

Время супергероев

Основное занятие студии – создание детских анимационных сериалов. В 2018 году в первые в Казахстане на телеканале «Балапан» вышли в эфир сразу три сериала о супергероях, созданием которых занималась команда Дильшата Рахматуллина.

«Мы давно мечтали создать мультсериал о казахских супергероях, ведь подобных анимационных фильмов в стране еще не делали. Наши дети смотрят зарубежные фильмы, такие как «Человек-паук» или «Бэтмен». И проблема иностранных сериалов в том, что они рассказывают только о своих ценностях, и ничего о казахской национальной культуре наши дети в этих фильмах не услышат и не увидят. А казахские супергерои по-настоящему близки нашим детям», - говорит Дильшат Рахматуллин.

Один из сериалов, созданных студией называется «Айдар», второй проект «Дала ойындары» и третий «Ертемір».  А еще на счету команды такие анимационные образовательные проекты как «Ерден ата» и «Сиқырлы кітаптар». Эти сериалы были на столько тепло приняты детьми и родителями, что в 2019 году получили продолжение.

«Всю основу для сценария к «Айдару» мы взяли из казахской мифологии. У нас есть сценарист-драматург вместе с которым мы искали интересные мифологические материалы для сюжета. Например, нам нужно было создать антигероя – антагониста, который будет противодействовать главному герою Айдару. В результате поисков мы нашли самого ужасного персонажа из казахской мифологии его зовут Еркілік (Бог зла, демон) хан темного подземного царства. По сценарию у этого злодея одна цель - уничтожить человеческую цивилизацию, а Айдар призван противостоять этому злу, как это делали наши батыры, герои эпосов. Так на протяжении всех девяти серий наш персонаж ищет древние оружия батыров чтобы в финальной десятой серии расправиться с Еркіліком», - рассказывает детали сценария Дильшат.

На фото: герой мультсериала Айдар.

О творческом процессе

Самое сложное в создании мультсериалов – это концепция, то есть досценарная работа. Ее необходимо создавать в самом начале и сразу на все серии. Сперва режиссеры собирают общий информационный материал, изучают мифологические и исторические источники. Когда определена концепция всего сериала, начинается процесс создания сценария и сюжетной линии.  

«Но одновременно с этой работой идет и другая – поиск внешности персонажа, его характера. Художники прорисовывают десятки вариантов того, как будет выглядеть главный герой, от одежды и обуви, до волос и цвета глаз. В это же время подбираются локации, в которых будет жить и действовать персонаж. Кстати в качестве города и местности мы взяли Алматы, а именно старую часть мегаполиса. После этого начинается этап создания 3D моделей героев и их мира. Далее мы тестируем эти модели на способность двигаться» - говорит Дильшат.

После завершения технической стадии работы, начинается не менее важный этап дубляжа. Для поиска подходящего голоса проводятся кастинги как среди детей, так и среди профессиональных актеров театра. За всем этим процессом внимательно следит заказчик, в данном случае телеканал «Балапан».

На фото: процесс озвучания.

Когда все серии смонтированы, видеоматериал отдаётся композитору. Перед автором саундтреков стоит задача написать музыку с казахскими народными мотивами, но не уходя глубоко в древность, не используя только домбру или кобыз. Главное, чтобы аудиоматериал звучал свежо, по-современному и в первую очередь нравился детям. В итоге на создание одного анимационного мультсериала, состоящего из 10 серий, уходит ровно год.

«Несмотря на то что наша студия занимается созданием анимационных проектов уже на протяжении семи лет, именно мультсериалы про супергероев являются для нас самыми трудоемкими. Здесь в плане анимации и других вопросов ставится очень высокая планка.  И мы с гордостью можем заявить, что казахстанские мультсериалы по своему качеству не уступают российским или американским», - отмечает Дильшат Рахматуллин.

Об индустрии и перспективах

По словам Дильшата если человек решил заняться анимационным бизнесом, но при этом сам не имеет необходимых знаний, а имеет только средства, в первую очередь ему нужно найти специалиста – режиссера анимационных фильмов, который очень хорошо разбирается в этой отрасли.

«У нас в Казахстане не так много режиссеров-аниматоров, все мы друг друга хорошо знаем, общаемся. Есть такие режиссеры – одиночки, он собирает временную команду и работает над заказом. Поэтому инвестор может сотрудничать с такими режиссерами. Но в начале инвестору нужно определиться как он планирует зарабатывать на анимации: делать проекты и продавать их телеканалам или создавать контент для интернета или делать полноценные фильмы для кинопроката. В последнем случае требования к качеству продукта возрастают в разы. А в общем, как бизнес, анимация в стране очень перспективное направление. Пока же наши инвесторы не особо верят в эту отрасль, потому что анимационного продукта в стране очень мало», - отмечает Дильшат.

Но несмотря на это, режиссер отмечает, что работы для анимационных студий в стране более чем достаточно, многие студии уже забиты проектами на год вперед.

«Мы уже не берем мелкие заказы например рекламу. Мы больше делаем акцент на качественные, длительные проекты», - отмечает Дильшат.   

На сегодняшний день в стране на рынке анимационных услуг работает около десяти студий как крупных, так и небольших. Мелкие компании преимущественно занимаются созданием рекламы. Основное количество анимационных компаний сосредоточено в Алматы, есть студии в Шымкенте и Нур-Султане.

По словам Дильшата Рахматуллина казахстанские аниматоры могут создавать мультсериалы, не уступающие популярному российскому проекту «Маша и медведь».

«Сейчас мы создаём сериальный формат для телеканалов, а его нужно делать быстро. А если работать не торопясь, как это делают создатели сериала «Маша и медведь», где только на одну серию уходит 3-4 месяца, то вполне возможно производить фильмы, которые смогут конкурировать с российскими и американскими. Просто у нас в стране сейчас нет инвесторов, которые бы поддержали такой долгосрочный проект, пока нас инвестирует только телеканал. Если говорить об идеях для мультсериалов, то их можно черпать из казахского фольклора, ведь там еще столько нетронутого материала лежит, которого хватит на десятки различных фильмов. В общем потенциал у казахской анимации очень большой».   

Начинающим анимационным студиям Дильшат советует, создать три очень качественные серии, далее вложить средства в рекламу этого продукта, распространить его в социальных сетях, создать канал на YouTube монетизировать его. Ведь качественный контент всегда найдет отклик у аудитории.

Сейчас команда Дильшата Рахматуллина готовится к созданию полнометражного анимационного фильма, который будет выходить в прокат не только в кинотеатрах Казахстана, но и СНГ.